В пространство ада себя загнавшие. Гл. 4

      В пространство «ада» себя загнавшие.
Глава четвёртая. «Ключ» от «темницы».
      В этой семье тоже дочери, словно «товар лицом», выставляются. И тоже во главе вдова - с говорящей фамилией Кукушкина. Может быть, нет в доме «цыганского табора», как у Огудаловых, – только суть, в семье происходящего, мало чем отличается. Дочери знают, что надо мужа найти – иначе «на кухне жить придётся», а после надо ежеминутно мужа «точить», чтобы деньги и подарки приносил. И «маменька» только на словах дочерей своих любит.
Наверное, многим уже ясно, что речь о «Доходном месте» идёт – замечательной пьесе, незадолго до «Грозы» созданной. В отличие от самых ранних пьес здесь действие уже одним домом не ограничивается и «незримые» читателем герои  появляются. Но дело не только в этом.
  Итак, обе бесприданницы замуж выходят. Только старшая Юленька, как мать говорит, счастье себе «умом» составила - вышла за человека, которого за глаза называла «дрянь ужасная»… Зато дом у них полна чаша.
  А младшая Поленька, которой «Бог счастье за глупость дал» замуж вышла по любви за умного, образованного, честного Василия Жадова, только  трудом своим живущего.
Пересказывать всё содержание, приводя примеры нравственного падения большинства персонажей, незачем –  да мы уже «договорились» как-то, что исходим из знания пьесы.
   А для писателя самое главное то, что есть этот «островок» любви среди окружающего разврата. А маменька «островок» этот чуть не «потопила» -  тоже, очевидно из «благих намерений». Кстати, слово «разврат» драматург вкладывает в уста своего героя, давая оценку происходящего вокруг, - и отнюдь не в привычном большинству смысле,                а в смысле  отсутствия нравственного начала  как такового.
Возможно потому, в одной из экранизаций «Доходного места», как и в «Жестоком романсе», присутствует показ повального, почти безумного веселья на пиру – веселья греховного, какое ещё Святитель Тихон  Задонский бесовским игрищем назвал. Точнее не сказать…   
   И вот в «Доходном месте» автор, словно строгий и любящий отец, слегка наказывает Жадова, да, наверное, и Полину, показывая, к чему привело окружающих их людей получение «благодарностей», стремление к богатству любой ценою. Жадов больше не оступится, не пойдёт просить «доходного места», даже ради любимой жены. И Полина – дай Бог - поняла, не только то, что любит мужа, а то ещё, что вовсе не  хорошему,                не нравственному, не «полезному» мать её с детства учила…
Но неужели всё хорошее, чистое, нравственное только в ранних пьесах осталось?          
   Снова вспоминается  диалог из «Бесприданницы».
 «Вожеватов. Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю.
Кнуров. Чего?
Вожеватов. А вот, что любовью-то называют.
Кнуров. Похвально, хорошим купцом будете».
Да неужели только, отвергнув любовь, хорошим купцом стать можно? И ради чего                в таком случае?
 Своего рода «ответом», вернее, - опровержением сказанного могут служить главные герои пьес: «Бешеные деньги» и «Женитьба Белугина».  (Очень советую пересмотреть или перечитать).
   Конфликт «социальный» как водится «перемещён» в семью. В обеих пьесах молодой купец женится на аристократке – женится по любви – иначе и быть не может, женится                на бесприданнице. В отличие от персонажей, к чьему диалогу мы обратились, Савва Геннадьевич Васильков и Андрей Гаврилович Белугин, зная счёт деньгам, не станут искать невесту ради золотых приисков – потому что воплощают герои русскую, «корневую» нравственность. И в отличие от Паратова для них «заветное» существует…
 А обе невесты имеют свой расчёт  - состояние родителей сильно «пошатнулось»…                И всё же в обоих произведениях нравственное начало, в главных героях заложенное, одерживает верх над развратом, в котором изначально воспитывались невесты.                (О значении слова речь уже была).
Жена Василькова Лидия вынуждена принять условия мужа, а супруга Белугина Елена поняла, насколько супруг лучше, чище, честнее всего её окружения. Ум Елены, по её же словам, «развратить» не сумели. А потому в финале происходит примирение –                и возможно, говоря языком И.С.Тургенева, они «доживут до счастья…до любви».
А ещё очень возможно, что станут оба героя со временем меценатами, благотворителями – и вслед за И.С.Шмелёвым назовут их  «Светлым Царством»…
Любовь как основа жизни, неотделимая от веры, от выполнения Заповедей Божиих побеждает «царство тьмы», «отпуская» людей не свободу…


Рецензии