Кузнецы Корректоры 14

- Попадаешь на тот свет и думаешь, что увидишь что-то новенькое. Не может такого быть, чтобы и там все серо, скучно, уныло и рутинно, как при жизни. Кто сказал, что на Земле так? Ты, серьезно? Уверен? Сопляк! Сладости, счастья, движения не знаешь, прожил жизнь с закрытыми глазами! И что, что тебе семьдесят в позапрошлый четверг стукнуло! Ум, он или есть уже в семь или его нет вообще, иди еще в собес похвастайся, что ты и в семьдесят идиотом остался! Серо ему, скучно! Глаза открой, хоть и поздно, хоть и лежат у тебя на веках два пятака! Смотри, родные как постарались, хранились ведь пятаки долгие годы специально для такого траурного случая, чтобы тебе, дурню, показать, как о тебе заботятся! Ну и что, что только после смерти, значит, так жил, не заслужил большего! Ладно, ладно, не реви, дурашка, так и быть, отпущу! Все равно коса не точена, надо подправить, а ты покамест живи! Живи, я сказала! Не тащись по жизни валенком, не тянись за несбыточным, пятаки не потеряй, я коллекцию собираю, потом отдашь! Нет, они не на глазах у тебя, спрятаны надежно в старом сундуке, на самом дне, в уголке. Не лезь и не ищи, все равно не найдешь! Мои они по праву, а ты вроде бы как со мной ими расплатишься, понял? Беги, пацан ты еще, подумаешь, семьдесят! Вспомни о чем мечтал, годков десять дам тебе на исполнение самых сокровенных желаний! Да не ремонт, тьфу на тебя, бестолкового! Ремонт ему подавай! Ты стоишь, смотришь в глаза бездне и думаешь о дефицитных обоях? Окстись, дурень! Шанс даю, добрая я сегодня, погода странная, разморило меня, хочется отдохнуть от вас непутевых! И что я с тобой вожусь? Надоел! А ну, кыш отсюда!

Наверное меня все-таки слегка сморило, иначе как объяснить то, что я увидел: темную фигуру с косой, отчитывающую какого-то незнакомого мужичка в парадном костюме и лакированных, неудобных туфлях. Он был неуместен в жаре деревенской кузницы, странен. Мужичок стоял перед незнакомкой навытяжку, выпучив глаза, сжимая что-то в кулаке, наверное те самые пятаки, которые должны были быть на его глазах.

"Еще покойников и призраков принесло, мало своих было", - подумал я, а фигура с косой тем временем повернула мужичка лицом к открытой двери и от души пнула его ногой по филейной части. Мурка замурлыкала еще громче, и я вроде бы проснулся. Рука побаливала, и я запоздало обругал свой верный нож сволочью, а потом посмотрел на незнакомку около которой моя кошка - предательница ходила кругами и пела песни. С чего я взял, что эта тетка была одета в темное? Вовсе нет. На ней было обычное застиранное платье, простое, блеклое, когда-то цветастое и красивое, да и сама тетка была какая-то выцветшая: лицо настолько неприметное, что и не вспомнишь, какого цвета у нее глаза или насколько большой нос, волосы седые, длинные, заколоты в обычный пучок. Тетка, как тетка, косила себе траву на лугу, измучилась с тупой косой и решила наточить ее как следует. Тетка смотрела на меня слегка улыбаясь и вроде бы чего-то ждала. Я тоже молчал, губы почему-то слиплись и простая фраза, которая билась во рту, стремилась на волю, перекатывалась в черепной коробке, правильная фраза, правильный вопрос, они оказались крепко запечатаны во мне, сгнили, превратились в пыль и непроизнесенные звуки пощекотали горло, бухнулись вниз и переварились в моем желудке.

- Чего изволите? Что хотели? Что надо? - хотел спросить я и не мог. Все эти вопросы были неправильными, задай я хотя бы один из них, произойдет что-то ужасное, я это чувствовал и не мог понять, в чем же подвох? Тетка пришла наточить косу, подумаешь, что тут такого? Почему я не могу просто принять заказ и заняться работой?

- Слышь, Петька, ты цветок на оградку Машеньке выковал?

В кузницу ворвалась старая Варвара, растрепанная и злая и немедленно начала орать и посылать меня к черту, как будто бы там и хранились все выкованные цветы.

- Не успел, не кричите, к вечеру сделаю, - быстро ответил я и удивился, что смог говорить.

Старая Варвара - бабка склочная и языкатая хотела было еще мне что-то сказать, но потом вдруг увидела тетку с косой, побелела, перекрестилась сначала правой, потом зачем-то левой рукой и тихонько вышла из кузницы. Мурка неспешно подошла ко мне, запрыгнула на руки и медленно вонзила мне когти в левую кисть, уже истерзанную моим верным ножом. Я вскрикнул от неожиданности, кошка всегда была ласковой и нежной, даже не царапалась никогда и схватил ее за шкирку. Мурка, растопырив когтистые лапы, смотрела мне в глаза и негромко шипела. И вот тут-то я внезапно понял, кто пришел ко мне в кузницу.

- Наточу косу в обмен на исполнение моего желания, - быстро сказал я тетке и она довольно кивнула.

- Ты успел в последнюю минуту, еще бы одно мгновение и...

Мне было неинтересно это "и....". Мысли метались, желания кричали, просились на язык: глупые, сиюминутные желания. Тетка, ухмыляясь, наблюдала за мной. Конечно же, она все понимала. Все зубы могу прозакладывать, она умела читать мысли! Поэтому я не стал тратить время и слова и просто побежал к колодцу, понимая, тетка прекрасно знает, мне нужно немедленно сунуть голову в воду и хорошенько охладиться.

Одно единственное желание! Оно должно быть умным, настоящим, не стыдным и неисполнимым, иначе не было никакого смысла просить саму Смерть! Не настолько неисполнимым, как воскрешение мертвых, хотя, кто его знает, как можно истолковать это желание и что из этого получится? Зудела, разрывала черепушку мысль о воскрешении мамы, Прохора Матвеевича, его родителей и, конечно же, Ривки. Глупое, детское желание, живущее в каждом, кто когда-либо терял близких, почти во всех оно есть. Детское желание. Нет, не то. Мысли метались в голове, как стая злобных гусей по полю, шипели, перекрикивали друг друга: семья, любовь, дети, здоровье, деньги, снова семья (ведь ты одинок, страшно одинок и не надо притворяться, что это не так, иногда ты зубами скрипишь от тоски), любовь - та единственная, возможно, она еще ждет, почему бы и нет, ты можешь, хочешь любить, у тебя столько сил, вагон сил, ты жаждешь отдать себя любимой, всего себя, чтобы ни одной тайны не осталось, нет, осталась бы одна огромная - величина этой самой любви...

Мне захотелось напиться, чтобы утихомирить самого себя и знаете о чем я пожалел? О том, что понял, кто пришел ко мне. Как бы мне было легче, если бы я просто наточил косу, взял деньги и эта тетка - незапоминающаяся и бесцветная, ушла бы на свою мрачную пахоту, а я продолжил бы жить. Может быть и с Галкой что-нибудь все-таки получилось бы, кто знает? Можно помечтать.

Я стоял у колодца - голова мокрая, дурная, не помогла холодная вода. Я боялся до дрожи в коленках, до паралича, я боялся просить и знал, что придется мне это сделать. Я увидел Ее, понял, кто Она есть на самом деле и тем самым уже заключил с Ней некую сделку, разорвать которую я просто не могу. Я представил себе, как эта тетка будет сидеть у меня в кузнице и ждать моей просьбы. Коса будет наточена, но Она не уйдет. Она тоже не любит оставаться в долгу. Вот и будет маячить, сбегает, заберет несколько сот тысяч душ и ко мне, спросить, не решил ли я чего. И так долго, до бесконечности, до того момента, когда я открою рот и попрошу... Чего?

- Слышь, Петька, что за тетка такая страшная у тебя в кузне обитается? Ух, рожа у нее, не дай Боже в кошмарах привидится, еще и родимчик накроет! Я как за порог вышла, сразу ей кукиши начала крутить и плеваться через левое плечо, слышь, еще водицы святой, умыться бы, а тебе кузню освятить, хоть ты и неверующий, все вы такие, бестолочи, оттого и жизнь такая, и война была, все из-за вас, ууу, глаза бы мои на тебя не смотрели, ирод!

Старая Варвара тараторила, что мамина швейная машинка. Я не обижался на нее, бабка слегка спятила после смерти внучки Машеньки и иногда винила всю деревню за то, что девочка захотела съесть черешенку, которой лакомилась оса. Варвара словно прочитала мои мысли и запричитала с новой силой:

- Вот кабы кто Машеньку тогда спас! Если бы я сразу в огород побежала! Дура старая! Стирку затеяла! А девочка моя, она уже не дышала, когда я ее увидела, ууууу, этих ос сколько я пожгла, потравила, ненавижу тварей! Я и дерево это своими руками вырубила, а толку никакого, я ж ее ягодку мою и отправила в огород, так и сказала: "Пойди, Машенька, черешни поешь, уродилась она." Вот так, Петька, убить можно одной своей любовью и желанием, чтобы дите полакомилось, а уберечь... Нет такой силы, которая спасти может тогда, когда уж Смертушка за руку взяла.

Старая Варвара расплакалась и, напомнив мне про цветок на оградку, который я уже полгода как обещал выковать, ушла. А меня как молнией поразило, озарило вернее, и я побежал в кузницу.

- Наточу косу в обмен на желание, мое желание, - повторил я тетке в линялом платье. Она улыбалась лукаво, кусала губы, словно сдерживаясь, словно она хотела отговорить меня от этого желания. Я подождал немного, думал, она скажет что-нибудь, но она молчала и я продолжил:

- Хочу спасти близких людей из такой паршивой ситуации, когда выхода уже не будет, когда только чудо, нет, даже не чудо, не знаю, как это назвать, просто когда уже все вроде бы решено и они должны погибнуть, а тут я, как бог из машины!

"Что я несу? Какой бог из машины? Вроде бы это из "Педагогической поэмы". Что это значит? Надо, надо вспомнить, не зря же я это сказал! Развязка! Неожиданная развязка, когда появляется некто, неизвестный ранее и спасает всех, так, что ли? Не уверен!" Мне казалось, мой язык перестал мне повиноваться и мелет чушь сам по себе. Нет, про спасение он правильно сказал, я так и решил, мне казалось, после этого, после спасения я буду уверен, что прожил жизнь не зря. А вот про близких людей... Откуда они у меня? Семьи нет, только кошка и соседка Галка, но с ней еще неизвестно, как все сложится. Кого спасать? Мурку и Галку? Тоже хорошо! Не всякий может похвастаться, что спас целых две жизни. Я вспомнил, как мама кошек чуть ли не выше людей ставила в своей собственной иерархии и подумал, она бы одобрила Муркино спасение. В какую же они передрягу могут попасть? А вот над этим я не стал задумываться, судьба изобретательна, а смерть еще бОльшая мастерица. В какие только неприятности люди и кошки не попадают, лучше даже не задумываться, чтобы не накликать беду. Я что-то еще говорил, даже не осознавая, не понимая, что именно. Внимание зацепилось за знакомое имя.

- Ривка! - сказал я, сам не зная почему, не имея ни малейшего представления, как я могу спасти уже умершую девочку.

Тетка широко улыбнулась (зубы у нее оказались почти идеальными, белоснежными, крепкими на вид и золотая коронка на левом нижнем клыке скорее всего была для украшения и блеска) и кивнула, протянув мне косу, словно скрепляя наш договор.

- А когда это случится? - не удержался я от вопроса, но тетка лишь ухмыльнулась и погрозила мне пальцем. Она была странная. Улыбалась, смеялась, не была страшной или неотвратимой, и я в который раз подумал, что Она лишь уборщик и приходит только после того, как сами люди вынесли и осуществили смертный приговор. Я вспомнил Ривку и тетку Марью и задумался, почти задремал наяву, а когда очнулся в кузнице никого не было. Я бы решил, что мне все приснилось, вот только старая Варвара полюбила ходить ко мне в гости и расспрашивать меня о той странной тетке, с которой она столкнулась в моей кузнице, да пропали Мурка и мой любимый нож. Все это доказывало, что сон если мне и приснился, то был настолько реален, что затронул и наш, бодрствующий мир. Значит, это был не сон?

Мурку мне было очень жалко. Я искал ее месяц, если не больше. Спросил у всех, пересмотрел морды всех деревенских собак, не в крови ли, не порвали ли они мою кошку. Я так привык к ней, что иногда даже не замечал, как она оживляет мой одинокий дом, как радуется моему приходу и как прогоняет мои кошмары. Мне было так плохо, так тоскливо без нее, что я хотел взять себе котенка или щенка, чтобы подлечить пустоту, рану, но странное дело, не нашлось желающих. Вернее, не нашлось ни котят, ни щенков. Я бы никогда такому не поверил, обычно и кошек и собак много по деревне бегает, забирай! Но ко мне никто не шел. Словно меня прокляли.

Наверное, так оно и было. Все изменилось, стало блеклым, как платье той тетки. Я жил потому что надо, потому что так положено. Я вдруг понял, что в моей жизни нет ни смысла, ни цели, ни движения вперед. А стоит ли тогда продолжать все это? Ответ на этот вопрос я получил нескоро, через несколько лет.

Не хочу вспоминать те годы, это было болото, жизнь по инерции, по правилам, потому что так надо, хотя и в спокойном течении жизни тоже есть своя прелесть. Я жил в каком-то сне, вроде бы жил. Не знаю, как это объяснить, может быть с состоянием сильной усталости, когда перестаешь соображать и чувствовать. Работа, быт, с Галкой расстался, а больше ни с кем и не сошелся, не хотелось, у меня появилось чувство, что все события в моей жизни уже произошли и дальше меня ждет тихое, одинокое существование. Я полюбил прошлое, запоздало осознал, насколько я был счастлив, полон сил, насколько наполненной была жизнь. Я вспоминал тех призраков, память лица не удержала, они словно тени скользили в мороке моих мыслей. Остались только имена: Ривка, баба Нюра... Были ли они на самом деле? Кто знает?

Все началось и закончилось в кузнице, так я потом уже понял. Снова было лето и я, обливаясь потом, ковал крючок, который должен был закрывать кладбищенскую оградку старой Варвары. Бабка в конце жизни совсем спятила и повелела запирать ее каждый вечер даже после смерти, дабы она не мстила осам и деревьям черешни за смерть любимой внучки.

- Крюк обязательно чтобы Петька выковал, - велела она родным и те не посмели ослушаться.

Я собирался быстренько разделаться с крючком и пойти домой, жара давила, дышать было тяжело и мне впервые в жизни стало страшно, что я умру в одиночестве и найдут меня не скоро. Я думал отлежаться, выспаться, потом, может быть, искупаться в нашем пруду, но не успел.

Он появился из жара и огня: крупный, неопрятно одетый мужчина, смутно знакомый, вроде бы я видел его на какой-то старой фотографии, а вроде бы и нет, может быть он мне просто кого-то напомнил. Он улыбнулся мне и сказал:

- Здравствуй, тезка-крестник!
Продолжение следует


Рецензии