Белый митрополит о Белом Движе... АЖ - вЫборочно

       Размышляя о принципах Белого движения,
    митрополит обращает внимание, что оно не имело
 «не только подробной политико-социальной программы,
       но даже самые основные принципы
    были не ясны с положительной стороны».
Не имело движение и сколь-нибудь ярких лозунгов,
  а те, которые были, по мнению архиерея,
     не были сильными и не увлекали народ.
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
                Идеология Белого движения
         в оценках митрополита Вениамина (Федченкова)

    Среди мемуаров участников Белого движение
         своё особенное место занимает книга
  митрополита Вениамина (Федченкова) (1880 – 1961)
«На рубеже двух эпох («Россия между верой и безверием»)».
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
А.Ж.:  Речь - язык - пИсьменность митрополита ясна и дохОдчива,
           выСОКА и без тени тщеславия или самовыпячивания !!
         Духохристовость и духоНАРОДность его примагничивает !!
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
                Немного об авторе мемуаров.
Митрополит Вениамин (в миру - Иван Афанасьевич Федченков),
родился 2(14) сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли)
Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Отец – Афанасий Иванович – был крепостным крестьянином,
затем служил там же конторщиком.
(Как видим, никакого аристократического происхождения у владыки не было).
Начальное образование Иван получил в земской школе
в селе Сергиевка Кирсановского уезда, затем два года
проучился в Кирсановском уездном училище (1891–1893).
Далее обучался в Тамбовском духовном училище и духовной семинарии.
Затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.

Окончив в 1907 году Санкт-Петербургскую духовную академию
со степенью кандидата богословия, был оставлен при ней профессорским
стипендиатом по кафедре Библейской Истории.
Пострижен в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования
в честь иконы Божией Матери “Знамение”.

В 1910–1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента
Санкт-Петербургской духовной академии.
В декабре 1911 года - назначен ректором Таврической духовной семинарии.
В том же году был возведён в сан архимандрита.
26 августа 1913 года архимандрит Вениамин возглавил
Тверскую духовную семинарию.

В 1917 году был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви
и участвовал в избрании на Патриарший престол святителя Тихона,
 которого глубоко чтил.

Среди духовных наставников будущего митрополита были великие учителя:
святой праведный Иоанн Кронштадтский, старец Нектарий Оптинский,
Валаамские подвижники. Владыка состоял в переписке
и с преподобным Силуаном Афонским !!

Владыка Вениамин был активным участником Белого движения,
после поражения белых жил в эмиграции, но позднее восстановил связь
с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП)
и после войны вернулся в СССР.

Ценность этих воспоминаний заключается в нескольких важных аспектах,
связанных с судьбой и мировоззрением автора.
Во-первых, книга была написана не только непосредственным
и активным участником Белого движения, но и церковным иерархом,
что предопределяет её особую значимость при изучении
идеологических и духовных основ Белого движения.

Во-вторых, владыка Вениамин во времена власти
П. Н. Врангеля в Крыму возглавлял военное духовенство
Вооружённых сил Юга России (с 11 мая 1920 года - Русской Армии)
и был Епископом армии и флота.
 Следовательно, он стал первым более чем за 200 лет
и единственным за время Гражданской войны архиереем,
официально возглавившим русское воинское духовенство.

В-третьих, находясь в эмиграции, митрополит Вениамин
             принял участие в организации
   Русского всезаграничном церковного собора,
         положившего начала существованию
     Русской православной церкви за границей,

но позже признал декларацию митрополита Сергия,
проявил верность Московской патриархии,
стал экзархом РПЦ МП в Америке, и, как уже говорилось,
вернулся в СССР, занимал ряд высоких церковных должностей.
Закончил свою жизнь владыка в Псково-Печерском монастыре.

Наконец, в-четвёртых, митрополит Вениамин
писал свою книгу воспоминаний, начиная с 1940-х годов,
т.е. спустя два десятилетия, прошедшие после
поражения белых в Гражданской войне.
В этот период он смог более глубоко осмыслить Белое движение,
его идеологию, причины поражения. В своей книге владыка
дал достаточно взвешенные оценки, что предаёт этим воспоминаниям
и наблюдениям особую ценность.
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
Не совсем просто можно оценить и роль религии
в идеологии Белого движения. Действительно, белые считались
странниками религии, в первую очередь, конечно, Православия.
Вместе с тем, автор мемуаров замечает, что «у многих эта вера
была прохладная, как проявление традиции, старого быта ушедшего строя
и, конечно, как противоположение безбожным большевикам.
Это была, так сказать, одна из официально-государственных форм
"белого движения". А попадались и открытые атеисты…
Однако не в них дело, а в целях движения вообще:
оно не ставило себе задачей защиту веры».
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
Что же было главным, что воодушевляло Белое движение?
Вот ответ митрополита Вениамина. «Старыми традициями:
великой Россией, национализмом, собственностью. А ещё?
 Ненавистью к большевикам, которые шли по новым социальным путям
или понимали старые иначе. Всё это наше и слилось около одного
главного имени "Россия" - в общем, прежняя.
А нас, верующих, гнала в это движение и борьба большевиков
против религии - тайная или явная.

Но при всём этом, безусловно, должно отметить,
что в Белой армии и большой дух жертвенности, не за корысть,
не за собственность даже, а за Родину, за Русь вообще.
Кто не примет этого объяснения, тот не может понять "белого движения"!
Большевики казались губителями России. И честному русскому
 нужно было бороться против них!
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
Размышляя о поражении Белой армии, митрополит Вениамин
главную причину видит в том, что «наша армия была не народная.
Хотя народ и пропустил белых через себя, как сито, но сзади,
и с боков, и спереди были не друзья их, а или враги, или чужие.
И потому это окружение большевиков было, по-моему, призрачное.
По географическим картам было забрано много, но всё это держалось
на небольших вооруженных отрядах тоненькими ниточками».
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*
*~~~~~~~~~~**~~~~~~~~~~~*

Дополнения будут после прочтения книги митрополита:
" На рубеже двух ЭЄпох"


Рецензии