Нежданный подарок

Нежданный подарок.

Матрена была довольна своей жизнью. Все -слава Богу. Дожила до 63 лет.
Сын, институт закончил, в городе живет. Женился. Деток двое.  Старшая дочь учительницей работает в городе.  Младшенькая, Наталья, здесь, в деревне, осталась. Славно живет! Зять хороший-непьющий да работящий! Редкостное дело в деревне, коли мужик не пьет! А Петро- не любит это дело. Баловством считает. Только молчаливый и неприветливый. Как Наталья с этаким букой живет, один Бог знает…Пока ребята маленькие были-нянькалась. Часто ходила к ним, сейчас -реже.  Сами забегают изредка. Матрена им всегда гостинчики припасает. Характером мальчишки все в отца-молчуны. Девчонки, те попроще. Наталья с Петром не зовут Матрену к себе жить. Да и не пойдет она к ним . Самостоятельная. Чего под ногами путаться. Попробуй, угоди, такому…Ей колхозную пенсию дают-двенадцать рублей, пятьдесят копеек-каждый месяц! А что еще надо то - на рубаху-перемываху, денег   хватает, да и городские дети балуют! То отрез на юбку, то-вязаную кофту присылают! Избенка своя, теплая. Матрена ее обихаживает-белит к Пасхе, где чего приколотить надо-зятя зовет, а то и сама молоток возьмет. Вдовье дело-всему научит.
. Зять дровишек и напилит, и наколет. А   она уж, все лето-на покосе старается для их семьи.  Две коровы да телушку держат. Матери молока да сметаны не жалеют! Есть   еще огородик- кормилец, да лес   рядышком. Нет, что не говори-старость у нее получилась неплохая, обеспеченная.
Муж на фронте, пропал без вести. Одна детей подняла. Трудно было, а с голоду не умерли! В полеводческой бригаде была-хоть дождь, хоть жара-с утра до вечера в поле…
 Радуется Матрена, что сейчас хоть отдохнут ее ноженьки и рученьки.
Сядет она у окошечка, вышивает или вяжет, да радио слушает. Вязать много надо-пятеро внучат у Валентины с Петром, да трое-городских. Хоть далеко, а от бабушкиных подарков не отказываются.
Все песни выучила. Вместе с артистками поет. Новости слушает. Не все понятно, но все равно хорошо жить стали.
В сенях, затопали, заговорили-
-Знать-то, не один кто-то…Кого это принесло?
 В избу вошел председатель. С ним-три женщины, или девушки. Не разберешь. В фуфайках, сапогах и мужских шапках. Матрена и сама в войну так одевалась.  Сейчас девки в деревне, одеваются нарядно. Фуфайки, конечно, есть у каждой, но,  только, для работы.
-Ну, Матрена, принимай постоялиц! Из райкома звонили-просят посодействовать в размещении рабочих. Знаешь, поди, что   за горелым лесом работы идут? Это нефтепровод прокладывают аж за границу, говорят!. Мужиков мы в клубе устроили. Ниче, поживем месяц-два и без клуба. А вот женщин-тебе на постой. Изба у тебя теплая, чистая. И баня есть. Вот и поживут хоть в чистоте.
Ну не бабское дело , вы, милахи, выбрали! Чижало поди, работать этак то, без дому…Да среди мужиков…Охальников хватает , че смеетесь…Зажимают, поди?
Еще трех девок-Фросе отвел.
Ну ладно, располагайтесь. Смотрите, колхозных парней не завлекайте, а то наши девки, живо глаза выцарапают! Они у нас, отчаянные!
Ушел председатель, а Матрена стала рассматривать, кого на этот раз Бог послал. К ней часто, на постой разных командировочных да уполномоченных приводили. Для этого у нее и лишняя койка в горнице стояла. А троих, как разместить? К этому времени, девушки поскидывали с себя свою грязную амуницию, и оказались молоденькими девушками.
-Какие вы баские, да молодые! Меня можете звать –баба Мотя. А вас, как звать-величать?
Первая -девчушка совсем, с короткой стрижкой и мешковатом свитере засмеялась-
Ой, как смешно! Я никогда не слышала такого имени! А я-Оля.
Вторая девушка-с косой, скрученной в тугой узел, -Валя. Третья девушка-постарше и пополнее, назвалась Мартой.
-У дочери, корову зовут Мартой. Уж такая гулена, не приведи Бог! Поди и эта-такая! Вишь, какая пышная!
Подумала Матрена, но виду не подала.
Так состоялось знакомство с постоялицами. Через неделю девчонки липли к бабе Моте, как родные. Жалко ей было этих, еще не оперившихся птах. Детдомовские. Валя-та и мамку не помнит. Все имущество, вот в этих чемоданишках.  Курсы поваров закончили. По комсомольской путевке направлены на строительство нефтепровода. На вопрос Матрены-
-Зачем вы на строительство нефтепровода просились? Устроились бы в какую-нибудь столовую? ..
Девчонки в один голос закричали-
-Романтика! Вон, комсомольцы   целину поднимали! И подняли! И мы хотим что- то такое великое сделать…
Что такое-«романтика», она не знала, но жалела, и заботилась о них, как могла. Баню топила, поила молоком. Уступила Оле свою кровать, а сама спала на печи. Валя и Марта-спали вдвоем на кровати. Еще до свету, приезжала за ними большая   машина со странным именем- «Трумэн». Когда она останавливалась около избы, дребезжали и ложки и чашки, а керосиновая лампа, начинала мигать.
Шофером на этой машине был Иван Сорокин. Девчата познакомили Матрену с ним. Хороший, простой парень. Зять Петро быстро смекнул, что можно бы-дров на такой машине навозить, да не на одну зиму! Такая машина-не колхозная лошадь-сразу воз привезет!  Навозили Матрене дров, потом и, Петру-а уж она расстаралась-домашних пельмешек, да   бражку на стол поставила. С тех пор   Иван –нет-нет, да и забежит, поговорит с Матреной. Поняла она, что, Валя ему нравится. А как зазеленели поля, да черемуха зацвела, каждой нашелся парень. Матрена сама когда-то молодая была, помнит, как играла кровь! Как хотелось с любимым быть…. Только бы, не дай Бог, одни, да с дитем не остались. Предупреждала, как своих   дочек. И Ивана предупреждала-
- Смотри, Ваньша! Не забижай Валю. Красавица, чисто королевна! За нее и заступиться, кроме меня, некому! Так что, ежели чего-сама тебя накажу! Вот истинный Бог!  Не бегали бы по кустам, а женились!
 Хорошая бы пара получилась! Оба молодые, красивые.
 Сколько новых слов, невиданных продуктов узнала   она за два месяца, что жили у нее девчата. Тушёнка, сгущенка, консервированные фрукты и овощи, колбасный фарш…особенно понравилось Матрене какао. Откроешь железную баночку, в кипяток ложку какао положишь-и вот тебе, вкуснота…Часто забегали к бабушке внучата-и им доставалось от девчат, разных лакомств.  Матрена так привязалась к своим жиличкам, что уговаривала их, остаться в колхозе…Но романтика звала их дальше. Со слезами, прощались девчонки с бабой Мотей. Обещали, не забывать.
Пришло лето с хлопотами-огород, покосы…Хоть и тяжело Матрене  на покосе, а детям помочь надо. Летом и передохнуть некогда, но часто вспоминала она молоденьких, смешливых девчат. На столике остались Валины шпильки, на полочке возле умывальника-помада Марты. Как то, уже зимой, в январе-натопила она избенку. А уж вечер. Лампа потрескивает, или мороз по окнам бьет-слышит, будто стучит кто –то, да так несмело…Открыла она дверь, а там!
Царица небесная! Пресвятая Богородица! Валя стоит, с ребеночком на руках! Сама, чуть не падает…
Подхватила Матрена ребеночка, впустила Валю. Сама в голос причитает-
-Чего ты, бестолковая, по такому морозу, с ребенком шастаешь! Сама не боишься, так хоть ребенка пожалей! Развернула она одеяло, ребенок проснулся и заплакал. А ножки холодные! Пеленки мокрые!
Валя быстро скинула свою одежонку-какое –то старенькое пальтишко, и все ту же, мужскую шапку…Стала ребенка кормить. Смотрит Матрена на это-слезами обливается.
-Кто это-парень или девка?
-Мальчик. Иван.
-А отец где? Все- таки набегала!
Молчит Валя, только слезы катятся.
-Ах он, кобелина! Вроде хорошим парнем был, и любовь между вами была, а вот , поди ж ты! Оставил девку одну с дитем! Появился бы он-я бы ему в гляделки плюнула…
-Баба Мотя! Нет его. Погиб. Утонул… Вместе с «Трумэном»…
Долго плакали две женщины, каждая о своем, и о трудной женской судьбе.
Смеялись соседи, когда на веревках, где сушат белье, пеленки да ползунки появились.
-Матрена!! Ты, родила, что ли? И откуда этот подарочек?
До весны жила Валя у бабы Моти. Ванюшка подрос.
Дочка стала обижаться, что своих внуков баба Мотя любит меньше, чем Ванюшку. Что сидит Валя у бабки на шее…
-Все Ванюшка да Ванюшка! Будто нету у тебя Егора, Светки, Генки,Ленки, Юльки. Все со своим подарочком носишься!  Вот оставит она его тебе,да уедет…Будешь кормить чужого приблудыша. Подарочек! Вся деревня над тобой смеется!
Стыдно и неприятно было это слушать Вале.
 Она, и сама об этом думала. Да ведь некуда ей идти!  На нефтепровод с ребенком?  Не возьмут ее, да и сама она понимает-не место ребенку там! Ездила она к родителям Ивана-не приняли. Не поверили, что Ванечка-их внук. В корысти обвинили. В желании их квартирой завладеть. От безысходности пришла она к бабе Моте…Помнила ее доброту. А может, впервые почувствовала  в ней родную бабушку.
На шее у бабушки она и сама сидеть не будет!  Посоветовалась Валя с бабой Мотей, да и пошла в колхоз работать. Девка грамотная. Учетчиком определил председатель. Избенку старенькую дал. Только баба Мотя не отпустила, даже за обижалась.
-Че, раз  худо вам у меня, идите в Аграфенину развалюшку! Ее в хороший ветер на реку унесет вместе с вами! Ишь че удумала! А за Ванюшкой в той избушке, Суседушко -Буканушко следить будет?.. Ты на работу уйдешь, а ребенок один в холодной избушке сидеть будет? Или по полям с собой парнишку таскать будешь? Так и осталась Валя жить с Матреной в ее избенке. Поворчала дочь Наталья на Матрену, да смекнула- не молодеет мать, сил уже не хватает, а Валя, хорошая ей помощница.  Домишко подремонтировала-крышу перекрыла, крылечко новое поставили, наличники голубой краской покрасили…На покосы , Валя  вместо Матрены ходит, и в огороде управляется. Да и о чем говорить-у Натальи с Петром, дети давно   без бабушкиного пригляда управляются. Младшей, Юльке-уж четырнадцать!  А городские внуки, те в деревню и приехать в гости не хотят. Ванюшка в школу пошел. Время то как быстро идет. Баба Мотя-для Ванюшки –родная бабушка. И приласкает, и, если надо, поругает… Походит Ванюшка на отца-Ивана Сорокина, и лицом, и характером.   ласковый да веселый. Соберутся вечером за столом-весело.  Валя о своей работе рассказывает, Ванюшка-о своих, пока детских, делах. Слушает их Матрена, да радуется. Хорошо. Мечтает Матрена дожить до того дня, когда Ваня женится.  Благодарит она Богородицу, а, за одно и председателя колхоза, что привел в дом девчат. Давно уж она считает Валю своей дочкой. Длинными ночами думает о ее судьбе. Хочется ей, чтобы счастлива была Валентина. Ухаживает за ней Митя, внук председателя колхоза. Беспокойно Матрене…Ну, как поженятся…Уйдет Валя жить в другой дом. Уж председатель для внука постарается, выстроит дом, не то, что Аграфенина избушонка. Ванюшка к бабе Моте в гости только забегать будет…Вот вяжет носки Ванюшке. Зима не за горами.
А все- таки, довольна она жизнью. А чего Бога гневить….Не каждой бабке, на старости лет такой подарок…

 


 


Рецензии