Детство и лето

Лето в моем детстве было не только радостным событием жизни. Летние каникулы я всегда ждала с нетерпением, но вдруг, как-будто неожиданно, выяснялось, что родители работают все лето (ну или почти все лето) и дома со мной и с моей сестрой сидеть никто не собирается. И что все это для нас означало? А то, что почти все каникулы мы будем проводить у бабушек.

Бабушек у нас было две: мамина и папина. Обе, как бы ни странно это звучало, жили в Карелии. Честно могу сказать, что ни один вариант не нравился мне на 100%. Везде были свои недостатки.

Папину бабушку мы любили больше, да и она к нам относилась получше. Хотя нюансы тоже были.
Из приятного: помню, спали с бабушкой на одной кровати, и бабушка всегда меня обнимала. До сих пор очень люблю это ощущение, прямо тепло на душе от него.

Сначала бабушка жила в Питере, и в Карелию ездила летом к своей сестре. Там мы и жили. В большом деревянном доме с двумя спальнями и большой кухней, вечными тараканами, стуком колёс за окном (дом стоял метрах в 100 от железной дороги).

За забором было городское кладбище. Никаких эмоций на этот счёт никогда не испытывала. Не боялась, не задумывалась, но к забору (на всякий случай) близко не подходила. До сих пор, кстати, к кладбищам страха не испытываю.
Быт в доме был налажен и работа там была всегда. С приездом нас с сестрой рабочих рук становилось больше и мы всегда были при деле: я мыла посуду (а водопровода, на минуточку, не было!), а сестра подметала полы... Семья была не маленькая, так что посуды для мытья было достаточно. Ну, во всяком случае мне так казалось. Через пару недель при виде тазиков с водой у меня случалась истерика и я слезно умоляла сестру поменяться обязанностями. Мыть посуду я больше не могла.

А несколько раз в неделю случалась великая стирка. Это могло бы происходить раз в неделю, но в доме жили маленькие дети (до года). А одноразовых подгузников не было! И стирка на улице с тремя тазами и даже стиральной машиной была действием с размахом. Я всегда принимала в ней участие, независимо от своего желания. Мое желание, кстати, вообще редко учитывалось. Спасибо, что стирку в первом тазу с порошком и горячей водой (куда закидывались детские вещи после «больших» дел) мне не доверяли. А вот полоскания в трёх водах - это пожалуйста.

Ещё одной моей обязательной повинностью было сидение с детьми. Даже удивительно, что это не отбило у меня желание завести своих собственных. Но, детей я, все таки, любила.

Были ещё 2 чудовищных момента, которые основательно портили мой летний отдых: туалет на улице. Причём даже не свой собственный, а почти общественный: на три дома. Для меня, избалованного городского ребёнка, это была целая трагедия. Это было деревянное здание с двумя кабинками (туалет типа «сартир»), с крючками и соответствующим запахом. Днём ещё ничего себе удовольствие, а вот вечером, или, тем более ночью, - просто «ужасы нашего городка»... Даже если очень хочется, будешь терпеть до утра. С тех пор на ночь много воды не пью.

Второй мой пунктик - это баня. Ну вот не любила я баню совсем. Жарко, плохо, темно. Вода горячая, мыло в глазах, бр-р-р
Баня, кстати, тоже была на три дома. Но это ещё не самый ужас. Ужас-ужас это баня общественная! До сих пор терпеть не могу. Ходила туда как робот. Бабушка давала команды, а я выполняла: возьми тазик!, набери холодную воду! (горячую наливала бабушка, и всегда больше, чем мне бы хотелось), бери мочалку, куда ты села!, мыль голову! и т.д. Просто пыточная какая-то.

Баня была и у маминой мамы, а там вообще был полный трындец. Плюс ко всем неприятностям, это было похоже на смотрины. Смотрели на меня и сестру... Ну как же, внучки из Ленинграда приехали, смотрите все, какие! Да это же детская психологическая травма на всю жизнь!
По сравнению с баней, прополка картошки была раем.

Ещё одной летней «забавой» у обоих бабушек были походы в лес за грибами и ягодами. Грибы я собирать не умела. Не видела их и все! Здесь на меня надежды было мало, и я могла просто гулять по лесу.

А вот с ягодами этот фокус не проходил. Мне давали трёхлитровый бидон с напутственными словами. Что-то вроде: «Пока полный не соберёшь, не возвращайся!» Я садилась на корточки и собирала. Один бидон, второй, третий. Пока бабушка не устанет. Но самое страшное было после. Дома эти ягоды надо было перебрать!

В общем, к сожалению, полностью радостной я себя не чувствовала нигде. Очень хотелось домой к маме, но время, как на зло, частенько тянулось очень медленно.

Возвращаясь домой я начинала ждать следующего лета.


Рецензии