Корни зла

Люди иногда удивляются:
почему Бог терпит в мире зло,
ведь он же всемогущий и всеблагой.
На самом деле в мире и нет зла;
добро и зло есть только в нашем восприятии
(мы считаем какие-то свои поступки добрыми, а какие-то злыми,
и окружающие нас обстоятельства оцениваем - хороши они для нас или плохи).
Всемогущий Бог, конечно, мог бы лишить нас способности воспринимать нечто как добро, а нечто как зло,
но кем бы мы тогда стали?
Даже примитивный робот, если он должен работать более-менее автономно,
должен оценивать что-то со знаком плюс, а что-то - минус,
чтобы выбирая из нескольких возможных действий одно, оно вело к тому, что робот понимает как максимально благое.
Идеал всегда должен быть немного выше возможного,
только тогда он может быть верным ориентиром
(если мы к нему, дай Бог, приближаемся,
наше представление корректируется, и идеал отодвигается еще выше);
поэтому-то окружающий мир представляется нам погрязшим во зле.
Рай - только после смерти, где не нужно действовать.
Наша жизнь - бег вверх по эскалатору, движущемуся вниз.
Чтобы энтропия не возрастала, нужны усилия.

Патриоты ищут идеал в прошлом
и возмущаются, что мы родную историю видим состоящей из смеси подлости и жестокости.
На самом деле такова история любой страны -
лишь с редкими вкроплениями чего-то положительного.
С ростом технической вооруженности человека
моральные ограничения должны становиться все более строгими,
чтобы удерживать нас от апокалипсиса;
то, что было допустимо в прошлом, сегодня становится смертельно опасным
из-за усиления технологической мощи.
Так что в прошлом - почти одна мерзость.
Да и в настоящем - тоже:
только такое восприятие побуждает стремиться к лучшему.

(Живой журнал, 19 августа 2015)


Рецензии