На рубеже двух ЭЭпох.. 3 частЪ
и выСОКо-Христово-ДУХовный тон изложения мемуаров
митрополита Вениамина из ..крепостнЫх..!!
Никакой лжє-аристокрАтии и тщеславногордЫния !!
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И Бунинская проза..,- просто тАет или низлагАется
в младо-брАтья перед прозой митрополита Вениамина..!!
Прошу уЧЕСТЪ,- что это мои словА и моё мнение.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
\\ 3 частЪ //
За оградой, в десяти - двадцати шагах, было
(это, конечно, не везде так) другое маленькое кладбище,
окопанное рвом и обсаженное сплошными кустами колючей акации.
Здесь вот хоронили из дворни, да и то не всех, а кто повыше,
тут ставили на могилах деревянные кресты.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
А.Ж.: ...двОрня, чЕлядь, смЕрды.........*
вы ДУМАете, что в 21-м веке что-то изменИлось
для хап-буржУев и лжє-аристократИи *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
А вдалеке, приблизительно в версте, было уже общее мужицкое кладбище.
Тут уже не было ни ограды, ни кустов, а только старая канавка,
почти заровненная от времени землей.
На могилах кое-где были кресты,
а то лишь уцелевший основной кол.
Все заросла травою; и только, будто придумано для цельности картины
заброшенного места, росла одинокая небольшая берёзка.
А в углу кладбища также уединенно стояла большая ветряная мельница.
Когда-то, в "незапамятные" времена, сорвало бурей крылья
и весь деревянный верх, а кирпичный нижний, очень высокий остов
сохранился, и его далеко видно было на месте возвышенном.
И такое унылое было это третье кладбище, вдали от людей, жилья,
среди голого поля... Но с ним связывается у меня одно
умилительное воспоминание.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ: ..воспоМИНАния, что восПОМИНАНИЯ !!!!!
А в 20-м веке русо-пИсьменность без буквы "ё" была *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
Был засушливый год. Я, уже будучи тогда студентом Духовной академии,
по обычаю и любви пел на клиросе с дьячком Павлом Андреевичем
Космодемианским (фамилии-то какие традиционные!).
Он обладал прекрасным нежным тенором и ходил еще с длинной косичкой
и в подряснике, по старому обычаю. А история его голоса тоже не случайная.
В стародавние времена помещики, строя храмы, заботились и о хорошем пении
в них. Таким любителем был и барин Михаил Сергеевич Баратынский,
о котором еще расскажу после.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ: БаратЫнские родоначАльники,- великая фамилия России !!!!
Но вот на счёт крепостных..,-
все аристокрАты, помещики и хап-буржуИны,- НЕ правы !!!!!
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И вот он, как рассказывала мне мать, сам подбирал и в члены клира,
и в среду своих дворовых людей с голосами.
Таким был и Павел Андреевич, помнивший еще крепостное право.
Хор давно распался, а он, оставшийся от вырубленной рощи дуб,
украшал богослужение. И он знал красоту свою,
но проявлял это очень редко; когда-то по праздникам напивался
до потери своей шляпы. Отстав от прочего духовенства
через пять-шесть домов для угощения, он все же приходил на клирос
в растрепанном виде к пасхальной вечерне. Но я вместе с братом
замещал его по службе. Скрестивши на груди руки, он пытался петь,
но ничего не выходило у него. Видя же, что все в порядке на клиросе,
он оглядывал нас с нескрываемым презрением как никудышных певцов
и, шатаясь, уходил из церкви на продолжение своего удовольствия.
Но в другое время это было безответное скромное существо,
терпеливо несущее свой жизненный крест и служение Богу.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ: И донЫне такие не перевелись на Руси-России*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И вот однажды после литургии группа мужиков подходит к нашему клиру
и просит передать в алтарь батюшке (у нас в то время
был очень хороший и культурный священник, обремененный,
как и большинство духовенства вообще, большой семьей):
- Просим молебен по полям совершить... о дожде...
Павел Андреевич ушел в алтарь доложить о просьбе,
а мужики обратились ко мне:
- Афанасьевич
(по отцу называли у нас в знак уважения и приятельства),
ты уж тоже походи с нами и помолись.
- Хорошо, - согласился я.
Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы
и под трезвон колоколов направились... куда же?
На общее кладбище свое... И там мы отслужили сначала панихиду
по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка,
исстари велся этот обычай: живые молились по умершим,
чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких...
Мудрый и умилительный обычай святой Руси...
И вот, когда мы отпели панихиду,
Павел Андреевич в своем подрясничке,
с непокрытой головой, грустно подперев правой рукой подбородок,
сказал мне тихо, смотря в землю:
- Я думаю: сколько, чай, здесь лежит святых?
- Каких святых? - с удивлением спросил я его.
А кладбище стояло уже другое столетие...
- Да как же? Как терпели-то!
Крепостное право легко ли было переносить?
А несли без ропота до смерти...
И он замолчал задумчиво, словно вспоминая картины тяжелого прошлого
и еще так недавнего. Молчал и я.
В это время наши родные женщины-богомолочки бросились
по разным концам кладбища, к родным могилкам,
и кое-где послышался жалобный плач...
Потом мы пошли с пением молитв по полям.
Что это были за горячие молитвы!
Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости
и умиления к этим Божиим детям...
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
Не забываем,- митрополит из 19-го века
пишет нам по 20-му вЕку в 21-й..!!
так а дождЯро когда-ж пошёвши, а, ВениамИнушка *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И не раз на полях приходили мне такие мысли:
"Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих!
За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!" -
почти требовало чуда сердце мое.
фФфФф~~~~~> {{{{{{{{{{{{{ ^^*^^ }}}}}}}}}}}}}}
* БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ *
&&~~~~~~~~~~~~~> * ДНР – НовоРОСсия *
П\с – 1:
На рубеже двух ЭЭпох.. 1 частЪ
http://proza.ru/2021/08/24/48
На рубеже двух ЭЭпох.. 2 частЪ
http://proza.ru/2021/08/24/60
На рубеже двух ЭЭпох.. 3 частЪ
http://proza.ru/2021/08/24/72
П\с - 2:
Белый митрополит о Белом Движе... АЖ - вЫборочно.
http://proza.ru/2021/08/24/41
Митрополит Федченков о конце мИра и мирОв наших...
http://proza.ru/2021/08/23/1750
Свидетельство о публикации №221082400072