На рубеже двух ЭЭпох.. 3 частЪ

@@^^^^>  Мне НРАВится - импонИрует простоНАРОДность речи
       и выСОКо-Христово-ДУХовный тон изложения мемуаров
              митрополита Вениамина из ..крепостнЫх..!!
       Никакой лжє-аристокрАтии и тщеславногордЫния !!
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
    И Бунинская проза..,- просто тАет или низлагАется
   в младо-брАтья перед прозой митрополита Вениамина..!!
     Прошу уЧЕСТЪ,- что это мои словА и моё мнение.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**

                \\ 3 частЪ  // 

          За оградой, в десяти - двадцати шагах, было
    (это, конечно, не везде так) другое маленькое кладбище,
окопанное рвом и обсаженное сплошными кустами колючей акации.
Здесь вот хоронили из дворни, да и то не всех, а кто повыше,
          тут ставили на могилах деревянные кресты.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
А.Ж.:             ...двОрня, чЕлядь, смЕрды.........*
         вы ДУМАете, что в 21-м веке что-то изменИлось
                для хап-буржУев и лжє-аристократИи *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
А вдалеке, приблизительно в версте, было уже общее мужицкое кладбище.
   Тут уже не было ни ограды, ни кустов, а только старая канавка,
                почти заровненная от времени землей.
                На могилах кое-где были кресты,
                а то лишь уцелевший основной кол.

Все заросла травою; и только, будто придумано для цельности картины
       заброшенного места, росла одинокая небольшая берёзка.
А в углу кладбища также уединенно стояла большая ветряная мельница.
  Когда-то, в "незапамятные" времена, сорвало бурей крылья
и весь деревянный верх, а кирпичный нижний, очень высокий остов
    сохранился, и его далеко видно было на месте возвышенном.
И такое унылое было это третье кладбище, вдали от людей, жилья,
     среди голого поля... Но с ним связывается у меня одно
                умилительное воспоминание.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ:            ..воспоМИНАния, что восПОМИНАНИЯ !!!!!
    А в 20-м веке русо-пИсьменность без буквы "ё" была *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
  Был засушливый год. Я, уже будучи тогда студентом Духовной академии,
       по обычаю и любви пел на клиросе с дьячком Павлом Андреевичем         
          Космодемианским (фамилии-то какие традиционные!).
Он обладал прекрасным нежным тенором и ходил еще с длинной косичкой
и в подряснике, по старому обычаю. А история его голоса тоже не случайная.
В стародавние времена помещики, строя храмы, заботились и о хорошем пении
     в них. Таким любителем был и барин Михаил Сергеевич Баратынский,
                о котором еще расскажу после.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ:      БаратЫнские родоначАльники,- великая фамилия России !!!!
               Но вот на счёт крепостных..,-
        все аристокрАты, помещики и хап-буржуИны,- НЕ правы !!!!!
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И вот он, как рассказывала мне мать, сам подбирал и в члены клира,
 и в среду своих дворовых людей с голосами.
Таким был и Павел Андреевич, помнивший еще крепостное право.
Хор давно распался, а он, оставшийся от вырубленной рощи дуб,
украшал богослужение. И он знал красоту свою,
но проявлял это очень редко; когда-то по праздникам напивался
до потери своей шляпы. Отстав от прочего духовенства
через пять-шесть домов для угощения, он все же приходил на клирос
в растрепанном виде к пасхальной вечерне. Но я вместе с братом
замещал его по службе. Скрестивши на груди руки, он пытался петь,
 но ничего не выходило у него. Видя же, что все в порядке на клиросе,
он оглядывал нас с нескрываемым презрением как никудышных певцов
и, шатаясь, уходил из церкви на продолжение своего удовольствия.
Но в другое время это было безответное скромное существо,
терпеливо несущее свой жизненный крест и служение Богу.
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
АЖ:   И донЫне такие не перевелись на Руси-России*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
И вот однажды после литургии группа мужиков подходит к нашему клиру
и просит передать в алтарь батюшке (у нас в то время
был очень хороший и культурный священник, обремененный,
как и большинство духовенства вообще, большой семьей):

- Просим молебен по полям совершить... о дожде...

Павел Андреевич ушел в алтарь доложить о просьбе,
                а мужики обратились ко мне:

                - Афанасьевич
(по отцу называли у нас в знак уважения и приятельства),
         ты уж тоже походи с нами и помолись.

- Хорошо, - согласился я.

Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы
и под трезвон колоколов направились... куда же?
На общее кладбище свое... И там мы отслужили сначала панихиду
по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка,
исстари велся этот обычай: живые молились по умершим,
чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких...

              Мудрый и умилительный обычай святой Руси...
                И вот, когда мы отпели панихиду,
               Павел Андреевич в своем подрясничке,
с непокрытой головой, грустно подперев правой рукой подбородок,
                сказал мне тихо, смотря в землю:
- Я думаю: сколько, чай, здесь лежит святых?

- Каких святых? - с удивлением спросил я его.
   А кладбище стояло уже другое столетие...

        - Да как же? Как терпели-то!
Крепостное право легко ли было переносить?
      А несли без ропота до смерти...

И он замолчал задумчиво, словно вспоминая картины тяжелого прошлого
                и еще так недавнего. Молчал и я.

   В это время наши родные женщины-богомолочки бросились
     по разным концам кладбища, к родным могилкам,
          и кое-где послышался жалобный плач...
       Потом мы пошли с пением молитв по полям.
        Что это были за горячие молитвы!
  Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости
            и умиления к этим Божиим детям...
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
       Не забываем,- митрополит из 19-го века
         пишет нам по 20-му вЕку в 21-й..!!
    так а дождЯро когда-ж пошёвши, а, ВениамИнушка *?????*
**~~~~~~~~~~****~~~~~~~~~~~**
          И не раз на полях приходили мне такие мысли:
  "Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих!
За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!" -
                почти требовало чуда сердце мое.

  фФфФф~~~~~>  {{{{{{{{{{{{{ ^^*^^  }}}}}}}}}}}}}}
     * БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ *
   &&~~~~~~~~~~~~~>       * ДНР – НовоРОСсия *
П\с – 1:
                На рубеже двух ЭЭпох.. 1 частЪ
                http://proza.ru/2021/08/24/48
                На рубеже двух ЭЭпох.. 2 частЪ
                http://proza.ru/2021/08/24/60
                На рубеже двух ЭЭпох.. 3 частЪ
                http://proza.ru/2021/08/24/72
П\с - 2:
            Белый митрополит о Белом Движе... АЖ - вЫборочно.
                http://proza.ru/2021/08/24/41
             Митрополит Федченков о конце мИра и мирОв наших...
                http://proza.ru/2021/08/23/1750


Рецензии