Сирийское Эхо Прбеды Талибана

Перевод с английского. Источник: “Аль-Монитор” Автор: Амберин Заман.

Название оригинальной статьи: “Сирийские джихадисты приветствуют "завоевание" Талибана, несмотря на их собственные усилия по ребрендингу”.

23 августа, 2021г.ИДЛИБ, Сирия — Исламисты разных оттенков приветствовали захват Талибами Афганистана как крупную победу глобального джихада.

Лидеры “Хайят Тахрир аш-Шам”(HTS), мощной экстремистской суннитской группировки, которая правит на обширных территориях северо-западной провинции Идлиб и раньше присягала на верность "Аль-Каиде" и "Исламскому государству" (ИГ), не являются исключением, выражая надежду на то, что аналогичный сценарий развернется в Сирии со свержением президента Башара Асада и его "преступного режима".

“С огромной радостью и восторгом мы получили известие о завоевании талибами – сынами нашего народа в Афганистане и [освобождении] их земли от оккупации и ее агентов ”, - говорится в заявлении HTS от 18 августа.

“Возможно, эта победа, свидетелями которой мы стали сегодня, является уроком и возможностью для международного сообщества и других сторон, которые молчат о преступлениях Башара и его помощников, поскольку это должно побудить их поддержать волю народов и повторить свои требования, а не стоять рядом с убийцей в противостоянии свободным народам”, - говорится в заявлении.

Лидер иракской HTS Абу Мария аль-Кахтани был настроен еще более оптимистично.
“В то время, когда отмечались массовые убийства, совершенные военными против тех, кто поднимал мирные лозунги среди мусульман, из Афганистана начали поступать хорошие новости. Победа не приходит через уступки или эвфемизмы. Победа приходит через искренность, в реве канонов и стаккато пуль”, - написал он в Интернете.

Другие сочиняли стихи, чтобы передать свое удовольствие.
Таки ад-Дин Омар, глава медиа-офиса группы в Идлибе, сказал “Аль-Монитору":
 "События в Афганистане похожи на события в Сирии. Сирийцы призывают к свободе от гнета преступного режима и его союзников, России и Ирана. Любое освободительное движение в мире дает нам надежду на то, что все еще есть свободные люди, которые намерены жить в условиях свободы и достоинства”.
Омар добавил: “Эта позиция применима не только к HTS, но и ко всему сирийскому народу”.

Ликование, проявленное HTS, вызвало удивление в то время, когда его лидер Абу Мухаммад аль-Джолани решительно стремился перестроиться в государственного деятеля, умеренного, не питающего никаких недобрых чувств к Западу.
Преобразование призвано убедить США и ООН, в частности, исключить HTS из своих соответствующих списков террористических организаций.
В 2018 году Турция, также классифицировала HTS как таковой.

Праздничное настроение чувствовалось в мечетях и других религиозных учреждениях Идлиба. Местные проповедники воспользовались моментом, чтобы рассказать историю движения "Талибан" и похвалить его успех.
HTS организовали марши в ознаменование этого события и предлагали сладости на улицах Идлиба.

Однако это излияние не так удивительно и не так противоречиво, как кажется.
“Среди исламистских движений на Ближнем Востоке существует довольно прочный консенсус в отношении того, что талибы вели законную борьбу против иностранной оккупации.
 
Эта симпатия на самом деле выходит далеко за рамки исламистской сферы.
Если бы члены HTS не были в восторге от победы талибов, это было бы удивительно”, - сказал Арон Лунд, исследователь Ближнего Востока из Шведского агентства оборонных исследований.
 
В западных дебатах часто остается незамеченным, “что талибы не рассматриваются как особо экстремистская группа в исламистской среде, вдохновленной джихадом, к которой принадлежит HTS.

Напротив, они рассматриваются как локально укоренившаяся, аутентичная группа, которой стремится быть HTS, возглавляющая локально укоренившееся крупное исламистское движение, которое может быть политически гибким, но остается неумолимым в своем стремлении к религиозному правлению”,-сказал Лунд Аль – «Монитору».
“Это пример того, как вы играете в долгую игру, как стратегическое терпение окупается”, - добавила Лунд.

“Они (HTS) считают себя представителями чего-то вроде талибов в Сирии.
Что они являются местной силой, имеющей исламский привкус. Что они пытаются создать более справедливое и религиозное общество на местном уровне и что, надеюсь, однажды, с их точки зрения, они смогут захватить не только Дамаск, но и всю Сирию”, - согласился Аарон Зелин, научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики.

“И, как и талибы, они тоже сейчас сосредоточены на местной борьбе и не заинтересованы в проведении внешних операций”,-сказал Зелин "Аль-Монитору".

Но сходство идет только до сих пор. Безусловно, HTS, наряду с возглавляемыми курдами Сирийскими демократическими силами (SDF), является самой влиятельной и сплоченной вооруженной оппозиционной группировкой в стране. Оба в разной степени стремились избавиться от своих более радикальных корней.
 
SDF сократили число некоторых высокопоставленных лиц, в частности курдов из Турции, из Рабочей партии Курдистана (РПК), которые помогли возглавляемой США коалиции победить ИГ и создать автономную администрацию сирийских курдов, но США объявили их террористами.

Вашингтон стремился угодить союзнику по НАТО Турции, которая с 1984 года безуспешно пытается подавить вооруженное восстание РПК.

HTS пошла на дальнейшие крайности, объявив войну и подчинив оставшиеся ответвления "Аль-Каиды" на своей территории. Однако Вашингтон остается непоколебимым. Высокопоставленный чиновник администрации, выступая на встрече с  «Al-Monitor», подтвердил, что Соединенные Штаты “не открыты для нормализации, вовлечения или изменения нашей позиции по отношению к этой группе”.

Кроме того, HTS не действовала так долго, как талибан. Географически и политически она гораздо более ограничена.
“HTS может сохранить территориальное образование только благодаря турецкой защите Идлиба, в то время как талибы контролируют всю страну”, - заметила Элизабет Цуркова, исследователь, которая много писала о вооруженных оппозиционных группах в Сирии.

“Способность талибов противостоять 20-летней военной кампании США-это то, что привело США в конечном итоге к прямым переговорам с ними, чтобы обеспечить вывод американских войск”, - сказала Цуркова в интервью «Al-Monitor».

Более того, Талибан никогда официально не был объявлен террористической группировкой. И его связи с турецкой разведкой нигде не являются такими глубокими и далеко идущими, как между Межведомственной разведкой Пакистана и Талибаном.

Мохаммед Сармини, директор Центра исследований и развития Джусур, стамбульского аналитического центра, специализирующегося на сирийских делах, сказал: “Талибан глубоко укоренился в афганской структуре с помощью религиозных и национальных инструментов. Однако присутствие HTS в Сирии ограничено узкой группой и небольшим географическим районом".

“Единственный возможный эффект того, что произошло в Афганистане в Сирии,- это возможный регресс Ирана, чтобы сосредоточиться на обеспечении безопасности своих границ в случае, если возникнет тенденция Запада использовать экспансию талибов против иранского влияния”, - сказал Сармини в интервью «Al-Monitor».

Что действительно разделяют обе группы, так это глубокий скептицизм Запада по отношению к ним. Обещания талибов позволить женщинам продолжать работать, а девочкам ходить в школу встречают горьким смехом.
 
“В то время как периодические репрессии HTS против” Аль-Каиды "и [ИГ] в Идлибе могут восприниматься как знаки доброй воли международного сообщества, эти действия в значительной степени служат укреплению его правления путем устранения его заклятых врагов и подавления местных диссидентских голосов, что делает его ничем не отличающимся от других авторитарных режимов в этом отношении", - написал Орва Аджуб, исследователь из Университета Лунда в Швеции, в кратком изложении политики для Института Ближнего Востока.

“Репрессивный и исключительный подход группы в Идлибе, вероятно, усугубит радикализацию, поскольку он маргинализирует, исключает и подавляет многих, кто не обязательно убежден идеологией [ИГ] и Аль-Каиды, но их обиды и общая вражда к Джолани подталкивают присоединиться к таким группам”, - добавил Аджуб.

“Я не верю, что они стали более умеренными. Никто не покупает эти попытки, включая меня”,-сказал Карам Шаар, сирийский ученый-нерезидент из Института Ближнего Востока.
“Однако мы знаем, что Джолани снова и снова доказывал, что он чрезвычайно прагматичный человек. Причина, по которой он все еще занимается бизнесом, заключается в том, что Турция поддерживает его”,-сказал Шаар в интервью "Al-Monitor".

Тем не менее, “Если вы посмотрите на нарушения прав человека в других частях северо-западной Сирии, вы увидите, что HTS не так уж плох”, - добавил Шаар. Он намекал на грубые нарушения, совершенные многочисленными поддерживаемыми Турцией суннитскими повстанческими группировками, которые ООН назвала военными преступлениями.

По данным ООН, в Идлибе, где проживает более 1,7 миллиона внутренне перемещенных лиц и где более 90% людей живут за чертой бедности, у жителей есть более насущные проблемы. “Нам все равно, кто контролирует Афганистан, будь то талибы или любая другая сторона”, - сказал Мохаммед Джабер, беженец из Саракиба, который зарабатывает на жизнь, работая в местном ресторане.

“Что нас беспокоит, так это высокая стоимость жизни в Идлибе и бомбардировки режима. Что нам предложит Талибан? Вернут ли они нас в наши города и деревни? Окажут ли они нам поддержку, чтобы победить силы режима?” он спросил.

Сара Халед, еще одна внутренняя беженка, сказала “Аль-Монитору": "Я слышала о талибане из разговоров людей, но я ничего о них не знаю. Что меня волнует, так это просыпаться и печь по утрам, чтобы я могла накормить своих детей. Что нас интересует, так это ежемесячная помощь, которую мы получаем для удовлетворения наших потребностей”.


Рецензии