Пекло. Режиссер Д. Бойл. Великобритания. 2007 год

Фильм создан в не столь уж редком поджанре, который условно можно назвать «философским научно-фантастическим хоррором».
Земля замерзает. Космическая миссия «Икар-2» отправлена к Солнцу для его «перезапуска» путем ядерного взрыва. Так сказать, провокация рождения новой звезды. На борту – группа ученых, узких специалистов. В ходе полета им приходится решать ряд задач морально-психологического плана, в том числе в связи с внезапно уловленным сигналом бедствия со считавшегося погибшим корабля «Икар-1», обнаруженного в районе Меркурия.
Нет смысла пересказывать сценарий. Ничего не знаю и не особенно интересуюсь научной стороной картины.
Возможно, сценарий и не блещет особой оригинальностью. Так, некоторые сцены вполне предсказуемы. Отдельные критики отмечают схематичность персонажей, не дающую возможности проникнуться к ним симпатией.
Но! В фильме все дело не в сценарии и не в правдоподобии персонажей. Скорее, наоборот.
Главный герой фильма – Солнце во всем его величии, ужасе и красоте!
Визуальная и музыкальная составляющие подобраны настолько блестяще, что не то чтобы затмевают актерскую игру, а обуславливают ее специфику.
Игра актеров более чем достойна. Надо лишь понимать, что, по всей видимости, перед ними была поставлена непростая задача: cмоделировать торжественное, подобающее неслыханному масштабу задачи, несколько отстранённое от «земных» эмоций поведение научных работников не столь отдаленного будущего (50 лет от нашего времени, кажется?). C этой задачей они справились блестяще. 
Сам режиссер, по его признанию, вдохновлялся классическими космическим фантазиями Кубрика и Тарковского («Космическая Одиссея» и «Солярис»).  Это чувствуется, но на тонком, высокохудожественно уровне, при полном сохранении авторской оригинальности в трактовке темы «группа людей в глубоком Космосе».
Некоторые находки режиссера и художника фильма просто восхищают. Цветные фото членов погибшего экипажа, мелькающие на экране долю мгновения во время прохода экипажа «Икара-2» по мрачным помещения, покрытым пылью из праха членов погибшего экипажа.
И, конечно, злодей – сумасшедший Пинбейкер, как будто (воз)рожденный из солнечного света, лицо которого нам почти не удается разглядеть. Лицо, навечно обожженное солнцем. Исчадие света, а не мрака!  Какой величественный образ и как визуально точно он  решен.
Пожалуй, блестящая музыка - вот реально общий знаменатель фильмов Кубрика, Тарковского и Бойла.
Несколько разноплановых, но как бы перетекающих друг в друга  треков на фоне завершающих кадров, от блестящей электронной психоделики Underrworld’  к завораживающим словам с лейтмотивом «days stretch out beneath the Sun» песни «Avenue of Hope» группы «I am Cloot» – абсолютный уровень режиссуры!
5 баллов из 5. 


Рецензии