5. 14. Подготовка к августовскому штурму
Вернувшись из Ставки, Толбухин собрал руководящий состав фронта и сообщил: «Контрнаступление советских войск, начавшееся в районе Курска, должно в ближайшее время перерасти в общее наступление на широком фронте… В плане этого стратегического наступления перед Южным фронтом стоит ответственная задача – разгромить донбасскую группировку противника и освободить Донбасс» [499].
Переход советских войск после Курской битвы в контрнаступление заставил немцев перебросить крупные силы на харьковское направление. Тем не менее в Донбассе оставались 27 дивизий 1-й танковой и 6-й армий [500]. Концентрическими ударами двух фронтов – Южного и Юго-Западного – предстояло разгромить их.
По плану операции, пояснял командующий, Южный фронт наносит главный удар силами 5-й ударной, 2-й гвардейской и 28-й армий в 25-километровой полосе, ограниченной населёнными пунктами Дмитриевкой и Ясиновским.
5-я ударная должна прорвать оборону противника севернее Куйбышева и выйти на рубеж Степановка, Амвросиевка, Кутейниково.
2-я гвардейская наносит удар на 9-километровом участке южнее Куйбышева и развивает его в западном направлении с выходомк реке Кальмиус. В результате охватывается группировка в центре Донбасса.
28-я армия пробивается на участке севернее Ясиновского в направлении Анастасиевки, Фёдоровки, а затем во взаимодействии с 44-й армией, механизированными и кавалерийскими соединениями окружает и уничтожает немецкие войска в районе Таганрога.
51-я и 44-я армии, находящиеся соответственно на правом и левом флангах, сковывают своими действиями противостоящие соединения [501].
После совещания развернулась подготовка к наступлению.
Тщательно изучались местность и оборонительные сооружения противника, всю полосу обороны сфотографировали в плане и перспективе, фотосхемы разослали в войска. Подобрали проводников, знавших местность по маршруту движения каждого соединения. На партийных собраниях обсудили задачи коммунистов и комсомольцев в наступлении.
Ныне модно считать, что коммунистов на передовой не было, они якобы отсиживались в тылу. Между тем, если в начале Великой Отечественной войны из каждых 100 бойцов было 13, то в конце – 25 коммунистов и порядка 20 членов ВЛКСМ [502].
Из Сибири и освобождённых районов Донбасса прибыло пополнение, слабо владевшее азами солдатской науки.
Так, среди влившихся во 2-ю гвардейскую армию было менее 30 процентов участников войны.
В тылах соединений проводили занятия с бойцами, учили их штурмовать скопированные сапёрами укрепления.
Вечером 13 августа командующие армиями получили распоряжения штаба фронта, уточняющие задачи в связи с наступлением.
28-й армии (127-я дивизия в её составе) приказано наступать в направлении Петрополья, высоты 109,7, Новоиловайского, Успенского. Штаб фронта потребовал представить решение к 10 часам утра 14-го, план операции – 15-го. Готовность к наступлению – 18:00 17-го [503].
Из штатно-должностной книги офицерского состава известно: 15-го к обязанностям замполита в отцовском полку приступил майор Приходько. Майор Клименко угодил по болезни в госпиталь.
Николай Иванович Приходько, русский, родился в 1902 году в Белоруссии. 17-летним ринулся на Гражданскую войну, да так и остался на военной службе. В мае 1942-го получил тяжёлое ранение, в июле 1943-го – контузию. Вместе с частью он дойдёт до Днепра, покажет себя стойким и грамотным офицером, оказываясь в нужную минуту на самом трудном участке боя.
16-го сменился командир отцовского батальона. Капитан Тутуев отбыл в распоряжение армейского отдела кадров.
Портал «Память народа» помог отыскать его следы. В августе 1944-го Александр Кузьмич, заместитель командира гвардейского полка, отличился при форсировании Днестра и прорыве сильно укреплённой обороны у села Талмаз Молдавской ССР. А после войны работал накурсах усовершенствования офицеров в Туркестанском военном округе.
В батальон пришёл капитан Васильев. Уроженец Тульской области, кадровый военный, Александр Яковлевич был старше отца на пять лет. В дивизии поначалу, после госпиталя, командовал 6-й отдельной штрафной ротой, где месяц службы засчитывался за год и, как правило, офицеры дольше одного квартала не задерживались.
Проводы уходящего начальника в суровое военное время, как мы уже говорили, не практиковались; капитан Тутуев передал дела, капитан Васильев принял. И за работу!
По словам Бирюзова, перед началом августовского наступления «отрабатывалось взаимодействие командирами соединений и частей. Они буквально ползали по переднему краю нашей обороны и при участии представителей всех родов войск на месте уточняли, где, когда, кто и что именно должен делать. Все командные пункты переместились ближе к передовой на курганы или, как они называются в здешних местах, “могилы”» [504].
Германское командование отдало 6-й армии приказ – удерживать рубеж на Миусе во что бы то ни стало. Гитлер, по свидетельству Манштейна, считал, что «от овладения этой территорией, расположенной между Азовским морем, низовьями Дона и нижним и средним течением Донца и простирающейся на западе примерно до линии Мариуполь (Жданов) – Красноармейское – Изюм, будет зависеть исход войны» [505].
Вечером 16-го 28-я армия приступила к сдаче оборонительной полосы 5-й ударной и 2-й гвардейской армиям, её выводили в новый район.
С двух часов ночи 127-я дивизия, передав свой участок 3 му гвардейскому стрелковому корпусу, пришла в движение.
Заскрипели колёса повозок отцовской роты с пудами железа: стволами, опорными плитами, двуногами-лафетами, минами, запчастями, лопатами, ломами, прочим скарбом.
Идти было легко. Стояла низкая облачность, ночную землю и движущиеся колонны порой окроплял слабый тёплый дождь. Температура не падала ниже 16 градусов.
К рассвету части достигли Новой Надежды и Волны Революции – хуторов Куйбышевского района Ростовской области, освобождённых в начале 1943-го. Там остановились на днёвку [506].
Облака разошлись, просиял солнечный день. Воздух прогрелся до 28 градусов. Изредка налетали порывы северо-западного ветра.
В половине девятого вечера 17-го 127-я и 271-я дивизии двинулись дальше без артиллерийских полков и батарей 120-мм миномётов. Всех артиллеристов и миномётчиков 28-й армии привлекли к артподготовке в полосе наступления 248-й стрелковой дивизии – произвести огневые налёты по вражескому переднему краю, пробить бреши в проволочном заграждении [507].
Подготовка Южного фронта к наступлению завершилась. Ударную группировку создали за счёт концентрации сил на участке прорыва. Части, обещанные Ставкой, прибудут позже.
В четверть восьмого утра 18-го после мощной артиллерийской и авиационной подготовки начался штурм. Прорыв осуществлялся, как и было задумано, тремя армиями – 5-й ударной, 2-й гвардейской и 28-й – на фронте шириной 25 километров. Последней достался узкий, в 2,5 километра участок.
Командарм Герасименко построил боевой порядок в три эшелона: в первый поставил 248-ю, бывшую отцовскую дивизию, во второй – 37-й стрелковый корпус, в третий – малочисленные, обескровленные в июльских боях 127-ю и 271-ю дивизии.
Поддержку с воздуха обеспечивала 8-я воздушная армия, значительно усиленная к началу боёв. В её составе теперь насчитывалось 244 штурмовика, 248 истребителей, 100 дневных и 75 ночных бомбардировщиков. С Кубани прибыли Покрышкин, Речкалов, Клубов, Глинка и другие советские асы-истребители, чья слава гремела в нашей стране.
ПРИМЕЧАНИЯ
499. Бирюзов С. С. Указ. соч. С.169, 171.
500. См.: Жирохов М. А. Указ. соч. С. 170.
501. См.: Бирюзов С.С. Указ. соч. С.172, 174.
502. См.: Томан Б.А., Томан Т.Б. Политические партии России: история и современность./Под ред. А.И. Зевелева, Ю.П. Свириденко, В. В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 2000. С.469, 461.
503. ЦАМО. Ф. 64. Оп. 505. Д. 185. Л. 61.
504. Бирюзов С. С. Указ. соч. С. 178.
505. Манштейн Э. Указ. соч. С. 441.
506. ЦАМО. Ф. 442. Оп. 8465. Д. 62. Л. 19,58.
507. Там же. Л. 20, 58.
Свидетельство о публикации №221082400992