США Иран. Санкции

США. История введения санкций против Ирана (1979-2006)

Первые односторонние санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после Исламской революции (1978-1979), в результате которой в этой стране был свергнут шахский режим. Поводом для них стал захват американского посольства и его сотрудников в Тегеране 4 ноября 1979 года группой иранских студентов. Они требовали от Вашингтона выдать находившегося в США бывшего шаха Мохаммеда Резу Пехлеви Ирану для проведения суда над ним и вернуть вывезенные им богатства (52 из 66 заложников находились в заточении 444 дня и были освобождены только 20 января 1981 года).

Тогда Вашингтон оказал жесткий нажим на Тегеран - указом президента США Джимми Картера от 14 ноября 1979 года была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в эту страну, а также на импорт иранских товаров. В январе 1981 года эмбарго на торговлю было отменено, однако ограничения на финансовые операции продолжали действовать.

В последующие годы санкционный режим США в отношении Ирана неоднократно корректировался - часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения. Причинами для введения санкций назывались поддержка терроризма, нарушение прав человека, развитие ракетно-ядерной программы. Так, 28 сентября 1984 года администрация Рональда Рейгана ввела дополнительные меры контроля над экспортом в Иран в связи с включением Ирана в список государств, поддерживающих терроризм. 29 октября 1987 года вновь был ограничен импорт иранских товаров, в основном, нефти. В ноябре 1990 года американские нефтяные компании получили разрешение на импорт ограниченного количества нефти из Ирана.

Закон "О нераспространении вооружений в отношении Ирана и Ирака" 1992 года запретил поставки продукции двойного назначения и обычных вооружений и предполагал введение санкций против третьих стран. В 1996 году был принят "закон Д'Амато", предусматривавший санкции в отношении третьих стран, инвестирующих определенную сумму в нефтяную промышленность Ирана и Ливии. В октябре 2006 года его заменил закон "О поддержке свободы в Иране" (в 2016 году продлен на 10 лет), в связи с развитием иранской ядерной программы распространивший санкции на банки, компании и физические лица этой страны, связанные с атомной и оружейной промышленностью.

Пересмотр санкций (2006-2016)
После того как в 2006 году Иран вступил в переговоры по своей ядерной программе с "шестеркой" посредников (Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и КНР), а также с приходом к власти в США в 2009 году демократа Барака Обамы в двусторонних отношениях наметилось потепление. Из-под действия санкций был выведен ряд товаров и сняты некоторые запреты.

Так, в 2007-2008 годах американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать оттуда икру, фисташковые орехи и ковры.
В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году - компьютерного оборудования. В сентябре 2013 годв правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.

Между тем в администрации Обамы заявляли о намерении продолжать оказывать нажим на Иран в соответствии с двойственным подходом, который предусматривал возможность как расширения экономического сотрудничества с Тегераном, так и ужесточения санкций.
Одновременно со смягчением ряда ограничений в отношении Ирана вводились новые санкции. Так, в 2010-2013 годах в черный список были добавлены транспортные, нефтехимические, энергетические, судоходные и судостроительные компании, морские порты и телерадиовещательные компании. Кроме того, были введены ограничения в отношении командования Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) и народного ополчения "басидж".

В феврале 2012 года Обама подписал указ, блокирующий активы правительства и финансовых институтов Ирана, включая его Центральный банк. В феврале 2013 года был расширен круг подпадающих под санкции транзакций с иранскими финансовыми учреждениями, что ограничило возможность Ирана распоряжаться доходами от продажи нефти, размещенными на счетах в иностранных банках. В июне 2013 года американским банкам, финансовым институтам и компаниям было запрещено иметь дело с организациями, которые ведут операции с использование иранской денежной единицы - риала. Таким образом, риал был исключен из международной финансовой системы.

Частично ограничительные меры в отношении Тегерана были смягчены после вступления в силу 20 января 2014 года промежуточного соглашения о приостановке ядерной программы Ирана (подписано 24 ноября 2013 года Ираном и "шестеркой"). В частности, США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые "осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора".

Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей. В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

18 октября 2015 года вступил в силу разработанный Ираном и "шестеркой" международных посредников Совместный всеобъемлющий план действий, предусматривавший отмену санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль. 16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по СВПД о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ.

В тот же день Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему.

Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физическим и юридическим лицам США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.

Отказ от договоренностей (с 2017 года)
Дональд Трамп еще в ходе предвыборной президентской кампании неоднократно обвинял Тегеран в спонсорстве терроризма и резко критиковал заключенную с Ираном ядерную сделку.

После избрания Трампа началось ужесточение санкционного режима в отношении Ирана. Так, в апреле 2017 года за нарушение прав человека администрация США включила в санкционный список Тегеранскую организацию тюрем, а в мае и июле расширила санкции против ряда юридических и физических лиц, "поддерживающих баллистическую ракетную программу Ирана, иранские военные закупки или Корпус стражей исламской революции". 2 августа 2017 года Трамп подписал закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций", предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих отношение к иранской программе по разработке баллистических ракет.

13 октября 2017 года Дональд Трамп изложил новую, более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США намерены противостоять его "дестабилизирующему влиянию". В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внес КСИР в список организаций, "поддерживающих терроризм".

16 ноября 2017 года президент продлил эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана.
8 мая 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе, что означало постепенное восстановление действия ранее замороженных в соответствии с СВПД ограничительных мер в отношении Тегерана, а также третьих стран.

6 августа 2018 года им был подписан указ, согласно которому санкции должны быть возвращены в два этапа. 7 августа были восстановлены ограничения на продажу Ирану американской валюты, покупку у Тегерана золота и других ценных металлов, приобретение иранских бондов и облигаций, работу с иранским автомобилестроением.

Также под ударом оказались компании, специализирующиеся на алюминии, графите, угле, стали и выпускающие компьютерные программы для промышленных предприятий.

Второй этап, который вводится в ночь с 4 на 5 ноября, подразумевает восстановление ограничений, связанных с экспортом нефти и энергетическим сектором, судоходством и судостроением, деятельностью финансовых институтов, осуществляющих операции с Центробанком Ирана. Таким образом, будет возобновлено действие всех американских санкций, отмененных 16 января 2016 года, в день начала реализации СВПД.

Реакция на действия США
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи написал 3 ноября в Twitter: "Вводя санкции, США хотели парализовать и остановить рост национальной экономики, однако на деле все закончилось движением в сторону самодостаточности Ирана. Иранская нация в течение многих лет импортировала все, а теперь выработала привычку все производить".

МИД России в заявлении от 3 ноября отвергает любые односторонние санкции в обход решений Совета Безопасности ООН, имеющие экстерриториальное применение и затрагивающие интересы третьих стран, как в случае с рестрикциями США против Ирана.

В ведомстве отметили, что СВПД полностью себя оправдал и доказал свою эффективность и что международное сообщество не должно допустить, чтобы "столь значимое достижение многосторонней дипломатии рухнуло по прихоти одной страны, открыто нарушающей нормы международного права".

Евросоюз, Великобритания, Франция и Германия выразили сожаление из-за новых санкций США против Ирана, заявили о необходимости защитить свои компании и обязались работать для сохранения и поддержания сотрудничества с Ираном и продолжения иранского экспорта нефти и газа. Об этом было заявлено в совместном заявлении главы европейской дипломатии Федерики Могерини и глав МИД трех стран 2 ноября 2018 года.
***

23 января 2022 года.
Южная Корея выплачивает Ирану просроченные взносы ООН в размере 18 миллионов долларов замороженными средствами.

Тегеран рассчитывал вернуть себе право голоса на Генеральной Ассамблее ООН после того, как Сеул выплатит взносы в размере 18 миллионов долларов, используя иранские средства в размере 7 миллиардов долларов, замороженные из-за санкций США.
Иран восстановил свое право голоса в ООН в июне 2021 года после того, как ему удалось погасить задолженность

Ожидается, что Иран вернет себе право голоса в Генеральной Ассамблее ООН после того, как Южная Корея выплатила просроченные взносы Тегерана во всемирную организацию с помощью иранских средств, замороженных в стране, сообщает Сеул.
Воскресное объявление повторило аналогичную ситуацию, когда Иран восстановил свои права голоса в ООН в июне 2021 года после того, как ему удалось погасить задолженность.
Однако ранее в этом месяце компания объявила, что санкции США второй год подряд снижают ее платежеспособность.

Любое высвобождение замороженных средств Ирана требует одобрения Соединенных Штатов, которые на этой неделе присоединились к своим европейским союзникам, заявив, что для спасения иранской ядерной сделки 2015 года осталось всего несколько недель.

В 2018 году тогдашний президент Дональд Трамп вывел Вашингтон из сделки, повторно введя ряд санкций США. Позже Иран отказался от соблюдения многих ядерных ограничений, предусмотренных соглашением.

Сеул “в пятницу завершила выплату взносов Ирана в ООН в размере около 18 миллионов долларов через замороженные иранские средства в Южной Корее в активном сотрудничестве с соответствующими учреждениями, такими как Управление по контролю за иностранными активами Казначейства США и Секретариат Организации Объединенных Наций”, - говорится в заявлении министерства финансов.


“Ожидается, что право Ирана голосовать на Генеральной Ассамблее будет восстановлено немедленно после оплаты”, - добавили в министерстве.

С сеульским офисом ООН невозможно было связаться для комментариев в нерабочее время.

Иран срочно обратился к Южной Корее на прошлой неделе с просьбой помочь выплатить взнос ООН замороженными средствами из-за опасений потери права голоса в Генеральной Ассамблее, состоящей из 193 членов, сообщило министерство Южной Кореи.

Тегеран неоднократно требовал освободить около 7 миллиардов долларов своих средств, замороженных в южнокорейских банках в соответствии с санкциями США, заявляя, что Сеул держит деньги “в заложниках”.

Представитель министерства финансов Южной Кореи отказался сообщить, сколько замороженных средств Ирана осталось после этой выплаты взносов ООН и еще одного выпуска в прошлом году, сославшись на законы о конфиденциальности.


Рецензии