Новая кровь Старой башни

«Старая башня» - Торревьеха – имя небольшого средиземноморского городка, с которым меня связала  судьба. Впервые, приехав в Испанию, я получаю не стандартный набор туристических впечатлений, а потихоньку «въезжаю» в ее повседневную жизнь. Вернее – в нелегкие будни русскоязычной эмиграции со всеми ее плюсами и минусами, горестями и радостями. Нет, пожалуй, я слукавила, полной ложкой их хлебнули «ветераны эмиграции», те, кто очутился на солнечном берегу Торревьехи лет 5-10 назад.


Горький хлеб эмиграции
Массовый десант эмигрантов на Торревьеху  пришелся на 2000-2001 год. Турагентства в России освоили легкий бизнес: поставку живого товара – гастарбайтеров, которым «всего-то» за штуку баксов сулили  лучшую жизнь и приличные заработки.

Каждые выходные приходили битком набитые  автобусы и самолеты. Новичков
беспомощно брошенных в чужой стране, чужом городе, встречали «благодетели». Эти ушлые ребята, прибывшие сюда на полгода раньше, худо-бедно  освоившие язык, раскусили свой интерес в эмигрантских караванах. Они живо брали в оборот не отошедших от шока россиян: устраивали на ночлег, арендовали машины, предлагали работу, давали взаймы денег… все это не за красивые глаза, конечно.

Каждого «облагодетельствованного» выжимали по полной программе. Работа быстро заканчивалась, долги росли. Как говорится «приютили…..обобрали..» Хорошо,  если  успевали вовремя уйти из-под навязанной опеки. Что ж, здесь все пытались выживать правдами и неправдами. Больше – неправдами….

Если не для каждого первого, то наверняка, каждого второго  горький хлеб эмиграции имеет привкус апельсинов. Финки, апельсиновые плантации, были первым рабочим местом для прибывших из России инженеров, врачей, преподавателей, предпринимателей. Рабский  труд за гроши. Но и этому были рады. Куда податься человеку без языка, документов, жилья, связей… Так что золотистые плоды помогали выжить эмигрантам в прямом и переносном смысле. Апельсины на завтрак, обед,  ужин…- неплохой рацион, для того, кто не знает, будет ли что есть завтра…


Город-стройка
Это первое, что приходит в голову сегодня при взгляде на Торревьеху. Желтые жирафьи шеи вытягивают долговязые краны, в каждом квартале затянуто паутиной строительной сетки новое здание. Постройки постарше облепили леса -   идет «реформа» - реконструкция, а уж  сколько свеженьких «урбанизаций»- малоэтажных кварталов возведено на окраинах, бывших пустырях.

Самая массовая профессия в городе – строитель, самое популярное объявление – «Требуются строители-русские с документами». Работодатели-испанцы с большой охотой принимают на стройку эмигрантов. За прошедшие годы те проявили себя как работоспособные и грамотные специалисты. Благодаря их умелым рукам и трудолюбию, за последние годы Торревьха разрослась и похорошела.

«Раньше город зимою просто вымирал», – вспоминают обитатели-старожилы. Только к летнему сезону приезжали отдыхать столичные испанцы на свои дачи. Теперь жизнь бьет ключом круглый год.

«Испанцы народ  дружелюбный,  веселый, но несколько безалаберный и бестолковый», - отзываются о своих местных коллегах россияне. «Иметь таких на стройке – сплошные проблемы. Они не столько делом занимаются, сколько попусту суетятся или прячутся, чтобы отсидеть смену. Часами готовы болтать, переливая из пусто в порожнее. Не  работники они»…

Вот и вкалывают на торревьеховских стройках каменщики, плиточники, штукатуры, электрики из бывшего Союза. Кому-то удается пробиться на более высокую профессиональную ступеньку, иногда фактически управлять ходом стройки. Это выливается в более солидное денежное вознаграждение, но и спрос с них больше. Но это пожалуй исключение. Большинство «хэфи» уверены - командовать на стройке должны испанцы! Может быть, они не лучшие бизнесмены, но в отсутствии патриотизма их не упрекнешь.


Два берега.
Бывший Союз республик свободных… кипит националистическими страстями.  Россия упрекает «незалежную» оранжевую Украину в проамериканских симпатиях, а хохлы кроют «клятых москалей». Молдавские власти «наезжают» на Приднестровье.. А российская Госдума грозит в ответ  продажей газа по мировым ценам и депортацией молдавских гастарбайтеров….

В Испании  - украинцы, русские, молдаване, белорусы, евреи, литовцы – все члены одной, хотя и не слишком дружной, семьи русскоязычной диаспоры. Водораздел русской эмиграции идет не по этническому признаку. Он пролег между двумя  берегами – «легалы» и «нелегалы». Статус резидента дает надежду на стабильную жизнь, возможность вписаться в испанское общество, благополучное будущее для детей и обеспеченную старость взрослым.

За последние годы вышло 3 закона о легализации, чудесным образом изменивших жизнь эмигрантов, превратив их в законопослушных резидентов. Однако каждый последующий указ чинит новые рогатки и препятствия на пути к  желанной резиденции. Если по первому Королевскому Указу от нелегала требовался лишь загранпаспорт, то условия  последней легализации оставляют слишком мало реальных шансов перекочевать на «легальный» бережок. Доходит порой до абсурдных ситуаций. Хотя «шеф» стойки остро нуждается в рабочих руках, он  не слишком-то торопится с подачей документов на легализацию, тянет с контрактами на своих работников-нелегалов. А квалифицированным специалистам приходится искать более сговорчивого и дальновидного «хэфи».

Работодатель сам находится меж двух огней: с одной стороны – за «легала» ему придется ежемесячно выплачивать приличные налоги, с другой стороны - над ним висит угроза крупных штрафов за незаконное использование нелегального труда.  Не всякий резидент на стройку за 50 евро не пойдет, а нелегал согласится и  на меньшее. 

Так что новый закон прибавил проблем, а кого-то лишил радужных надежд на легализацию. Правда, «нормальные герои всегда идут в обход». Остаются юридические лазейки для оформления необходимых документов  через русскоязычные  адвокатские конторы, которые наверняка огребут кругленькую сумму  благодаря новым правилам легализации.

Каждую субботу наши знакомые, украинец и молдаванин, мотаются к своему адвокату, справляются, как обстоят дела с их документами. Прожив в Торревьехе более 3 лет, они умудряются достаточно успешно вести свой небольшой строительный бизнес даже на положении нелегалов. Сумели уже обзавестись жильем и автомобилями, хотя и лишены, как нерезиденты, возможностью использовать систему кредитования и ипотеки.  Они уже «отстегнули» юристам по 2 штуки евро.. собрали все бумажки…..А будет ли из всего этого толк – одному Богу известно…
 

Рецепт успеха по-испански.
Есть в русскоязычной среде и те, кто смел достичь ощутимых успехов, пустить корни в испанскую землю. Как правило, это те «пионеры», что прибыли в Торрьевьху лет 10 назад, когда и диаспоры-ты никакой не существовало, а русская речь была в диковинку. Они не любят вспоминать первые годы…Были там и тонны апельсинов на финках и альмасенах (овощных складах), горы перемытой посуды в барах, квадратные километры построенных и отмытых новостроек. Приходилось расставаться с амбициями, иллюзиями на легкую и сладкую жизнь за бугром.

«Порой было такое отчаяние, что хотелось просто выпить таблетку и больше никогда не просыпаться. Что помогло выжить выстоять  трудное время?... Семья. Поддержка близких людей» - вспоминают они.  Здесь не просто арифметика – две зарплаты больше одной. На чужбине острее ощущаешь ценность теплых родственных отношений. Так и шли они все эти годы, держась за руки, оберегая друг друга. Теперь эти семьи – предмет уважения и зависти. Среди них – владельцы собственного бизнеса, профессиональная элита, сумевшая подтвердить свои дипломы и опыт. Хотя и сегодня их  жизнь не назовешь безоблачной.

Ольга в России занималась туристическим бизнесом, теперь по очереди с мужем по десять часов стоит за прилавком собственного магазинчика русских товаров. Не самый легкий хлеб, но зато появился достаток, а главное -  уверенность в завтрашнем дне, будущем своих девочек. Младшая появилась на свет уже в Испании.

Наталья с супругом на эмиграцию решились 10 лет назад, когда немало еврейских семей покидали Россию по причине антисемитизма.  Только через пять лет у них появилась возможность работать по профессии. Правда, Наталья пока еще ждет подтверждения своего диплома стоматолога. Тогда она сможет продолжить учебу в Мадриде, осваивая специальность имплантолога. В клинике русскоязычных специалистов на отсутствие клиентуры не жалуются. Помимо «своих» - русских, белорусов, украинцев, в числе постоянных клиентов немало англичан, испанцев. Старожилы эмиграции теперь связывают свое будущее и планы с Испанией. Это чудесное место для того, чтобы наслаждать жизнью, растить детей.
 

Будущее эмиграции.
Пожалуй, по-настоящему врасти, интегрироваться в испанское общество предстоит детям эмиграции, сегодняшним малышам и школьникам. В Торревьехе пришлось в срочном порядке разбить на пустырях несколько новых «колехио», чтобы разместить в классах увеличившееся детское народонаселение. Русскоязычные школяры шутя получают свои «десятки», опережая испанских сверстников по всем статьям. В них сильно столь редкое  здесь желание получать знания, стремление получить хорошее образование. Правда приходится родителям подключать репетиторов, чтобы сделать задел для поступления в университет (общий уровень преподавания в школах невысок).

Хотелось бы надеяться, что эта мощная струя новой крови – русская эмиграция, которая влилась и оживила сонную стареющую «Старую башню», не вызовет отторжения. Ведь приехал сюда в основном народ работящий, целеустремленный, готовый укорениться на здешних солнечных берегах, заработать достойное будущее для своих семей. Может Испания все же станет настоящей родиной для них и их детей. 

05.2005


Рецензии