Владыка Савватий

Я помню тот год, когда к нам в Бурятию отправили владыку Савватия. Это был наш первый деревенский год. Мы купили двух молоденьких козочек и всю осень собирали для них опавшие тополиные листья в парке, потому что так всегда делала моя бабушка.

В тот год все было в листьях: и наша одежда, и улицы, и наша собака, и дети, и все мы. Листопадом осыпало нас наше тихое деревенское счастье.

Тогда же моего мужа первый раз рекомендовали к рукоположению. Он уехал в Одигитриевский собор на два месяца, а я поняла, что козочки наши с сюрпризом и скоро принесут козлят. Теплой стайки у нас не было, и мы решили поселить их дома, в сенцах.
Та зима пахла прелым сеном, листьями, навозом и молоком.

На Николая Чудотворца владыка сказал мужу , что он не подходит для священства и отпустил домой.

Я написала владыке так:
- Зато у нас родились козлята, муж приедет, отгородит им угол в доме, и мы будем жить все вместе. Долго и счастливо.

Владыка не ответил, наверное, позавидовал нам, ведь у нас были маленькие резвые козлята, а у него нет.

***
С того момента прошло лет пять. Много всего было и радостного, и грустного. Я сидела на кровати, уставшая, сонная и лохматая, на руках держала малюсенькую, только что родившуюся, Сонечку, рядом ползала годовалая Катюшка, сбоку сидела двухлетняя Машулька, за столом писали, кряхтя, первоклассники Ваня и Ксюша, и под ухо читала вслух Светка - все как всегда. Вдруг мой муж вбежал в комнату, вскочил на кровать и стал прыгать на ней и кричать:

- Владыка решил меня рукополагать! Меня! Рукополагать!

Ни до этого момента, ни после я не видела мужа таким - таким радостным, счастливым, таким совсем мальчишкой. Он мне не говорил, что его кандидатуру снова рассматривают.

Я в тот год вообще думала очень медленно, поэтому открыла рот и так сидела и смотрела на мужа.

***

Тем летом муж служил алтарником в Вознесенском храме и на каждую службу брал нашего сына. Ваня познакомился с владыкой и был этим очень горд.
А осенью в Новой Бряни, где мы теперь жили, впервые была назначена архиерейская служба. Алтарь был тесный: там был и владыка, и благочинный, и все местные батюшки, и архидьякон, и иподиаконы, и алтарники. И в храме было тесно, съехались прихожане всех окружных деревень. Служба почти кончилась, как вдруг началась легкая суета, муж вышел на солею, стал осматриваться вокруг, нашел меня глазами , подошел и шепнул:

- Владыка Ваню зовет.

Ванька весь побелел, глаза стали большими, он так заволновался, что не мог сделать ни шагу, как его ни уговаривал муж.
Пришлось извиниться и сказать, что сын стесняется.

Ванька подрос и стал читать про пионеров-героев, про героев Отечественной войны, про казаков и наконец сказал:

- Кажется, теперь я смелый! Если владыка меня снова позовет, теперь уж я не испугаюсь!

А потом тише добавлял:
-Как думаешь, я владыку сильно обидел?

Я думаю, не обидел. Владыка как-то по особенному любит детей и видит их, понимает. Прихожане очень готовились к встрече, таким почетом окружили: и трапезу накрыли, и речи говорили, и букеты купили, а владыка хотел поговорить с маленьким мальчишкой, которого давно не видел.

***
Перед рукоположением принято приглашать на встречу жену ставленника, поэтому владыка позвал нас с мужем к себе на беседу. Я очень надеялась, что владыка забыл, что у нас были козлята, а у него нет.

Но он не забыл. Как только мы вошли в кабинет, он встал навстречу к нам и сказал, что помнит мое письмо:

-Хорошее ты мне тогда письмо написала, - и повернул ко мне свой ноутбук.

А я прикрыла глаза словно не вижу ничего и сделала вид, что все это мне только чудится.

Я решилась посмотреть на него и увидела его смеющиеся добрые лучистые глаза. Он смотрел на меня и улыбался.

Он давал нам наставления, советы и сказал обращаться к нему, если будет нужна помощь. И добавил:

- Мне нравится, что вы любите друг друга, это видно. Это видно и потому, как вы любите своих детей. Я когда смотрю на такие семьи, я всегда думаю о родителях. В нашей семье все заботились друг о друге. У меня было счастливое детство.

Я потом много раз с благодарностью вспоминала о родителях владыки. Все знали в нашей епархии, что владыка не переводит священников туда, где их семьям будет сложно жить. Когда по просьбе моего мужа нас переводили в глухую деревню, то владыка не подписал указ, пока не спросил у меня, точно ли я на это согласна. Семья должна быть счастливой.

Думала ли его мама, что ее добрая улыбка, обращенная к своему сыну, построит целую епархию?

***
Помню и другой день, ужасный день. Мне позвонила подруга Женя и сказала дрожащим плачущим голосом, что у нее сгорел дом. Она без мужа поднимает троих детей. Было очень больно, и страшно, и непонятно. И очень была нужна помощь.
Я решилась и написала владыке, а он тут же организовал сбор для погорельцев. Денег хватило, чтобы поставить небольшой сруб.
Через год они смогли уже въехать в свой домик, я часто приезжаю к ним. Дом еще без отделки, я люблю прислониться к теплому брусу затылком и думать, у них пахнет по-особенному: свежим деревом, счастьем и верой в людей.

Женины дочки, Саша и Викуля, когда приезжают с архиерейской службы, то обязательно спорят:
- Владыка меня любит больше!
- Нет, меня!
- А ты разве не слышала, как он меня про дом спросил?
-А меня видела, как он святой водой облил, даже волосы были мокрые?!

А Женя сидит, молчит и хитро улыбается. Ей то владыка потихоньку в руку тысячу положил, когда к кресту подходили.

***
В прошлом году сбылась моя большая мечта. Бурятия принимала семинар Русской Классической Школы. Было волнительно, справлюсь ли я. Была нужна помощь.
Я снова поехала к владыке. Привезла целый чемодан учебников, отрепетировала хорошую речь.
А владыка учебник взял, открыл, посмотрел на меня и сказал, что лучше учебников не видел.
А мне стало так обидно: я так долго готовилась.

Зато мы поговорили. Ну как поговорили. Я сначала заплакала, потом сказала не обращать внимания, потом сказала, что я все время плачу, когда счастлива, потом еще что-то ляпнула. Владыка посмеялся надо мной и отпустил.

Я шла пешком по мосту через Уду и говорила мужу по телефону, что снова не получилось выглядеть серьезно и солидно.

Муж сказал, что это нестрашно. Владыка по-другому видит людей, не надо бояться быть собой. Он бы и так тебя увидел настоящую.

Я пришла в Вознесенский храм и на лавочке стала ждать отца Романа. И тут приехал владыка. Когда он проезжал на машине мимо меня , то остановился, открыл окно и спросил, ела ли я сегодня. А я не ела.

Тогда он вышел из машины и ушел. А когда вернулся, то сказал, что сходил в трапезную и попросил меня покормить.

Когда я возвращалась домой, до нас ехать четыре часа на автобусе, то смотрела в окно и думала о философе Зеньковском и о владыке, о том, что монашество еще больше высвечивает мужские качества, мужскую красоту: силу, благородство, снисходительность, желание защищать слабых.

***
У моего мужа есть дурная привычка говорить все как есть. И вот он владыке говорит о разных своих косяках, чтобы совета попросить.

Он рассказывает об этом, а я держусь за голову и думаю:
-Оооой! Вот дураааак!

А вслух учу:
- Это же твой начальник, ну зачем ты так?!
А он мне говорит:
- Дурочка ты моя! Он же мне как отец!

Когда начался карантин, владыка обратился к приходским бухгалтерам, чтобы они составили отчет за прошлый год: сколько храм тратит на электроэнергию, дрова, зарплаты. Недавно епархия перечислила приходу 60% от суммы годовых трат прихода. Мне так неудобно об этом писать, многим очень трудно сейчас живется. А нам нормально, о нас позаботился отец.

Я теперь вижу, что не начальник. Отец.

***
Сегодня все мои знакомые плачут: владыку переводят в Чувашию. А мне то уж Сам Бог велел плакать.
Я написала владыке в контакте, что мы его очень любим и желаем ему добра. А он мне ответил, что очень любит всех нас.

К нам едет новый владыка. Я очень надеюсь, что настанет такое время, когда и владыке Иосифу мы сможем сказать, что очень его любим, потому что Господь сказал: "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."


Рецензии
Очень замечательный, пропитанный теплом и любовью рассказ. Без прикрас, из глубины души. Понравился, не то слово!Он уютный, как бабушкина шаль. Спасибо Вам за небольшое посвящение.

Ольга Широких   25.08.2021 07:57     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Очень рада!

Ольга Шигина   25.08.2021 09:00   Заявить о нарушении