Вспомнить имя своё ч. 14

Башня Адиюх

Под Черкесской светлою звездой
Адиюха гордый стан в веках застыл...
(Шамил)


  В Карачаево-Черкесии есть множество замечательных памятников природы и истории. Богат этот край и на предания.
  Одно из них о  "Башне Адиюх".
    Башня на берегу Большого Зеленчука, левом притоке реки Кубани на Северном Кавказе,  у местных жителей ассоциируется с невестой, так она похожа на девушку в подвенечном наряде. Только не радостную, а очень печальную, потому что вокруг неё много кроваво-красных скал.
   Это было очень давно, возможно, во времена аланов. (1)  В  каменной сторожевой башне, венчающей гору над аулом Хабез,  жил князь Псабида со своей юной женой. (2)  Девушка была необычайно красива: белоснежная кожа, иссиня-чёрные волосы, лицо, подобное луне.
  Когда она протягивала к солнцу белые руки, они излучали яркий свет, затмевавший даже  солнечный.
Говорят она в оконце
Руку белую в браслетах
Лишь протянет и как солнце
Полночь озаряла светом. (3)
   Звали девушку Адиюх, что переводится как "светлорукая".(4)
  Печально всматривалась Адиюх  из башни вдаль. На лице лежала тень грусти с того самого дня, когда она, совсем юная, спустилась однажды к звонкому ручью за водой и всадник в чёрном, налетел ястребом сзади,  накрыл её буркой и помчал в горы.
  С того дня ни разу Адиюх не покидала стен высокой башни. Только мечтала об одном, как  теперь увидеть, как  встаёт после дождя в родной долине радуга, зацветают весной на зелёных полях первые подснежники.
  Только длинными ночами, в коротких снах, возвращалась она в своё детство, смеялась с подругами, слушала знакомые песни и звон ручья, на берегу которого выросла.
  На горы спускались осенние туманы, прилетал ветер, и туман уползал. Снега покрывали собой горы, но грело солнце, и снега таяли, обнажая светлые склоны... А печаль с лица Адиюх не уходила ни весной, ни летом, ни осенью.
- Чем ты, женщина, недовольна? - спрашивал её  красавец-князь Псабида в редкие минуты возвращения домой после ночных горных дорог. - Разве мало золота и роскошных нарядов в моей неприступной башне? И есть ли хоть у другой  жены такой отважный и знатный муж, как я? Разве не переполняют твоё  сердце радость и счастье, когда ты видишь меня?
- Башня твоя просторна и богата, - робко соглашалась Адиюх,  опустив глаза, - но мало в ней света для меня. Моё сердце бьется сильней, когда я вижу тебя, но вижу очень редко. Ты каждую ночь, накинув чёрную бурку, скачешь куда-то в горы, чтобы пригонять всё новые и новые табуны... А я всё одна и одна. Зачем ты меня привёз и заточил в этой каменной башне, если я тебе не нужна? Зачем заставил полюбить себя?
- Ты мне нужна, женщина, - отвечал князь грубо и сердито, - иначе я не похитил тебя...слава о тебе разнеслась по всей округе!
- Тебе нужна не я, - вздыхала Адиюх, - Когда ночами в снегопад и в дождь по шаткому мосту через грозную реку ты гонишь в башню стада и табуны, я протягиваю навстречу тебе руки, они светятся, и ночь становится светлой, как день... без света моих рук ты не можешь жить, только потому и похитил меня...
- Прекрати болтать, женщина, - гремел по пустынным комнатам башни гневный голос князя, - слепой сове нужен свет твоих рук, орёл и тёмной ночью ясно всё видит... Вот мой меч - посмотри... Если ты ещё  раз высунешь в окно свои руки, я отсеку их этим мечом.
  Ах, как князь Псабида был самодоволен! Зря он так сказал! Затаила обиду на мужа Адиюх.
  Ночью вновь отправился князь в горы. Адиюх, как всегда, не спала и ждала его. На чёрном небе не было ни звёзд, ни луны. В плотной мгле бурлила, ворочала камни река под мостом. В ущелье протяжно выли волки и рыдали шакалы. Гуляка-ветер буянил меж скал.
  Крепко закрывала свои глаза Адиюх, но видела перед собой  красивое и непроницаемое лицо мужа.  Столько всматривалась в него всё простившая и полюбившая Адиюх своего грабителя, пыталась рассмотреть в нём душу Псабиды. Увидеть в его душе  хотя бы немного нежности и тепла.
"Возможно, он любит меня, но прячет глубоко свои чувства?" - надеялась Адиюх
  Но эти чувства были ему незнакомы,  недаром  звали гордеца -  князя Псабидой - твёрдой душой.
  Несмотря на это, Адиюх  любила его всё равно и тревога за мужа  была в эту ночь такой же сильной, как всегда...
- Где несётся твой конь, Псабида, сейчас в непогоду и мрак? Зачем гонишь статных коней к своей башне не днём, когда над крутыми дорогами висит яркое солнце, а тёмными беззвёздными ночами, словно вор, заметающий следы? Где скачешь сейчас ты, Псабида, в безлунную ночь, когда конь твой не видит, куда поставить тяжёлое копыто? - так размышляла Адиюх, всматриваясь в темноту ночи.
  Тут прилетел к окнам башни бродяга-ветер и принёс с собой топот множества копыт, который был подобен горному обвалу... Вскочила Адиюх, подлетела птицей к окну, хотела было как всегда, протянуть руки, чтобы осветить тёмную дорогу мужа, но вспомнила его гнев, его горькие слова по отношению к ней  и замерла, опустив руки, точно птица перебитые крылья.
  А Псабида был уже близко. Скоро путь между ним и башней стал равен длине моста над пропастью, где гремела тёмная и грозная вода.
  Посмотрел Псабида вверх через правое плечо - не увидел светлой луны, посмотрел через левое - не увидел ярких звёзд, посмотрел в сторону своей башни - не увидел сияния золотых рук своей Адиюх.
  Хотел Псабида крикнуть ей, что ждала его, но гордость плотно сомкнула его губы. Стал он молча бороться с ночью, уже половину моста одолел, но захрапели кони, испуганно вздыбились перед мраком, идущим из пропасти...
 Всё свое мужество призвал на борьбу с ночью Псабида, но судьба повернулась к нему спиной.
  Трудно человеку без света, совсем трудно. Конь путника оступился, оборвались веревки и вместе с мостом, спутниками и лошадьми, которых гнал Псабида, всё погрузилось во мрак бездонного ущелья.
 Опомнилась Адиюх, но было уже поздно. Найдя тело мужа, горько зарыдала  Адиюх, била о скалы белыми руками, из которых уже сочилась кровь. От этой крови скалы на берегу Большого Зеленчука и сейчас стоят красные.
   Адиюх похоронила мужа в чистом поле, насыпав большой курган над могилой.
  До самого заката лила она горячие слёзы, стекавшие прозрачным потоком в холодные воды Большого Зеленчука...
  На закате могучий и стройный всадник осадил рядом с нею коня, спешился, тронул ее за плечи и бодро сказал:
- Добрый день, прелестная женщина!
- Какой же он добрый, - ещё горше зарыдала прекрасная Адиюх, - он чёрный, этот день, как ночь.
- Нет, он добрый, - твёрдо сказал незнакомец. - Но хватит спорить... Предадим земле то, что принадлежит уже ей. Да простит она Псабиде его тяжкие грехи и да станет она ему уютным и теплым домом...
 Глубокую яму, молча вырыл приезжий, положил в нее Псабиду и высокий холм воздвигнул над ним. Потом расстелил под холмом свою бурку и усталый свалился на нее...
- Странный незнакомец, - заговорила с ним Адиюх, - объясни мне свои слова. Почему день, принесший моему сердцу такое горе, ты назвал добрым?
- Не спрашивай, женщина, - услышала она, - мой ответ может сделать тебе больно.
Но Адиюх стала настаивать и незнакомец сказал:
- День я назвал добрым потому, что в этот день не стало злого человека, который убивал в горах неосторожных пастухов и угонял их скот, чтобы увеличить число своих уже бесчисленных стад и табунов... Я, нарт* Сосруко, о котором ты могла не раз слышать, сто дней и сто ночей искал встречи с этим человеком, чтобы наказать его, и вот сегодня встретился с ним, уже наказанным рукой судьбы... Не говорят о покойниках плохо, но этот покойник не достоин твоих слез, потому что много крови и слез пролил его меч.
* нарты -  горский народ. Согласно древним преданиям нарты проживали в нынешней Кубанской области, занимая территорию Северного Кавказа.  Нарты - герои эпосов народов Кавказа, могучие богатыри, совершающие подвиги.
- Зачем ты мне это сказал, нарт Сосруко? - отчаянно заломила руки Адиюх. - Я не могу теперь его любить. Он оскорблял мою гордость и любовь своим равнодушием, но я простила ему его холод. Он разлучил меня навсегда с самым дорогим, что у человека бывает - с родиной, но я простила ему это и полюбила его... Но как я могу ему простить воровство и убийство?! И я вот этими руками освещала ему дорогу разбоя...
  Бросилась Адиюх на могилу мужа и безумно принялась её  разгребать, до локтей вонзая белые руки в чёрную землю.
- Зачем? Ты хочешь отдать его тело хищникам?! Мёртвых не наказывают! -  крикнул Сосруко и, вскочив, попытался удержать женщину. Он прижал её так крепко, что вдруг почувствовал, как в его богатырском теле зажглась кровь...
- Сосруко, что ты делаешь со мной? - удивленно спросила Адиюх, почувствовав, как непривычно забилось её сердце, а по телу разлилась приятная истома.
- Ты не знала мужчины? - изумился Сосруко. - Как несчастен был Псабида, если страсть к разбою ни разу за столько лет не уступила в нём места ничему другому, даже страсти к такой прекрасной женщине, как ты...
- Как плохо было бы, - ужаснулась Адиюх, - если б ты не сказал мне, кем был мой муж... Моё сердце осталось бы навсегда верным Псабиде. Как хорошо, что я встретила тебя!
- Теперь твоё сердце свободно, и я самый счастливый нарт из вcex нартов, - сказал Сосруко и увёз Адиюх с собой.
   А Псабида остался лежать на берегу Большого Зеленчука, недалеко от своей неприступной башни, остался в могиле, принявшей вид седла после того, как Адиюх пыталась ее разрыть.
Говорят с его кончины
Это башня опустела
В полночь там хохочут джины
Подойти боится смелый. (3)
  Как невеста в подвенечном платье, белеет башня на зелёном берегу и только сторона её, повернутая к могиле Псабиды, покрылась мёртвым мхом и почернела, словно солнце испокон веков светило мимо этой одной стороны.
 Трава не растёт на могилах злых людей...
  Адиюх и Сосруко не суждено было быть вместе. После свадьбы по дороге к новому дому Адиюх упала с лошади и разбилась насмерть. Опечаленный Сосруко сочинил в честь погибшей супруги песню-плач, которую исполняют и поныне на разных языках народы  Кавказа.
***
  Башня Адиюх построена в XVIII веке.
 В  ауле Али-Бердуковский рядом с аулом Хабез до сих пор сохранились фрагменты старинного моста, с которого, по рассказам местных жителей, и свалился в пропасть князь, так не вовремя обидевший жену. А в 1971 году там же было найдено захоронение в скале. В древней могиле покоилась женщина в богатых одеяниях.
   Сейчас у подножия горы, где стоит башня Адиюх, раскинулся рекреационный * комплекс Аdijuh Рalace ("Адиюх-Пэлас"). От него к вершине горы ведет удобная лестница, по которой поднимаются туристы, чтобы осмотреть старинную башню и полюбоваться панорамой.
* Рекрекция (лат. recreatio "восстановление") - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
"Со временем всё  будет хорошо А вот с нами всякое может случиться"
(Из Интернета)
 Среди местных жителей считается очень престижным сыграть свадьбу в "Адиюх".


(1) аланы -  ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. - е времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
(2) Хабез - аул в Карачаево Черкесии, центр Хабезского района, в 37 км к юго западу от Черкесска (ближайшая железнодорожная станция). Расположен на реке Малый Зеленчук (приток Кубани). Население около 6 тыс. человек.Основан в 1830 под названием Касаево.
(3) строки песни на слова  поэта Али Шогенцукова, музыка автора и исполнителя Рустама Нахрушева.
(4) kavkaz-uzel.eu
© Кавказский Узел "Легенда о башне Адиюх"
(5) Пять легенд Карачаево-Черкесии
"Это Кавказ" 23 октября 2018
 Об этом сообщает "Рамблер".
news.rambler.ru/


Рецензии