Плакала стипендия
1967 год. Закончилась восьмилетка. Перед Ленькой Захаровым встал вопрос – что делать дальше? В школе, как то, учиться не хотелось. Как бы Ленька не старался – других оценок, кроме троек он, увы, не получал. Другой школы, на его малой Родине, не было. В ПТУ ему не хотелось. Многие земляки Ленькины, поступившие в ПТУ, продолжили свое образование в местах не столь отдаленных. Проанализировав ситуацию, Ленька принял решение – нужно поступать в речное училище. Тем более, что там, кроме техникумовского диплома было еще и полное обеспечение и почти армейская дисциплина, и, стало быть, не будет материальной нагрузки его родителям. Да братьям меньшим будет полегче. Собрал Ленька необходимые документы, написал заявление и сдал все в приемную комиссию. Теперь нужно было ждать начало экзаменов. Вместе с Ленькой, в это же училище подал документы паренек из параллельного класса Боря Ахмадуллин.
В ожидании экзаменов Ленька решил помочь своим родителям материально и устроился работать прицепщиком в совхоз. Родители затею не одобрили, мотивируя тем, что ему готовиться нужно к экзаменам. «Заниматься буду вечерами» - заверил он родителей. И каждый вечер занимался подготовкой по 2-3 часа, пока сон не смаривал уставшего подростка. Вскоре и вызов на экзамены прислали. Поехал Ленька в училище на экзамены. Сдавали три экзамена – математику устно и письменно и русский язык. В перерывах между экзаменов Ленька был дома, и даже успел порадовать маму первой получкой. Экзамены прошли. Два экзамена по математике оценили на четверки, а экзамен по великому и могучему – на тройку, дробь, четыре, тройка - за грамматику, а четверка - за изложение темы. Ждите извещения - было решено на мандатной комиссии.
Время зря тратить, не хотелось, и Ленька продолжил работать в совхозе. И вот, через пару-тройку недель пришло письмо, где извещалось, что Леонид Захаров зачислен кандидатом в речное училище. Кандидат это запасный состав абитуриентов на случай отчисления курсантов первого курса училища за период карантина. А вот Борю Ахмадуллина приняли в училище, хотя он экзамены сдал на одни тройки. Ленькин отец съязвил тогда, что приняли потому, что его папа погиб на войне (какая война, если родились эти абитуриенты в 1952 г.?). Боря Ахмадуллин учебу забросил, занимался какими то «черными» делами и был зарезан в соседнем селе.
«Поехали, Ленька, в училище» - заявила мама. Отец её поддержал. Приехали, секретарь приемной комиссии предложила вариант дальнейшей судьбы – взять документы и сдать их в нефтяной геологоразведочный техникум, и заверила, что там Леньку примут без проблем. Мама поохала, поохала и согласилась, что бы Ленька ни отказывался. Сомневалась только в реакции отца на создавшуюся проблему. А она, эта проблема была серьезной. Зарплаты родительской на семью из пяти человек едва хватало, что бы свести концы с концами.
А техникум был ударом по семейному бюджету. «Как нибудь выкрутимся» сказала и мама, и поехали они в техникум. Было в том техникуме два отделения: бурения и геологоразведка. На бурение принимали после 8 – летки, а на геологию только с десятью классами.
Там, действительно, Леньку сразу же зачислили в группу БУР-46, дали место в общежитие авиационного техникума (своего общежития у техникума, с его богатейшим учредителем нефтяной промышленностью, не было).
Наступило 1 сентября. Была теплая осень и многие приехали одетыми по летнему. Общежитие то было хуже казармы. Проходной двор. По вечерам там появлялись, какие то, хулиганистые кандидаты в бандиты. Врывались в комнаты первокурсников, отбирали у них деньги, еду и били. Били жестко, отрабатывая на этих пацанах удары. Сразу после учебного дня ребята запирались в комнатах, составляли кровати так и упирали их в батареи отопления, что бы дверь нельзя было вышибить. Многие студенты ночевали у родственников, а у кого их не было – сидели в общежитие. Не было в этой общаге никакого контроля ни стороны администрации обеих техникумов, ни вахтенной куклы, которая пускала в общагу всех желающих за маленькие финансовые подачки. Подачки эти шли из кармана студентов через руки начинающих преступников.
В течение месяца техникум покинули многие студенты.
Так прошла пара недель. В один из дней занятия с утра отменили и вывели всех первокурсников на улицу. День был теплый и сухой. Там ждал их 3-хвагонный трамвай. Тут же объявили, что нужно помочь в уборке урожая. Взяли штурмом трамвай и покатили на край города. От остановки прошли немного через сосновый бор, и, перейдя речку Мулянка по дощатому мостику, очутились на поле с капустой. Работали часов шесть. Кочаны выдирали из земли и носили в бурт. Работа - работой, а есть то хочется. Поэтому, по окончанию работы, студенты, жившие в общаге, взяли с собою по вилку (кочану) капусты. Но, не тут - то было – возле мостика их уже ждали совхозные объездчики*. Капусту отобрали. Работали даром – могли бы и разрешить взять капустки бедным студентам в качестве оплаты. Хорошо, что тогда закон «Семь – восемь» уже не работал.
На следующий день похолодало, и пошел дождь. У студентов из общаги вещей на осенний период не было. В общаге был проходной двор и хранить там что то, было бессмысленно.
Опять пришел трамвай, и занятия отменили. Приехали, кругом грязь, холодно, дождик моросит, а жители общаги в рубашечках, летних брючатах и легких туфельках да в кедах, в сельский антураж никак не вписывались. Преодолев сосняк, и дойдя до мостика, и увидев раскисшее поле, решили не геройствовать и не прикрывать чье - то разгильдяйство, сделав реверанс на сто восемьдесят градусов, удалились восвояси.
На другой день, всех, отлынивавших от выполнения важной работы по уборке урожая, вызывали в канцелярию. Директор вопрошал о причинах дезертирства. Все стояли и молчали, тупо уставившись в пол. Ленька, высказал свое виденье ситуации и показал на легкий прикид, собравшихся в канцелярии, учеников. Ага, сказал директор, да ты, Захаров, предводитель и организатор этого действа. Лишаю тебя стипендии. Все свободны.
Вот так и плакала Ленькина стипендия. Бытие Ленькино было тяжелым. Мама могла только выделить три рубля в неделю на Ленькино житие. Из них полтора рубля уходило на дорогу. На жизнь оставалось 30 копеек в сутки. Привезенные из дома овощи не помогали. Все, что Ленька привозил из продуктов, в мгновенье ока съедалось голодными студентами.
К концу второго семестра жить и учиться стало невмоготу, И Ленька, написав заявление на отчисление, вручил его директору. Директор, прочитав заявление, задумался. А двойки есть у тебя, Захаров? Ага, сказал Ленька – есть по английскому. В школе Ленька учил немецкий язык, а тут заставили учить английский, мотивируя тем, что большинство литературы по бурению написаны на английском. Что - то не попалось Леньке в жизни ни одного буровика и помбура, владеющего английским языком. Ленька частенько общался с теми, кто с ним учился. Да, они в совершенстве владели матерным языком, а вот в английском (?) были «ни копенгаген».
Вот и хорошо, сказал директор - секретарь – в приказ «отчислить за неуспеваемость по английскому языку».
Далее продолжил, что пройдет десять лет и поедет Ленька за тысячи километров получать техникумовский диплом.
Предсказание сбылось. Только со сроком директор ошибся – через девять лет отправился Ленька из Перми в далекую Ригу, где сдал экстерном все экзамены за полный курс техникума по специальности техник – электрик АСУ, и получил заветный диплом с прочерком по иностранному языку. Диплом этот и определил всю дальнейшую судьбу Леньки Захарова.
А плакавшая стипендия закалила Ленькин характер в борьбе с житейскими трудностями.
*Объездчики – прообраз мобильной охраны совхозных полей.
2021 г. ЗАТО Звездный, г. Рига, г. Москва.
Свидетельство о публикации №221082500646