Баба Таня

После института по распределению моя двоюродная тётя попала в совхоз , что в Краснодарском крае. Приехала молодая, несмелая, с одним чемоданом. И её направили для проживания в Дом Приезжих. Это что-то типа гостиницы, но только «типа», до гостиницы этому Дому было так далеко, как до Москвы пешком. А управляющей этим Домом была женщина лет 45. И так этой женщине стало жаль мою тётю Раю, что она взяла её к себе, типа, на квартиру. Но только «типа», денег за эту самую квартиру не брала, потому как привязалась к ней всем сердцем, полюбила её как родную. Почему-то моя тётушка называла её «Ба!»! или « Баба» , а за ней и я тоже.. А звали эту женщину Татьяна Ивановна Тупик ( ударение на первый слог). Золотой души человек. Я никогда больше не встречала таких людей. Хотя в жизни мне очень везёт на хороших людей. Вообще, надо отметить, что я везунчик в этом плане. Но, это совсем другая истории. Так вот, при всей своей везучести, именно таких, как моя баба Таня, я не встречала.

Доброты и любви в ней было столько, что, казалось, хватит на весь мир. Замужем она никогда не была, и детей своих никогда не имела. Но зато, как их любила!!! Я это испытала на себе. За что ей благодарна всю свою жизнь.


Мне было  5 лет. Жила я с мамой в городе на Чёрном море. По тем временам, жили мы неплохо. Но случилась беда, - моя мама серьёзно заболела. Её положили в больницу! она была в отчаянии оттого, что заболела и оттого, что я оказалась в интернате.


Я помню этот интернат. Помню даже запах. Я помню, помню, чувство одиночества и незащищённости. Помню, как нам горстями давали таблетки и … и заставляли спать без трусов. Последнее моё воспоминание, - ночь, все дети спят, а мне так хочется найти и одеть свои трусы, мне их так не хватает. Я встала и пошла по длинному коридору, в котором тускло горела лампочка, и стояли в рядочек наши ящички. Мой ящичек был с ёлочкой, а в нём лежали мои трусики. На этом невесёлые воспоминания обрываются.

Но есть ещё одно, - оно ярким светом льётся в мою память, оно такое радостное…….


А моя мама тем временем пишет тревожные письма своим родным, с просьбой-мольбой забрать меня на время её болезни. Её мама отвечает, что не может забрать меня, потому что не с кем оставлять. Оно и правда было так. Бабушка жила в глухом хуторе, время было глубоко Советским. Сознание таким же. И на первом месте была работа, а всё остальное потом. Моя бабушка работала в поле, на сахарной свёкле, да ещё каждое лето брала себе в дом тутовых шелкопрядов, которые были прожорливые, как не знаю что. Детского сада в хуторе, естественно, не было. Родная мамина сестра, которая жила в Ростовской области, тоже написала отказ. И причина тоже была веская. Её муж сказал категорическое :«Нет». Против воли мужа моя тётя пойти не посмела, тем более, что у них к тому времени был маленький сынишка.


Ну, и соответственно, третье письмо получила мамина двоюродная сестра , моя тётя Рая, которая только что прибыла в совхоз и остановилась на квартире у самой на свете доброй женщины. Так вот, получила она это письмо и не знает что делать, что отвечать. И всё-таки, скорее нет, чем да, потому что у самой, как говорится, «ни кола, ни двора», сама, что называется, живёт «на птичьих правах». И надо ж было ей прочитать то письмо бабе. Баба слушала и плакала, а потом сказала : « Езжай, Раиска за дытЫновой (дитём)» И Раиска поехала.


….и вот он свет радости! Помню только голос, который говорит мне : «Люда, за тобой приехали!» И помню шум ветра в моих ушах и стук сердца в моей груди. Я бежала по дорожке между клумбами и видела, как в конце дорожки кто-то присел и раскинул в стороны руки. Мне было радостно очень-очень. Как мне было хорошо, когда споткнувшись, я слёту попала в объятья этих рук. А ведь я, даже, не знала кто за мной приехал. Свою тётю Раю я видела впервые в жизни.
Ох, детское счастье, детская радость, - это остаётся на всю жизнь. Радостей у меня было много, настоящих радостей, - детских!!!! Баба и тётя окружили меня абсолютной любовью. Особенно баба Таня. Ели тётя Рая просто меня любила, то баба ещё и баловала, за что нередко получала выговоры от моей любезной и любимой тётушки. И, всё-равно, меня баловали!, но, не смотря на это, я росла довольно послушной и скромной девочкой.


Помню, как мы шли с тётей мимо магазина, и в витрине я увидела пальто светло-коричневое, с воротником и с…бубо-о-нами! Как же мне его захотелось!!! И тётя Рая мне его купила, хотя я ничего не просила. Она поняла меня без всяких слов. Сколько же у меня было радости,…. нет не радости, а счастья, настоящего счастья!!! Это пальто я помню и чувство счастья тоже помню!
А тем временем, баба Таня меня любила, любила, любила и называла : «Золотце моё ненаглядное!» А мне почему-то было стыдно, когда она так говорила при ком-нибудь. Какая же я была глупенькая. (эх, кто б сейчас так меня назвал?! ). Баба была замечательной кухаркой. Она варила укУсные борщи, жарила коклетки из вУтятины (от слова утка), пекла такие укУсные (вкусные) пирожки с капустой (мои любимые) и со всем, чем только душенька пожелает. Для неё было самым главным, чтоб её Золотце Ненаглядное было неголодненькое.

Баба Таня балАкала,. В наших станицах балАкают,- это смесь русского и украинского языков. Я люблю этот язык! Он мне родной. Он уносит меня в то прекрасное время
Я ходила в детсадик и часто говорила местной детворе : «Вы деревЕньски, а я горотьскА!» А баба только умилялась этому и любила меня, любила, любила. Она любила играть в прятки и в дурака. Я тоже любила играть в прятки и в дурака. И всему этому научила меня баба. И очень была горда, «шо такА малА дытЫна и такА ш вУмна.»
Баба не знала ни одной буквы. Может быть, поэтому она относилась с каким-то благоговеением к людям с высшим образованием. Она называла их грамотными и очень гордилась дружбой с ними. С ревизией из Краснодара каждый год приезжала женщина, вот, не помню, как её звали.. Она была на особом счету: останавливалась всегда у бабы и была под её полной опекой. Баба прям заглядывала ей в рот и готова была исполнить любое её желание. А после отъезда хвасталась подарками перед своими подружками. Самым дорогим и желанным подарком для бабы был коньяк, который обязательно привозила с собой краснодарская ревизорша. Я помню пузатую красивую бутылку, которую баба называла «пять звёздочек». Надо сказать, что и с женой директора совхоза, Валентиной Васильевной, она была в очень хороших отношениях. Баба могла запросто прийти к ним в дом, когда другие даже и в уме этого не могли предположить. По тем временам ванна была невиданной роскошью в сельской местности. Но у директора ванна была И мы ходили к ним купаться иногда. Баба всегда знала меру в отношениях, как говорится, не наглела и палку не перегибала.
Баба Таня верила в Бога, но в Церковь не ходила. Не знаю почему, наверное, время было такое, да и Церкви в совхозе не было вовсе. Она носила крестик на груди и маленький матерчатый мешочек с молитвой «Живые помочи». Каждый вечер она молилась. В шифоньере, на верхней полочке, стояли иконки . Там же стояли бутылочки «5 звёздочек»и маленькая рюмочка. По вечерам, лёжа в постели, я слышала, как она ключиком открывала дверцу шифоньера и читала молитву «Отче наш..» З раза прочтёт, потом нальёт себе «пять звёздочек» и ложится спать. Благодаря бабе, я знаю эту молитву с пяти лет. Она меня никогда и ни за что не ругала. Не ругала даже тогда, когда я со всего маху уселась на стул, на котором, накрытые полотенцем, лежали только что налепленные пирожки Единственный раз мне попало, когда она застукала меня на месте «преступления». Я открыла её шифоньер и достала иконку. Почему-то баба никого и никогда не допускала к своим Святыням. Наверное, правильно. Это было для неё очень личным, наверное, единственным.
А на какой постели я спала!!!!!! Бельё всегда было белоснежным и обязательно выглаженным. Баба сбивала мне перинку и приговаривала : « Для Золотца моего, для ненаглядной моей.» А потом любовалась мной, когда я залазила на кровать и начинала кувыркаться. Баба радовалась, как дитё. Это я уж потом поняла многое. А тогда, когда ещё была жива и здорова моя родненькая баба, я принимала её любовь, как должное! Почему так? Не могу до сих пор понять.



У меня не хватит слов, чтоб описать её, чтоб рассказать о ней, воспроизвести её образ. Она была небольшого роста и почему-то считала себя некрасивой. Вспоминая свою молодость она говорила : «Я водилась только с красивыми подружками, потому что с ними кавалеры знакомятся и, значит, мне перепадёт тоже.!» Но не перепало. Так и осталась она незамужней ни разу. Но почему? Ведь в этом человеке было много любви и света, которые она дарила всем людям, И неужели же никто из мужчин не понял её души, не увидел её света. Удивительно! Кстати, и моя тётя Рая тоже ни разу не была замужем. Да и я, побыв там всего четыре года, так и осталась без следующего мужа. Вот ведь, как бывает.

Баба не признавала город категорически. «Шо отО хорошева у томУ городе», - вопрошала она риторически. Помню, как она приехала к нам в гости. Я уже была школьницей. И вот я повела её гулять по городу. А ей, как назло, захотелось в туалет по-маленькому. А туалетов по тем временам днём с огнём не сыщешь. Но один всё-таки был и до него оставалось метров 200. А ей вот надо и прям сейчас. Она на ходу пытается задрать юбку и тем же временем сворачивает в кусты, красиво и аккуратно подстриженные, со словами. : « Та на шО тий тулет?!!. Я щас быстро у халОшу вЫсьцюсь!» Сейчас вспоминаю это с тёплым смехом. А тогда, мне было совсем не до смеха, причём, ни до какого, ни до тёплого, ни до холодного. Я её за руку : «Ба, вот же уже туалет, он совсем близко!» Она на время внимает моим словесам, но через каждые 10-15 шагов повторяет свои слова и манипуляции. Я еле-еле дотащила её до туалета, выйдя из которого, она заключила, что «лучше б у халОшу». Что поделать, - сила привычки. В совхозе как?!, - как говорится, и под каждым ей кустом …все удобства.
Я каждое лето приезжала в совхоз. И до самой её смерти была любимицей, мне всегда были рады, меня любили, любили, любили.
P.S. 1
А мама моя поправилась через год и забрала меня домой.
P.S. 2
Я писала о своей радости, когда за мною приехала моя тётя. Так вот, такую же точно радость я испытала ещё один раз, - когда у меня родился сын.
И ещё один раз точно так же кинулась в объятья, не видя к кому, когда в свои 13 лет, мы с мамой приехали на похороны моей родной тетечки. Я увидела гроб и больше ничего не могла видеть, мне сделалось очень больно где-то внутри и нечем стало дышать. И, вдруг, среди этой боли, я увидела открытые навстречу руки. И это опять были руки моей тёти Раи.
Почему же всегда, когда я об этом вспоминаю, в горле один комок заменяет другой, хотя прошло много-много лет!!! .
Детство – это большая жизнь, в которой есть всё: и боль, и радость, и смех, и слёзы, и много ещё чего. Детские ощущения самые сильные. И они остаются на всю жизнь
P.S. 3
А моей родненькой, любимой бабулички нет. Её уже давно нет в живых. А я о ней часто вспоминаю, жалею её, и до сих пор чувствую её любовь. Не знаю, бывает ли так ещё у кого-то?.
Но пока я есть, я буду нести ЕЁ любовь в себе. И я очень верю, что после меня, мою любовь понесет человек, которого я люблю больше всего на свете. Дай-то Бог!


Рецензии