Исповедь исследователя - детство

 
 Жизнь  пролетела,  как одно мгновение. Творец отнесся ко мне благосклонно. С самого бесштанного детства меня тянуло к исследованиям. Была такая в детстве книжка «Почемучкина». Там мальчик, которого звали Почемучкин, не давал никому покоя. Он спрашивал: «Почему падают с деревьев листья осенью?», «Почему с туч идет дождь?», «Почему птицы летают, а человек не может?». То же самое было  со мной. В детстве я любил шмелей. Вечером, семилетним, шел на болото и переселял спящих красивых насекомых в изготовленный домик, закладывал его мхом, приносил домой в огород, хотел, чтобы они жили ни в грязном болоте, а в чистом и деревянном домике. Но почему – то насекомые из пушистых и красивых превращались в мокрых и малоподвижных. В двенадцать лет мне попала, словно Библия, «Книга вожатого». Толстенная, огромная, эта сказочная книга до сих пор стоит перед глазами. Там было все, что только можно было сотворить в мире, особенно поразил меня раздел «Радиотехника». Оказывает, можно самому сделать радиоприемник. Это в то время, когда у нас на станции не было ни у кого радиоприемника. У начальника станции Забрянского появился первый батарейный радиоприемник «Родина - 47». Мы считали его самым богатым человеком. А я в 13 лет решил сделать детекторный приемник. Это приемник, который не требовал электрической энергии, батареек. Радиостанции на нем можно было принимать только на наушники, но для этого нужно было иметь две деревянные мачты, на них подвесить антенну – медный канатик, сделать заземление и собрать сам приемник. Ночью, взяв у соседа велосипед, я ездил в осиновый лес за 5 километров. Там вырубал, помеченное ранее осиновое дерево и, положив на руль велосипеда, второй конец волочился по земле, вез домой. И так два раза. Почему осина? Да так было написано в книге. Она долго не гниет.
Сейчас удивляюсь. Словно какое – то волшебство. Отец моего друга дал катушку с эмалированным проводом. Кто – то дал кусок серы, где – то нашел кусок свинца. Электричества в доме не было, радио не было. Из куска меди сделал «молотковый» паяльник.  У учителя по химии выпросил грамм 50 соляной кислоты. Протравил ее цинком. У связистов на почте выпросил кусочек нашатыря. Отец моего друга дал мне черный наушник, но нужно было еще изготовить детектор. Попал в руки журнал 1922 года «Радиофронт», где была статья о молодом советском изобретателе Лосеве, который изготовил радиоприемник «Кристадин», работающий ни на лампах, а на кристаллах. В статье было сказано, что Лосев сам «варил» кристаллы, смешивая мелкие опилки свинца с порошком серы, прокаливая смесь на огне. Решил сделать тоже самое.  Напилил мелких свинцовых опилок, натер порошок серы, смешал с опилками, положил в консервную банку, поставил на стол, где делал уроки, керогаз, разжег и поместил над пламенем «адскую смесь». Спустя какое – то время в банку зашипело, повалил белый дым. Я еле успел выскочить, чтобы не задохнуться. Выскочил то я с банкой в руке. Когда остыло, была спекшаяся масса. Разломав эту оладью, я увидел блестящие кристаллы. Я понял, доза серы и свинца для получения должны быть минимальные, примерно по наперстку. Не буду описывать технологию изготовления детектора и других узлов. Они в настоящее время не интересны.
Первую радиостанцию, которую я услышал в своей жизни – это радиостанция Киева на украинском языке. Приходили соседи, знакомые отца, знакомые матери и восхищались старым посылочным ящиком, в котором находился приемник. Они слушали украинскую радиостанцию и поражались, какой умный у Макарихи и Макара сын.


Рецензии