Рождение образа и объективация
Образ у художника всегда рождается. Художником я тут называю любого деятеля искусств. Будь то живописец, скульптор, архитектор, литератор, музыкант, и танцовщик, и кинематографист, и всякий иной создатель образов. У образа есть самое таинственное свойство — он именно рождается, приходит из столь же таинственных недр художника. Или залетает в его сознание откуда-то извне. То есть, возникает некое глубинное ощущение, ощущение в чистом состоянии, не облекаясь ни в какие очертания или значения слов. Но этот образ вполне конкретный и совершенно не схожий с иными ощущениями. И ещё он разрастается, хоть и не имеет размерностей. Казалось бы, — живи с этим ощущением, погружайся туда, в глубину, в его объятья, не отпускай его от себя. Но нет. Художник ведь изобразитель. Ему непременно нужно поделиться со своим ощущением образа, изобразить его. А что такое изобразить? Это объективировать его. Само слово за себя говорит. Надо извлечь из образа некий предмет. Объект. Тут-то и ниспадает беда. Надо найти свойственное этому образу из него же извлечённое изображение. Иначе говоря, придать ему очертания. И по мере их поиска, образ как ощущение постепенно теряется, отдавая предпочтение выразительности извлечённого из него изображения. Всяк художник испытывал на себе это несчастье. Но талант на то и талант, чтобы выдать такое изображение, где созерцатель или слушатель сквозь полученное художником изображение окунулся бы в то же самое ощущение, что и приключилось изначально у художника. Открылся бы ему тот глубинный образ. Родился бы вновь. Вот и происходит с изображением опрозрачивание, оно обращается в чистое окно. Такое изображение и становится настоящим произведением искусства. Оно собственно себя отодвигает в сторону или вовсе превращает в ничто, создавая то самое, таинственное ощущение, отведанное автором. Так художник, поначалу объективировав образ, затем делает этот объект по сути невидимым, чтобы за ним снова проявился образ в своём собственном чистом состоянии. Это самая трудная задача художника. Не всяк её одолевает. Но стремиться к тому необходимо. Иначе искусство умрёт.
Свидетельство о публикации №221082601018