Учитель немецкого языка

  Написала воспоминания об учителях Акутихинской средней школы. Получилось так, что каждый из них внёс свою лепту в моё образование и воспитание, поэтому у меня есть что о них рассказать. С глубокой благодарностью я пишу о тех, кто меня учил.  Это же начало моей сознательной жизни.

Учить немецкий язык я начала в пятом классе. Осенью купили учебники, и мое внимание привлёк учебник немецкого языка со множеством картинок. До начала учебного года я его несколько раз открывала, листала, рассматривала не только картинки, но и незнакомые буквы. С волнением пошла на первый урок.

Имя учительницы не помню, хотя она учила нас три года читать и переводить тексты.  Интересен предмет был на первых уроках, пока не было буквосочетаний. До восьмого класса я так и не научилась правильно читать по-немецки. Не могу сказать, было ли у учительницы семилетней школы в посёлке Акутиха какое-то образование в плане обучения учащихся немецкому языку. Позднее, когда приезжала в гости к маме, я видела её в книжном магазине - она работала продавцом.
 
В старших классах училась я уже в Акутихинской средней школе. Роза Савельевна Литовкина (Киршина) приехала из Томска на малую родину. Там она преподавала в институте студентам немецкий язык. Вместе с мужем они работали в нашей школе. Он вёл у нас иногда физическую культуру, когда болел Лев Алексеевич Чистов.

Роза Савельевна была стройной миловидной женщиной. Туфли на высоком каблуке скрывали её малый рост. Красивая причёска обрамляла её лицо. Она всегда была нарядно одета, потому что сама шила себе не только платья, но и другую одежду. Девочки восхищались её видом, но и в кружке сами учились шить себе что-то.

В девятом классе Роза Савельевна была у нас классным руководителем. Учительница  отличалась спокойствием и выдержкой, хорошо ладила с нами. Когда ездили в совхоз на уборку кукурузы и свёклы в село Верх-Ануйское, она спала вместе с нами на полу начальной школы, подстелив под себя свою фуфайку. На уроках учила нас читать тексты, написанные готическим шрифтом, доходчиво объясняла грамматический материал. Но одно дело его прослушать, а вот, чтобы в голове что-то осталось у учеников, для этого нужно было многократно закрепить разными приёмами и упражнениями.
 
В те годы была в школах традиционная методика обучения - «учитель – класс», «ученик – учитель», не применялись приёмы, активизировавшие мыслительную деятельность всех учащихся. Один ученик отвечает, учитель его слушает, а другие пассивно делали вид, что слушали.

Помню, как готовились мы к открытому уроку. Много учителей из района приехали в нашу школу. На уроке отвечали хорошо успевающие  ученики, те, кому учительница давала задание. По немецкому языку у меня была натянутая «3». По другим предметам я тоже не блистала.

Каждую субботу в школе проводились вечера отдыха. Сначала была лекция на заданную тему, потом старшеклассники танцевали и вместе с Николаем Иосифовичем пели в кругу песни. Как-то Роза Савельевна поручила мне сделать доклад о Глинке. Ей надо было бы хотя бы план составить, научить меня, как это прочитав книгу, рассказать о нём. Я подготовила небольшое выступление, пробежалась по его биографии, рассказала пару историй из его жизни. Выступала впервые стоя, за трибуной, и уложилась в минут десять. Старшеклассники громко аплодировали, когда я быстро закончила свой доклад. А потом кружились в вальсе, уже и фокстрот был в ходу.

Когда мы экзамены сдали, школу окончили, разъехались одноклассники по стране. В Акутиху я приезжала редко. Мне удалось однажды сходить в школу, пройтись по школьным коридорам, заглянуть в пустой наш класс, поговорить с Валентиной Михайловной Измайловой. В другой приезд на малую родину пришла в сельский парк, увидела меж сосен и берёз кирпичное здание новой школы. На месте нашей деревянной двухэтажной школы был пустырь.

Моя судьба закрутила меня так, что спустя годы мне удалось окончить заочно Кабардино-Балкарский государственный университет  историко-филологический факультет отделение немецкого языка. 36 лет я учила учащихся и студентов немецкому языку, имела собственные методические разработки по методике преподавания иностранного языка, выводящие учащихся на хороший результат. Мои успехи в работе были замечены, я награждена значком «Отличник народного просвещения РФ».

Живу в Кузбассе. Когда я работала в средней школе № 6, руководитель института усовершенствования учителей Кемеровской области Г. Г. Шершнёва прослышала о моей методике и  посетила уроки, познакомилась с коллективными способами обучения учащихся немецкому языку. Потом она неожиданно для меня привезла учителей иностранного языка из 17 школ разных  городов Кузбасса. Приехали ко мне на открытые уроки, чтобы посмотреть, как я добиваюсь высоких показателей в учёбе учащихся. Я, конечно, поделилась с ними опытом работы. Они были в школе весь день, посетили пять моих уроков, обсудили, поговорили, заметили то, что в моей работе просматривается система, наработанная годами. Интересно, когда уходили из кабинета, уже в коридоре одна учительница сказала другой: "Я так учить детей не смогу. Буду работать так, как учила нас моя учительница".
 
Два раза давала открытые уроки для учителей наших городских школ, потом другие  приезжали из сёл нашего района. Неожиданно 7 марта 1996 года методист Верхчебулинского района привезла группу учителей иностранного языка. Они посетили два урока в седьмых класса, а потом я им показала весь раздаточный материал, использование которого выводит ответы учащихся на качественный результат.

У учеников не было проблем с техникой чтения. Я написала на карточках все буквосочетания. В начале урока в парах сменного состава у доски проводили ученики тренировочные упражнения. Я озвучивала каждому его карточку,он буквосочетание повторял в слух и уже сам становился учителем.

Две шеренги ребят из группы в количестве 14 человек становились парами, начиналось озвучивание карточек и передача их друг другу при движении вправо и влево, в этот момент они их зрительно запоминали. Когда начальные пары сходились, я собирала все карточки. Ученики становились в одну шеренгу. Я показывала им карточки, они хором их озвучивали. Время уходило минуты две всего-то. Многократное повторение укрепляет изучаемый материал в памяти.

Верхчебулинские учителя познакомились и с другими методическими приемами КСО. А в старших классах ребята, таким способом, за три минуты речевой зарядки заучивали до пятнадцати поговорок и изречений - в зависимости от количества учеников в классе.

Руководительница группы спросила меня почему-то, помню ли я имя своей первой учительницы немецкого языка. Честно призналась, что не помню, и добавила: «Вот  имя второй учительницы, которая учила меня в старших классах, я помню хорошо». Её я не произнесла, если бы назвала, то не знаю, какой бы был эффект. Об этом ниже напишу.

Руководительница поручила одной из присутствовавших учительниц сказать слова благодарности и подарить мне букет. Она назвала имя – Роза Савельевна.  Ко мне направилась маленькая худенькая пожилая женщина с букетом в руке. Я подумала, что и мою учительницу так же звали.

Всматривалась в черты её лица, не узнала в нём нашу Розу Савельевну. Учительница дала краткий анализ моей работы с учащимися, отметила удачные приёмы КСО и вручила мне цветы. Мы не узнали друг друга. Она вероятно и представить себе не могла, что перед ней стоит её бывшая ученица – троечница, Аля Иванова, у которой она приехала учиться на старости лет обучению учащихся немецкому языку.

Лет десять прошло с тех пор. В группе «Акутяне в Интернете» Роза Савельевна нашла мои альбомы с картинами и книгами, написала мне о том, что читала мои рассказы на литературном портале Проза.ру. Мы подружились в Одноклассниках. В сообщениях писала о том, что из Акутихи они давно уехали. Она с семьёй жила недалеко от города Мариинска, работала в сельской школе в Верх-Чебулах. Последние годы жизни Роза Савельевна с семьёй жила в Ростовской области, в городе. Семикарокорск.

Я ей сообщила о том, мы с ней однажды виделись на моих открытых уроках в Мариинске, в школе № 6. Это мне она вручала букет гвоздик перед праздником 8 марта. Роза Савельевна  очень удивилась, сказала, что не узнала меня. Не узнала, конечно. Столько лет прошло после окончания Акутихинской средней школы. Потом мы с ней общались до последних дней её жизни в Одноклассниках. Я выслала ей свою книгу «Звени, звонок, звени!», в которой написала о детстве, о нашей школе в Акутихе и об учителях. Тата, её дочь, сообщила мне о том, что они успели прочитать её вместе.

 Роза Савельевна ушла в Мир иной, когда ей было уже за 90 лет. Пусть Светлая память о ней согреет наши души!


Рецензии
Прекрасный рассказ, дорогая Алифтина!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   26.08.2021 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Владимир. Ценю Ваше мнение. Рада Вам. Здоровья и благополучия!

Алифтина Павловна Попова   26.08.2021 18:03   Заявить о нарушении