Трайбализм в Йемене
Трайбализм в Йемене существует по двум основным причинам. Это слабость государственной власти в некоторых районах страны и недостаточность материальных ресурсов, а как следствие — крайняя бедность населения, что объясняет господство трайбализма в северных и восточных губернаторствах страны. Кроме этого, трайбализм здесь сохраняется из-за слабо развитой дорожной сети, а также ввиду отсутствия предпосылок к отказу от традиционного уклада жизни.
Племена объединены в союзы (племенные конфедерации). Крупнейшими и наиболее древними из них являются бакиль (на востоке страны), мадхадж (в центральных губернаторствах) и хашид (на севере).
Оседлые племена обитают, главным образом, в губернаторстве Ходейда (племя аз-зараник с центром в г. Бейт-эль-Факих, племя бани-солеиль с центром в г. Эз-Зайдия и др.). Полукочевые и кочевые племена обитают в пустынных или расположенных вблизи пустынь губернаторствах: Мариб, Шабва и Эль-Джауф. Кочевники составляют ок. 10% населения Йемена, то есть ок. 200 тыс. чел.
О том, какое значение государство придает такому фактору, как трайбализм, свидетельствует ст. 39 Конституции ЙР: «Вооруженные силы, силы безопасности, полиции и другие подобные учреждения… должны быть защищены от всех форм различий, проистекающих из… трайбализма с тем, чтобы гарантировать их нейтралитет и выполнение их функций в соответствующей форме». В этой связи уместно напомнить, что во время гражданской войны (1962–1968) конфедерация хашид поддерживала республиканцев, а бакиль — роялистов.
У каждого племени есть право вступать в союзнические отношения с отдельными племенами не своего союза, если «большим призывом» (ан-нида’ аль-кабир) оно по какой-либо причине приглашается в другую конфедерацию.
Политическая система в племенных союзах основывается на независимости племен. Оно суверенно в строго определенном районе, который считается только его территорией. Границы каждого такого района определены особыми знаками, имеющими силу как для самого племени, так и для его соседей.
Тесная связь каждого члена племени со своей общиной вселяет в него чувство уверенности, поскольку дает ему право на долю общественного продукта и защиту в случае необходимости. Но это в свою очередь накладывает на него и обязанность участвовать в коллективном труде и в защите интересов своего племени.
Сохраняются обычаи племенного судопроизводства, в том числе институт заложничества.
Племенной дух, господствующий у бедуинов доисламской эпохи, не перестает играть важную роль и в настоящее время. Племена, даже оказавшись в новых политических, экономических и культурных условиях, не могут отказаться от внутриплеменных связей и межплеменного соперничества, что и сохраняет основы трайбализма.
Нынешняя социальная структура йеменских племен не стратифицирована. Однако, она строго регламентирована, определяя статус и положение в общине для каждого ее члена и устанавливая тем самым его права и обязанности.
Шейх — глава племени — выбирается формально. После его смерти, как правило, выбирается его сын или кто-либо из ближайших родственников.
Отношения, связывающие шейха племени с остальными его членами, нельзя назвать деспотическими. Шейх имеет право действовать по своему усмотрению лишь в тех случаях, если соплеменники противятся его воле в общеплеменных делах.
Шейхи сосредоточили в своих руках финансы и торговлю племен. Многие шейхи и в наши дни собирают в свою пользу дань. Они имеют право получать персональную оплату за обеспечение безопасности представителей официальных властей во время их пребывания на территории племени. Некоторые из шейхов являются крупными собственниками движимого и недвижимого имущества, имеют зарубежные связи, благодаря которым получают материальную и моральную поддержку. Проведение еженедельных ярмарок способствует разрешению многих противоречий и конфликтов между племенами.
В некоторых случаях официальные власти в решении проблем на местном уровне вынуждены искать содействия шейхов. Это в свою очередь повышает их авторитет среди соплеменников.
Обычное право (‘урф) и традиции племен (‘адат) имеют бо;льшую силу, чем положения мусульманского права (аш-шари‘а) или государственное законодательство (каванин) в большинстве племенных районов Йемена. Государство вынуждено постоянно прилагать значительные усилия для подчинения родоплеменной верхушки своей воле.
На Севере Йемена, в районе пустыни Эр-Руб-эль-Хали, оседлое население практически отсутствует. Здесь проживают кочевые племена, многие из которых периодически переходят на территорию Саудовской Аравии.
12 июня 2000 г. между Йеменом и Саудовской Аравией был подписан Джиддский договор об окончательном пограничном урегулировании. Кочевые племена создают трудности в проведении окончательной демаркации границы, поскольку установление постоянной охраняемой границы нарушит привычный для кочевников ход жизни. Но главный фактор — психологический: те, кто до сих пор живет по кодексу бедуина — аль-мурувва — не могут смириться с тем, что им на их земле будут чинить препятствия или ставить условия. При этом официальные власти обоих государств вынуждены считаться с протестами кочевников и искать выход из сложных ситуаций.
Иногда племена прибегают к захвату заложников из числа иностранцев, но не с целью получения денежного выкупа, а для склонения центральной власти к решению их насущных проблем или к желаемому для них разрешению конфликтов с государством. Несмотря на то, что сами заложники находятся на положении почетных гостей, такого рода киднеппинг является серьезной проблемой для центральной власти, поскольку государство в силу своей ответственности перед другими странами вынуждено принимать меры по освобождению похищенных лиц.
На юге Йемена после объединения страны в 1990 г. шейхам были возвращены их властные полномочия и собственность.
Таким образом, трайбализм и в наши дни, оставаясь незыблимым институтом йеменского общества, оказывает значительное влияние на ход событий в жизни Йемена, его экономическое развитие и сохранение культурно-исторических традиций йеменского народа.
Свидетельство о публикации №221082601223