Предисловие к сборнику литературных пародий

Предисловие к сборнику литературных пародий.

Хронологически история советской литературной пародии начинается с маленькой книжки, выпущенной в 1925 году харьковским издательством "Космос". Книжка называлась "Парнас дыбом" и имела огромный успех. Поскольку в первом издании поэты-пародисты работали инкогнито, стоустая молва сочла все пародии принадлежавшими Александру Архангельскому. Причина успеха, я думаю, не только в том, что Архангельский в те годы написал очень много произведений в жанре пародии, но и в том, что эти подражания оказались смешны и забавны, хотя многие и не обладали свойствами пародий в современном понимании термина. В современном, сегодняшнем понимании литературная пародия - это прежде всего своеобразная форма литературной критики. Наверное, даже самая действенная, самая разительная её форма. И вот тут возникает естественный вопрос, а с какой, собственно, стати пародисту выбирать объектом критики того или иного поэта. Дело в том, что объектом критики становится не только стилистика поэта, но и время его стихотворчества, его литературные ляпы в угоду стихосложения.

Помните, над чем впервые смеялись пародисты:

Глиняная глина
Зимняя зима.

Или достойный осмеяния стиль Б. Ахмадулиной с использованием детского стишка про зайчика: "Раз, два, три, четыре, пять- вышел зайчик погулять".

О, ряд от единицы до пяти!
Во мне ты вновь сомнения заронишь.
Мой мальчик, мой царевич, мой зверёныш,
 не доверяйся этому пути!
Душа твоя звериная чиста.
Она наивна и несовременна.
Длина твоих ушей несоразмерна
внезапной лаконичности хвоста.

Пародист не просто повторил, воспроизвёл манеру поэтессы, он как бы препарировал самую суть её художественного мышления, представив в заострённом, пародийном варианте квинтэссенцию её стиля.

На поэтов, обладающих индивидуальным стилем, пародии пишутся легче всего. Очень много пародий на Р. Рождественского, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского, хотя их стихотворения порой пронизаны глубокой смысловой нагрузкой, однако стилистика и размерность часто становилась объектом пародии.

В своё время была сделана попытка классифицировать главные направления жанра литературных пародий. Была предложена схема, согласно которой пародии бывают трех типов: 1) пародия на литературное направление, 2) пародия на творчество поэта в целом, 3) пародия на отдельное стихотворение. (Гроссман. Л. соч. с.47.) Теперь эта схема уже устарела. В наше время пародисты пошли дальше, они стали сочинять пародии на фрагмент стихотворения, на отдельное четверостишье, двустишье, даже вырванное из контекста стихотворения строчку или на одно единственное словосочетание, употребленное в стихотворении. Скажем, попалось на глаза пародисту такое четверостишье:


С какою глиняною глиной
Сегодня встретился мне МАЗ!
Не знаю, как на алюминий,
А на горшки бы в самый раз.
(В. Сидоров)

Тавтология "глиняная глина", естественно, показывает пародисту объект, достойный осмеяния. В результате появляется пародия.

Поила старая старушка
Меня молочным молоком,
И я глотки глотал из кружки,
Языча губы языком.
Затем буханку с хлебным хлебом
И маслом масляным сжевал,
А после под небесным небом
Про это рифмы рифмовал.
Смеялась бабка, как чумная,
Потом сказала, щуря глаз:
"Как для издательства - не знаю,
А для пародий-в самый раз".
(А. Матюшкин-Герке)

Одним из ярчайших представителей такого направления был Александр Иванов, вносивший не просто критику в то или иное произведение, но ещё и огромную иронию.

Стиль пародии не нов,
Нов в ней только Иванов.
(В. Гайсинский)

Действительно, с появлением Иванова жанр заиграл новыми красками, всей палитрой иронии и сатиры. Пародия стала не только подражанием, не только критикой поэтических ляпов, но и мощным инструментом против дурновкусия в поэзии, чем очень часто грешат современные поэты. А. С. Пушкин говорил, что под пародированиe подпадает всякое сочинение, осенённое успехом. В eго время предполагалось, что право на пародию нужно заслужить. Теперь право на пародию получил каждый графоман. Больше того! По моему убеждению, именно графоман, а не настоящий поэт должен стать главным объектом пародии.
И ещё на одном моменте мне хотелось бы заострить ваше внимание. Пародия, как любое творчество, должно соотносится со временем, т.е. с сегодняшним днём. То, что раньше воспринималось читателем как нечто обыденное, читатель сегодняшний воспринимает с достаточной долей иронии. Поэтому, перенося события недавнего прошлого в сегодняшние дни, получаем пародию со свежей изюминкой.

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается сборник пародий, которые я пишу очень давно. В нем пародийные стихи на известных и малоизвестных поэтов, но, главное, любимых мной. Буду рад получить отзывы не только читателей, но и поэтов. Помните, задача пародиста не излить желчь на творчество поэта, а указать на недостатки, которые в следующих сочинениях не должны появиться.

В. Гайсинский


Рецензии