Бабулина печаль

    Историю эту мне рассказал мой друг начальник ОТК нашего «алюминиевого» цеха Боря Гудименко. А поводом послужил случай, когда мы с ним подошли к бригаде корпусников, которые варили катера. Боря заметил, что сварочная проволока, которой они варили листы обшивки не ярко белого цвета, а довольно посеревшая. Прутки проволоки покрылись уже толстым слоем оксидной плёнки, которая препятствует нормальному процессу сварки и швы получаются не качественные. Боря сильно ругаться не стал, потому что отчасти это была и его вина, но работы остановил. И я, как мастер ответственный за продукцию и производство, отправил ребят с этой проволокой в гальванический цех для её химической обработки.

    Пока ребята приводили в порядок электроды, Боря и поведал мне эту забавную и в то же время грустную историю:

    «Было это лет пять назад, когда наш судозавод "Кама" ещё усиленно боролся за качество выпускаемой продукции. Тогда даже сварка алюминия просроченной проволокой приравнивалась к вредительству, и каралась по закону Уголовного права СССР. Я ещё был совсем молодым и рядовым контролёром ОТК. В мои обязанности кроме всего прочего входил контроль состояния сварочной проволоки. По первому дню после хим. обработки на проволоке рисовалось зелёное колечко, что говорило о том, что проволока годна к использованию. Во второй день рисовалось синее колечко, что тоже разрешало сварку, но менее ответственной продукции. В третий день рисовалось красное колечко, что запрещало любую сварку и надлежало эту проволоку нести в «гальваничку». Это требование касалось так же и всех алюминиевых деталей. Детали с красной меткой применять для сварки было нельзя.

    В то время в нашем цехе Товаров Народного Потребления (ТНП) мы ещё варили баки и канистры для питьевой воды из пищевого алюминия. Объёмные и очень качественные баки пользовались большим спросом у населения деревень Пермской области. Каждый житель глубинки обязательно имел такой бак в своём хозяйстве.

    И вот однажды на завод приходит рекламация на один из наших алюминиевых баков. У бабульки из одной деревни этот бак прохудился раньше гарантийного срока.

    Ну, дело серьёзное, бракованный бак это не смываемое пятно на весь завод! Для разбирательства собрали комиссию и начали расследование.

    Ясное дело первая тень обвинений сразу пала на меня как на последнюю инстанцию, пропустившую в продажу этот «бракованный» бак.

    У бабули, естественно, «бракованный бак» забрали и привезли на завод для детального обследования. Как ни странно, но брака в емкости комиссия не обнаружила. Дырка в баке явно была образована химическим способом уже во время его эксплуатации. И тогда комиссия, задалась вопросом – А какую же воду бабка держала в баке? Отправили в деревню к бабке гонца с пузырьками для изъятия образцов воды находившейся некогда в баке.

    Бабуся давай пытать гонца: - Ну, когда же вы мне бак то мой вернёте? Стара я уже вёдра из колодца таскать. Мне вон Иваныч и агрегат приспособил, чтоб вода сама из колодца в бак наливалась.
    - Не знаю – отвечал ей гонец – ещё ведётся расследование.

    Гонец привёз образцы, но начальству доложил о бабкиной печали.

    Образцы отдали на анализ и …. О ужас! Бабулина вода содержала катионы водорода, анионы остатка различных кислот и повышенное содержание химически активных элементов. Иными словами вода оказалась химически активна и для применения людьми внутрь была строго противопоказана.

    Пока суд да дело, руководство завода, чтобы не падать в глазах потребителей решило бабке новый бак подарить. Выбрали самый лучший, и я повёз его бабусе. Тогда я у бабули спросил: – Анна Григорьевна, а вы воду только из колодца берёте?
    Бабка, нежно погладив колодец, говорит: - Поилец мой. Этот колодец ещё мой дед рыл. А другой, воды в нашей глухомани то и нет.
    - А что вы с этой водой делаете? – спросил я бабулю.
    - Ты дурной что ли? Ну что с водой делают? – удивилась бабка – Руки мою, стираю, супчики варю, компотики, пью её.
    - Ясно – говорю.
    – Анна Григорьевна, а Вы знаете, что вашу воду пить нельзя? И рассказал ей всё как на духу.
    Бабуля опечалилась и сказала:
    - Ну, жива же ещё, не умерла. А деваться то мне некуда.

    Вот так вот. Бабка жива и здорова, а металлу кирдык. Её организм в течении многих лет подстроился под экологическую обстановку развивающейся цивилизации, а алюминий так и остался металлом не выдерживающим агрессивные среды.»

Дмитрий Зимин
26.08.2021 г.


Рецензии
"Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя. Богатыри -не вы!"
Остается только подивиться насколько человеческий организм способен приспособиться к изменениям в окружающем мире, экологии. В этом есть надежда для человечества, не так ли?
С уважением и пожеланиями здоровья
Наталья

Наталья Морозова 12   13.11.2022 18:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья за хороший отзыв. Я вообще считаю, что человеческие возможности безграничны, просто мы пока ещё не доросли до этого. Если Вас интересует эта тема, то некоторые мысли я поместил в рассказ "Собиратель форм". Фантазия, конечно, но не на пустом месте.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Зимин 2   13.11.2022 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.