Емеля-дурак, или По щучьему веленью
В семье старика 3 сына, младший Емеля – дурак и лежебока. Старшие братья уехали на ярмарку, и невестки просят Емелю принести воды, пообещав за это гостинцы с ярмарки. Он соглашается, и на реке поймал щуку, которая умоляет отпустить её, а за это она будет помогать ему во всем. Он не верит, но, сказав заветные слова «по щучьему веленью, по моему хотенью», видит, как ведра сами в избу пошли и не расплескались.
Невестки просят нарубить дров, и Емеля, не слезая с печи, командует топору. На третий раз его просят съездить в лес за дровами. Пришлось слезать с печи, обуться, одеться и в сани садиться. Приказал он саням ехать в лес, где дрова сами нарубились и веревкой завязались. По дороге Емеля не только напугал, но «помял подавил много народу», за что его хотели побить, но дубинка, которую он призвал на помощь, помогла ему отбиться, и он вернулся домой.
Прослышал об этом, царь повелел Емелю доставить во дворец. Офицеру, который ударил по щеке дурака, пришлось отведать дубинки. Вельможа, которого прислали за Емелей, пообещал красный кафтан от царя, и Емеля согласился поехать во дворец, но на своей печке.
Увидел дурак царевну и повелел ей влюбиться в себя. Марья-царевна влюбилась и просила его в мужья. Царь был против и велел опоить Емелю, а сонного засмолить в бочку вместе с царевной и бросить их в море. Проснувшись, Емеля скомандовал ветру выкатить бочку на берег, избе – выстроиться. Но царевна просила дворец - построился дворец. Потом она захотела, чтобы он стал красавцем, - он стал.
Царь поехал на охоту и велел узнать, кто посмел без его разрешения "дворец поставить". Емеля его встретил, угощал-пировал, а когда царь спросил его имя, ответил, что он тот, кого царь велел засмолить в бочку и в море бросить. Царь просил прощения и отдал Емеле все царство вместе с царевной.
2. Толкование
Эта сказка о трансформации героя и обретении им своей души.
События начинаются с того момента, когда взрослые мужчины уезжают на ярмарку. Он инфантилен и в семье пока на положении ребенка: невестки просят принести воды и обещали за это гостинцев с ярмарки - только тогда он соглашается. Материнский мир, в котором пребывает Емеля, не дает пробудиться его силе и энергии, потому что печь дает тепло и пищу. Новую молодую энергию в этот мир вносят невестки, их просьба сходить по воду помогает выйти Емеле из-под тесной опеки матери. Вода - энергии жизни, её не хватает больше всего герою, который правда этого пока не замечает.
Если воду, обычно, носили женщины, то следующее усилие Емели ближе мужскому миру: ему надо нарубить дров. Топор – мужской атрибут, мог быть и оружием. Емеля пока только командует работой топора, но получает возможность увидеть энергию удара и его силу.
Третьим шагом стало самостоятельное путешествие в лес по дрова. Дерево всегда было связано с материальным миром и служило воплощением Великой Матери. Править Емеля еще не умеет, сани сами везут его в мир запутанности и бездорожья, топор рубит живое дерево, принося ему смерть. Теперь дерево послужит источником тепла, а не готовым теплом, получаемым в избе на печке. Пусть не сам, не своими руками, но Емеля отделяет материнскую власть над ним по своему хотенью.
Наконец, Емеля подходит к своему главному шагу: захотел влюбить в себя царевну. Сказка не говорит нам о чувствах и эмоциях героев, но поступки свидетельствуют о них:
«Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит… И сказал еще:
- Ступай, печь, домой...»
Хиллман в лекции «Чувствующая функция» определил « два аспекта концепции чувства: с одной стороны, чувство — функция, посредством которой человек «любит», соотносит, судит, связывает, отрицает, оценивает; с другой стороны, чувства — эмоции (надежды, желания, вспышки гнева), которые действуют…»
Оба аспекта проявляются в герое. Увидев Марью-царевну, Емеля без каких-либо просьб или посулов, сам способен оценить и почувствовать то, что нужно уже только ему лично. Это происходит в один момент, как если бы он испытал инсайт, вдруг осознав: мне, моё. Интересно, что он тут же едет домой на печке: то ли Мать велела (печка-то её), то ли предоставляя невесте самой решить его судьбу. Сибилл Биркхойзер Оэри в книге «Мать. Архетипический образ в волшебной сказке» пишет об этом так: «… фигура Земной Матери как часть реальности часто создает условия для завершенности, например, помогая сказочному герою вступить в контакт с его душой… соединяет противоположности, создавая новое единство».
И вот оно, это слово и главное событие сказки - появление Души. Душа (и Марья-царевна по совместительству) захотела сначала жить во дворце, повышая качество персоны и статус, а потом захотела видеть (и увидела!) Емелю таким красивым, что даже царь сначала не узнает его.
Рядом с героем всегда "щучье веление". Этот волшебный помощник-даритель, от которого герой получил волшебное средство, «подобен чувствующей функции». Хиллман пишет о ней: «Чувствующая функция подобна материку, погребенному в коллективном бессознательном, который движется, вибрирует и сотрясает основы наших верований, ценностей и, конечно, всего стиля жизни».
Герою этой сказки не пришлось совершать подвиги, сражаясь с чудовищем, но он выдержал борьбу за свою Душу в окружении огромного бессознательного мира. Спасибо нашим желаниям, и пусть всегда их сопровождает щучье веление.
Свидетельство о публикации №221082600354