Путь летучей мыши серой

 

«Путь летучей мыши серой —
Путь души, лишенной веры».
У. Блейк «Прорицания невинного»

        Собачья свадьба

В жизни отдельного человека, рода и народа существует два аспекта:  духовный и физический. Существует духовная и обычная биография каждого из нас. При желании узнать себя и разобраться в своей судьбе их можно отделить одну от другой….  Существуют два плана истории: духовный, где судьбами стран и народов вершат силы духовного мира, и внешний план, где фигурируют люди, в меру своего понимания происходящего действующие на физическом плане. Духовная наука для верующих в существование потустороннего мира и действующих там сущностей может дать понимание происходящих там процессов. Без этого плана исторический процесс превращается в хронологический набор фактов и событий, установление причинно-следственных связей между которыми не представляется возможным.
Такое понимание хода истории и сил действующих на исторической арене появилось уже в средние века. И было подробно развито в V веке н.э. монахом философом и богословом, одним из отцов христианской церкви Августином Блаженным. Он понимал ход истории, как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. По Августину, люди - лишь актеры драмы (лучше сказать трагедии или трагикомедии), автором которой является Бог. Эти мысли он изложил в главном своём труде «О граде Божьем». Истинный смысл, возложенной на них задачи скрыт от актёров, участников этой Божественной трагикомедии  и им кажется, что они действуют по своей воле… но нас куда-то ведут, мы куда-то идем, а куда нас ведут и зачем  мы не знаем.
Русский религиозный философ и писатель Василий Васильевич Розанов, современник Максима Горького в своей статье «Психология раскола” писал о двух Россиях. «Есть две России: одна - Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз; с событиями, определенно начавшимися, определительно оканчивающимися,- "Империя", историю которой "изображал" Карамзин, "разрабатывал" Соловьёв, законы которой кодифицировал Сперанский. И есть другая - "Святая Русь", "матушка-Русь", которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых непредвидим, начало безвестно: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного. На эту потаенную, прикрытую первой, Русь - взглянули Буслаев, Тихонравов и еще ряд людей, имена которых не имеют никакой "знаменитости",
но которые все обладали даром внутреннего глубокого зрения».    Розанов в отличие от М. Горького  революцию не принял, называл её «Апокалипсисом наших дней» и умер в нищете и голоде в феврале 1919 года….
Эти два план нашей жизни объективно существуют, но план духовный, мистический недоступен людям с материалистическим мироощущением, лишенных «дара  внутреннего глубокого зрения», поэтому они видят упрощенную картину мира и не могут понять сокровенную сторону жизни людей и народов. Именно к таким людям и относился знаменитый пролетарский писатель, о взглядах которого на русский народ и пойдет речь в этой статье-эссе.
 
Мне давно хотелось разгадать загадку психического и умственного состояния русской интеллигенции, приведшего, Российскую империю к столь быстрому развалу и падению царской монархии. Очень хотелось понять как , от кого и чьими руками Бог спасал Россию и её народ. Корни у этой болезни глубокие, и за века крепостного права её метастазы проникли во все сословия русского народа. Обострилась она в конце XIX века стараниями русских литераторов, сначала дворянских, а потом из разночинцев. Их имена можно найти в советских  учебниках по литературе. Все они были участниками так называемого освободительного движения в России. Многие из  окончивших советские школы до сих пор помнят «Песнь о Буревестнике» М. Горького: в то время её надо было знать наизусть…   
Алексей Максимович Пешков, много потрудился своим талантом и интеллектом, чтобы превратить это движение в Русскую революцию, и заслужил на этом поприще не только российскую, но и мировую славу.  Славу сомнительную и недолговечную… Этот прославленный русский и советский  художник слова помог мне пережить и понять столь гибельной состояние умов мечтавших о революции самой образованной части тогдашнего общества…
 
Поразительно насколько его  романтическая проза оказалась в духе того времени, резонировала с ним и была с восторгом воспринята либеральной интеллигенцией. Написанная в 1901 году поэма в прозе «Буревестник» с демоническими мотивами, распространялась и  расходилась по стране, как революционная прокламация. Демон бури, мечущийся над морем помутил рассудок очевидно потерявшей Бога  русской интеллигенции.
Острый на ум и язвительный Иван Бунин, однажды во время завтрак в модном ресторане в кампании литераторов, где присутствовали Горький,  Шаляпин,  Андреев, Телешов, Чириков и Скиталец, назвал этот психоз собачьей свадьбой. Скиталец обиделся и стал возражать, на что Иван Алексеевич ему ответил: «Идет у нас сплошной пир, праздник. По вашим же собственным словам, «народ пухнет с голоду», Россия гибнет, в ней «всякие напасти, внизу власть тьмы, а наверху тьма власти», над ней «реет буревестник, черной молнии
подобен», а что в Москве, в Петербурге? День и ночь праздник, всероссийское
событие за событием: новый сборник «Знания», новая пьеса Гамсуна, премьера
в Художественном театре, премьера в Большом театре, курсистки падают в обморок при виде Станиславского и Качалова, лихачи мчатся к Яру и в Стрельну...». И над всем этим  пиром сумасшедших в интеллектуальных центрах  Российской империи  гордо реет черный горьковский Демон, призывающий к революции…. Картина, достойная кисти И. Босха - российский «Корабль дураков».
Понять всё это возбуждение русского общества без психиатра не возможно. В 1916 году выдающийся швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг открыл психический феномен коллективного бессознательного, ныне признанный всем научным миром. Революционный романтизм Горького, подпитываемый темными силами (Демон бури метался над пучиной моря), действовал на сознание, как керосин на угли костра - так вырываясь из глубин народной памяти вспыхивает сформированное многовековым  рабством коллективное бессознательное чувство воли-свободы и переворачивает жизнь людей. Оно поднимает их на невероятную высоту, а потом бросает в пропасть. В истории России уже случалось подобное: Стенька Разин, Емельян Пугачев и другие народные вожди давали крестьянам в русском бунте сбросить путы государства и ненадолго почувствовать себя вольными людьми…. Но потом всё возвращалось на свои места, а гнёт только усиливался.

Максим Горький, интеллигент-разночинец, самоучка стал Буревестником революции. Талант и интеллект, по воспоминаниям Бунина, били из него ключом: он мог витийствовать часами.  Быстро разбогател на огромных  тиражах своих книг и издательской деятельности. Не только говорил и писал, но имел связи с большевиками-марксистами  и помогал им материально: закупал оружие для рабочих-боевиков. Популярность его быстро сравнилась с известностью  Толстого и Чехова. Быстро получил международное признание. Уникальный талант и личность в истории революционного движения и истории литературы.
Статью  Максима Горького, открывшую мне причины и последствия этого революционного сумасшествия, которое сейчас называют интеллектуальным идиотизмом, перечитал много раз. Пришлось на несколько месяцев погрузиться в эти события: в русской литературе они оставили глубокий след. Прежде чем  решился на такого рода исследование пришлось восстановить в памяти историю освободительного движения в царской России (так оно называлось в советской историографии), которую начали писать дворяне-декабристы, а грубо и кроваво закончили интеллигенты-разночинцы с большевиками…. Большинство  дореволюционных интеллигентов, замутивших Россию, составляли литераторы, во главе которых по праву таланта встал, возлюбленный  и прославленный вождями-марксистами Максим Горький.
Серебряный век русской культуры вскружил головы многим художникам слова того времени, а третье столетие царствования Романовых не без их помощи стало роковым для русского народа.. Накопившиеся проблемы и противоречия стало невозможно решить эволюционным путём.  Стало роковым оно и для самих царствующих особ и для дворянского сословия…. И русского крестьянина поставило на путь уничтожения. Всю экономически процветавшую страну вверх дном перевернули. Вот такие были раньше литераторы! Правда, большинство из этих пионеров после Октябрьского восстания большевиков сами попали Красное колесо террора. Горький тогда испугался содеянного, просил их пожалеть, но его никто не слушал,   и по совету Ленина (Вам, батенька, лечиться надо) уехал из России сначала в Германию, а потом на Капри, где с актрисой Марией Андреевой провёл лучшие годы своей жизни. Однако, через восемь лет поддался на уговоры вождей СССР и вернулся на Родину. Для весьма сомнительных дел… Сейчас в литературе, слава Богу, таких гигантов-интеллектуалов нет.

В «Прорицании невинного» Уильяма Блейка (1757-1827), первые строки («В одном мгнвеньи видеть вечность...») которого по совершенно непонятным мне тогда причинам врезались мне в память с юношеских пор, помимо строф, приведённых в эпиграфе, есть ещё строки, хорошо характеризующие духовное состояние русской либеральной интеллигенции, приведшее царскую Россию к краху и  последующим трагическим кровавым всем известным событиям:

Философия хромая
Ухмыляется, не зная,
Как ей с мерой муравьиной
Сочетать полет орлиный.

Перевод этого стихотворения с английского сделан С. Маршаком, без которого я бы не смог познакомиться с  поэтическим шедевром английского визионера. Писал об этом необыкновенном художнике в эссе «Послание Уильяма Блейка»: он дал мне понимание истинной поэзии.  По мнению Блейка  истинное искусство должно основываться  на вере в Христа; Божественное видение есть, единственное качество, рождающее Поэта; искусство и поэзия должны быть подобны Божественному откровению.
Был приверженцем Библии, но не признавал всех форм организации религии, включая англиканскую церковь.  На своих гравюрах он пытался изобразить открывшиеся ему видения духовного мира. Он привлёк меня давным-давно необычайной философской и мистической глубиной своих стихов, которую я смог расшифровать только в зрелом возрасте. Современники не признавали его и считали безумцем. Потом критики объяснили широкой
публике, кем он был на самом деле, и все дружно произвели его в гении.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936), когда-то всеми признанный,   в советское время упорно внедряемый в  наше сознание, как первый   пролетарский писатель, а сейчас потихоньку забываемый классик, посвятил исследованию феномена предреволюционных блужданий русской интеллигенции свой последний огромный четырёхчастный неоконченный роман «Жизнь Клима Самгина» с бесчисленным количеством действующих лиц (около 800 персонажей), представлявших все сословия царской России и описывающий  последние 40 лет существования Российской империи вплоть до 1918 года. Помнится, в юности мне удалось осилить эту хронику жизни дореволюционной России. Сейчас, думаю, мало кто на это отважится, но по роману в 90-е годы на Ленфильме был снят 14-серийный телефильм, можно через него попытаться прочувствовать атмосферу того времени, атмосферу российской палаты №6, заполненной оригинально и парадоксально мыслящими интеллектуалами….
Хорошо образованные  герои книги ведут бесконечные идеологические споры, в которых - по данным Википедии - упоминают около 70 имён  известных философов и писателей. Интеллект этих искателей истины и свобод, очевидно зашкаливал. Результат этих исканий проявился в 1917 году. Роман писался до самой смерти возвеличенного основателя метода социалистического реализма, но так и не был закончен. Смерть остановила руку создателя Союза писателей СССР, успешно в указанном КПСС курсе направлявшего культурное развитие советского народа, неизвестной до этого в истории России общности людей..
Для меня очевидно, что талантливый писатель заблудился в дебрях созданного им художественного мира и философских идей. Не мог он закончить эту историю ещё по причине того, что талантливый писатель был атеистом, безбожником. Человек без веры, без Бога  теряет нравственные ориентиры, интеллект сушит его душу.  Бунин в одном из своих стихов («В дачном кресле, ночью, на балконе»), написанном перед эмиграцией из России летом 1918 года провидческии пишет об этом:

Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит — да.

Не раз уже говорил во многих своих статьях и эссе,  подписываясь под высказываниями о поэзии Иосифа Бродского, о необычайной выразительной силе поэтического языка. И из приведённых строк стихотворения Блейка видно при внимательном прочтении, что они практически полностью исчерпывают содержание и напрашивающиеся  выводы монументального завершающего труда М. Горького, пытавшегося разобраться в исторической судьбе своей Родины. Не собираюсь в этом эссе исследовать его труд, это сделали с самых различных позиций многочисленные исследователи его творчества. Много их было и будет ещё несомненно, потому что притягательность огромного таланта писателя, творившего на переломном для России рубеже  ХIX-XX веков огромна, и его духовный опыт очень важен для нас, живущих сегодня, для понимания причин произошедшего в 1917 году, хотя Россия и русский народ стараниями большевиков, советских и постсоветских вождей изменились с тех пор до неузнаваемости… О том, что его искания важны для нас говорит и возвращение в 2017 году памятника писателю на его место на Белорусской площади  (был установлен там 1951 году, а снят в 2005 из-за обвинений в пособничестве Сталину в оправдании репрессий).

Взяться за перо, сесть за компьютер  в этот раз меня заставила одна из крамольных статей М. Горького, опубликованная в Берлине в 1922 году. Её долго никто не публиковал в силу мрачных выводов, которые делает там её автор. В России её не публиковали никогда: потом вы поймёте почему.   Работа называется «О русском крестьянстве». Крестьянство в любой стране прошлого составляло основу общественного здания. В царской России оно было самым многочисленным сословием: согласно данным 1853 года доля крестьян в общем населении страны составляла 82 процента, что в то время составляло около 49 млн. человек.
Именно этих людей, составлявших становой хребет Российской империи, и характеризует в своей статье М. Горький. Хотя писатель марксистом себя не считал, но статья применительно к ситуации, сложившейся в России, развивает идеи марксова Манифеста коммунистической партии - “призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», в котором крестьянская жизнь называется идиотизмом, а крестьянское сословие выносится за скобки надвигавшихся на Европу революций. Октябрьскую революцию в России крестьяне вопреки ожиданиям большевиков не поддержали, но сословие было многочисленным и кормило рабочих и интеллигентов, и до поры до времени им приходилось заигрывать с ними, обещая дать землю (Власть - Советам,  фабрики - рабочим, землю - крестьянам). Много было проблем с ними: разделили их на богаты кулаков и бедных пролетариев, раскулачили самую умную и деятельную часть крестьян, оставшихся в колхозы согнали, а землю крестьяне так и не получили... И все эти идеи перевоспитания мужиков в основных чертах прописаны в упоминавшейся статье Алексея Максимовича…

Для помощи в формировании собственного суждения по теме настоящей статьи в заключение вступительной части хочу ещё раз обратить внимание читателей на особенности нашего мышления, которые являются источником многочисленных проблем личной и общественной жизни людей. Cущностное, теософское  видение этой проблемы было изложено в эссе «Два ума» (Каждый человек - телесная копия своего ума. Какой у него ум, такова и судьба: В нем и свобода его и тюрьма). Здесь же хочу привести отрывок из письма Н.В. Гоголя, которого мы знаем в основном по его хрестоматийным произведениям. Однако у него достаточно много  малоизвестных эзотерических  работ. Именно к таким работам и относится упомянутое письмо писателя своему другу. Это одно из писем его публицистического сборника «Выбранные места из переписки с друзьями». Письмо называется «Христианин идет вперёд». Оно посвящено сущности христианского мироощущения, определяет градациям  мыслительных способностей  человека и интересно тем, что практически совпадает с воззрениями на этот предмет великого мистика Р. Штайнера. В этом письме Николая Васильевича идет речь об уме (интеллекте), разуме, мудрости, их различии и постоянном спасительном ученичестве человека, верующего в Христа. Настоятельно рекомендовал бы ознакомиться с ним каждому верующему или просто думающему человеку. Оно придаст ищущему новые силы и укрепит на вашем пути. Очень хотелось привести его здесь целиком, но формат эссе не позволяет. Итак важный для понимания последующего изложения отрывок.

"Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам всё то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся в нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно.
Разум есть  высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной.
Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая всё внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем". Русские праведники и старцы вымаливали у Бога мудрость, поэтому и стекались к ним со всей Руси образованные и простые люди за советом и разрешением житейских проблем.

        В середине XIX века, когда была опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», разночинная интеллигенция, проявившаяся в русской литературе, всё острее клеймила самодержавие, православие и крепостничество и видело революцию единственным средством решения накопившихся социальных проблем. Гоголь же предлагал идти по пути нравственного совершенствования  на основе христианских представлений, за что был назван пламенным В. Белинским мракобесом и пособником самодержавия. На этой развилке и определилась последующая история России и судьбы многих-многих миллионов людей, в том числе и нас с вами.
В отличие от теософских представлений более глубоких, но и гораздо более сложных Николай Васильевич дает нам ясное понимание, что  разум и мудрость приобретаются не в университетах и институтах, и что большинство людей барахтаются в жизни, опираясь только на свой более или менее развитый, но лишенный нравственной основы    интеллект. К этой же категории относились и главные герои  этой работы: страсти свои они не победили, а мудростью Христос безбожников не венчает… Вместо самопознания и самовоспитания по заветам Христа, стремления очистить свою душу от скверны других стараемся поучать. Это и есть первопричина всех страданий русского народа.

        Приговор Буревестника

Для понимания мыслей писателя, тогда после разногласий с большевистскими вождями  только что эмигрировавшего из Cтраны Советов, необходимо вкратце пересказать её содержание. Сначала фрагмент её краткого содержания, предваряющего её полный текст в Интернете.  Статью не издавали в России ни до, ни после войны, ни в перестройку, - вообще никогда. Просто  издавали и все тут. Быть может, как раз потому, что именно в этом своем сочинении Буревестник говорит о сути революции откровеннее, чем где-либо еще, и чем это позволяли себе его товарищи-большевики. Он живописует варварство и отсталость крестьянской массы, подсказывая читателю, что искоренить это зло возможно только чрезвычайщиной. Создатель Челкаша и Клима убежден: «Как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей». По своей сути, статья - это обвинение и приговор русскому крестьянству, и теперь по истечении 100 лет со дня её выхода в свет мы видим, что этот приговор был приведён в исполнение. Тех крестьян, бывших частью той земли на которой они так неистово трудились, сегодня нет: раскулачивание, коллективизация, колхозы, советские реформы сельского хозяйства свели это сословие практически на нет.   Попутно революцией и последовавшим красным террором было  уничтожено дворянское сословие, были деклассированы мещане и духовенство. Было методично уничтожено всё то, на чем держалась и чем питалась монархия и Российская империя. Однако, вернёмся к обвинению и приговору Буревестника.

Любая философская система или просто суждение, связанное с деятельностью человека,  базируются на соответствующей представлении о человеке, о его сущности. От этого представления зависят и выводы учения, адекватность его положений и постулатов. От глубины понимания сущности человеческой природы и её соответствия действительности зависит  ложность или истинность предлагаемой автором теории. М. Горький излагаемое в статье называет своим мнением, сложившимся в результате его многолетних контактов с самыми разными представителями русского народа, и утверждает, что его не огорчит, если оно окажется ошибочным. Сразу надо сказать, что это мнение абсолютно не соответствует представлениям русских писателей-народников, писателям и поэтам Серебряного века, результатам многочисленных исследований  загадочной русской  души, более того, выводы этой статьи оскорбительны для русского народа…. Тема эта сложная и противоречивая, но так клеймить русский народ, описывая его характер одной черной краской, до Алексея Максимовича никто не решался.. 
Н. Бердяев в своей работе «Русская Идея» писал: «Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт». Философ более объективен и глубок: в каждом  человек и в народе в целом две половины, божественная и дьявольская и каждая проявляет себя особенным образом в зависимости эпохи, условий жизни и ситуации. Потом вы увидите, что литератор с материалистическим взглядом на мир в отличие от философа увидел только одну уничижающую сторону менталитета русского народа.

В 1918 году, когда революция  стала показывать своё лицо и зубы,  Н. Гумилёв в стихотворении «Франции» написал об этом, как бы извиняясь за хаос и моральный упадок на Родине перед Францией, где он тогда находился по заданию Временного правительства:

Ты прости нам, смрадным и незрячим,
До конца униженным, прости!
Мы лежим на гноище и плачем,
Не желая Божьего пути.

В каждом, словно саблей исполина,
Надвое душа рассечена,
В каждом дьявольская половина
Радуется, что она сильна.

Поэтический язык полон глубочайших и сокровенных смыслов. «Божий путь» … у русского дворянства была возможность выбора такого пути - освобождение крестьян от крепостного рабства и создание условий для просвещения народа - это был бы трудный и долгий путь, на котором крепостникам пришлось бы жертвовать собой ради блага народа.  Но моральных сил для такой жертвы у дворянского сословия не оказалось.  Однако для моральных и нравственных преступлений существует Божий суд. «Есть Божий суд, наперсники разврата.» (М.Ю. Лермонтов). Большевики и стали таким Бичом божьим для вразумления правящего класса России, жесточайшего вразумления…
Судя по этому стихотворению Гумилёв предчувствовал грядущее, но
из Франции возвращается в российскую смуту, чтобы испить свою чашу до конца. В 1921 году его арестовывают по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре и приговаривают к расстрелу.  Максим Горький ходатайствовал о помиловании поэта, но большевики  отмахнулись от уважаемого, но назойливого писателя.  Не были приняты в расчет и его дружеские отношения с Лениным. Приговор был   приведён в исполнение. Поэт погиб, но его смерть и поведение перед казнью поставили его в один ряд с величайшими русскими художниками слова.

Буревестник божьего пути точно не желал, всем его последователям казалось, что он прав, потому что много видел и много знает…. Интеллект и яркий талант давно увели с этого пути. Писатель, рассуждая прагматично, пишет, что любой народ по своей природе анархичен, и хочет побольше есть и поменьше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком». Примеры такой организации жизни русских людей были - это казачество и Запорожская сечь.
Природа, бескрайние просторы, инстинкт кочевника, убогие условия деревенской жизни и каторжный труд   на  земле опустошают душу крестьянина, вызывает желание убежать куда-либо в поисках другой более легкой и счастливой жизни. Бежать есть куда - всюду развернулась пустынная плоскость и соблазнительно манит вдаль. Государство укрепляясь за счет податей, усиливает ощущение гнёта и усиливает это стремление у пахарей, желание освободиться от всё возрастающих тягот и гнёта. В сравнении с западными собратьями русский крестьянин не видит вокруг монументальных и прочных основ своей жизни, созданных предыдущими поколениями тружеников. Бесправие и рабский труд развращают сознание труженика земли. Из всего, что русский крестьянин  делает, на земле остается только солома и крытая соломой изба - ее три раза в жизни каждого поколения истребляют пожары. И после долгой шестимесячной зимы весной нужно начинать всё сначала. Инстинкт собственника. «Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти не поддающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силой именно этого инстинкта».
Крестьянской жизни, скованной тяжестью и однообразием каторжной работы на земле в статье противопоставляется труд горожанина, труд рабочих, отличающийся своим разнообразием и творчеством.   Здесь чувствуется талантливая рука мастера литературы: «Труд горожанина разнообразен, прочен и долговечен. Из бесформенных глыб мертвой руды он создает машины и аппараты изумительной сложности, одухотворенные его разумом, живые. Он уже подчинил своим высоким целям силы природы, и они служат ему, как джинны восточных сказок царю Соломону. Он создал вокруг себя атмосферу разума — «вторую природу», он всюду видит свою энергию воплощенной в разнообразии механизмов, вещей, в тысячах книг, картин, и всюду запечатлены величавые муки его духа, его мечты и надежды, любовь и ненависть, его сомнения и верования, его трепетная душа, в которой неугасимо говорит жажда новых форм, идей, деяний и мучительное стремление вскрыть тайны природы, найти смысл бытия.
Будучи порабощен властью государства, он остается внутренне свободен, — именно силой этой свободы духа он разрушает изжитые формы жизни и создает новые».
Горький, пользуясь авторитетом своего международного признания обвиняет русский народ в отсутствии исторической памяти, необычайной, исключительной  жестокости:     «Я думаю, что русскому народу исключительно — так же исключительно, как англичанину чувство юмора — свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни».  Он приводит много фактов, подтверждающих, по его мнению, это утверждение.
Его выводы основаны на его собственном жизненном опыте. И размышляя об этом он не может найти  крестьян, описанных его коллегами-литераторами прошлого века: «Но где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?» - вопрошает он. И отвечает: «В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».

О религиозности крестьянства. «Существует мнение, что русский крестьянин как-то особенно глубоко религиозен. Я никогда не чувствовал этого, хотя, кажется, достаточно внимательно наблюдал духовную жизнь народа. Я думаю, что человек безграмотный и не привыкший мыслить не может быть истинным теистом или атеистом и что путь к твердой, глубокой вере лежит через пустыню неверия» - такое заключение делает в статье Алексей Максимович. Он конечно знал о староверах, старообрядцах, и об их вере и готовности ценою жизни противостоять древнему православию и антихристу-государству, но считает их темными сектантами: «В стремлении сектантов обособиться, отойти в сторону от государственной церковной организации мною всегда чувствовалось отрицательное отношение не только к обрядам и — всего меньше — к догматам, а вообще к строю государственной и городской жизни. В этом отрицании я не могу уловить какой-либо оригинальной идеи, признаков творческой мысли, искания новых путей духа. Это просто пассивное и бесплодное отрицание явлений и событий, связей и значений которых мысль, развитая слабо, не может понять».   
Мысль, оригинальные идеи, искание  новые пути духа, снова мысль — культ мысли у интеллигенции царской России. И за всем этим Максим Горький, упиваюшийся своей способностью мыслить и излагать свои оригинальные идеи на бумаге… Эта говорливость и фонтанирование идеями - по признанию И. Бунина («О Горьком») - были отличительной чертой таланта писателя. Он мог часами без перерыва излагать свои мысли в любой аудитории. Велеречив был писатель, неуёмно велеречив со склонностью без устали проповедовать свои идеи. Также обилен он был и в своих многочисленных произведениях. К отношениям М. Горького и И. Бунина, которого Горький характеризует в этой статье как лучшего современного художника слова, ещё придётся обратиться, здесь же напомню о выводе, содержащемся в заключительной части этой крамольной статьи.
Выводы о религиозности русских основываются на поведении молодых людей, разорявших в советское время православные храмы и устраивавших там клубы и танцплощадки. Власти сознательно подталкивали их к вандализму и поруганию православных святынь. Однако он не пишет о духовных подвигах православных святых и старцев, скрывавшихся в скитах. Не говорит он и о защитниках древнего православия староверах-старообрядцах, хранителях русского православия. Политическая конъюнктурность (или искреннее заблуждение атеиста) этих выводов очевидна. Особую глубинную религиозность русского народа отмечали многие мыслители, включая основателя духовной науки антропософии, одного из учителей человечества Рудольфа Штайнера, который называл русских «народом Христа»…
 
Автор революционных образов Буревестника и Сокола и плутающего в идеологических спорах Клима Самгина убежден: «Как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей». Думаю, это единственное произведение в истории русской литературы, которое имело столь масштабные и трагические последствия для нашего народа. Жестокость вождей революции  он называет клеветой и и перекладывает их вину на народ. А их кровавую аморальность революционеров считает   неизбежным злом и объясняет иезуитским принципом «цель оправдывает средства». «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа» - утверждает Буревестник. Герои революции - это горстка интеллигенции, взявшая на себя труд по очистке авгиевых конюшен российской жизни, и последовавшие за ними рабочие.
Статья, конечно, носит взрывной характер, публицистический дар и эрудиция писателя - а он с детства обладал прекрасной памятью, обычно свойственной очень талантливым людям - очевиден, и очень трудно остановить себя в этой игре-жонглировании фактами и следовании за ходом мысли автора. Всё, что доставалось крестьянам  от их каторжного труда на земле едва хватало им на выживание и содержание своих скромных, поражавших своей убогостью жилищ. По мнению же Горького сам народ виноват в том, что жил «изумительно нищенски на земле, сказочно богатой». Уровень жизни крестьян в царствование Романовых, крепостное право, отменённое лишь в 1861 году, являются, пожалуй, главной статьей обвинения царской власти России. Столько лет держать в темноте и убожестве и пользоваться плодами труда 4/5 населения страны - это ли не позор и клеймо для семьи Романовых и всего дворянского сословия. Этот позор и стал их роком.

Приведу ещё одну поразившую меня цитату из статьи, чтобы показать, осознавался ли этот факт самими Романовыми. «Великий князь Сергей Романов рассказал мне, что в 1913 году, когда праздновалось трехсотлетие династии Романовых и царь Николай был в Костроме, — Николай Михайлович — тоже великий князь, талантливый автор целого ряда солидных исторических трудов, — сказал царю, указывая на многотысячную толпу крестьян:
«А ведь они совершенно такие же, какими были в XVII веке, выбирая на царство Михаила, такие же; это — плохо, как ты думаешь?»
Николай не ответил своему двоюродному дяде на этот очень  трудный вопрос… Это было молчаливое признание морального преступления, признанием развращения душ крепостных крестьян, и признанием того, что просвещением народа-кормильца и его благосостоянием царствующая династия практически не занималась, хотя Министерство народного просвещения  было организовано в 1824 году. По данным переписи 1911 года менее половины всех детей школьного возраста были охвачены начальным образованием.  Неграмотные, необразованные люди живут в темноте первобытных инстинктов, но, кроме того, рабство и бесправие развращает души людей, заставляя их постоянно подавлять свои желания и выполнять волю хозяев. И наперсниками этого разврата были дворяне, распоряжавшиеся своими крестьянами, как вещью. Но  дворянство не думало, что Божий суд придет вместе с мечтами о либеральных реформах,  будет так скор и ужасен, и будет осуществлён руками большевиков.
Ведали царствующие особы, что творят, но не хотели и не могли остановить насилие над своим народом. Удобство положения пересиливало уколы совести. И дворяне, всё дворянское сословие все более погрязало в этом  каждодневном нравственном преступлении, становясь соучастниками этого адского преступления, многовекового физического и духовного насилия над крестьянами. В этом, на мой взгляд, и заключается самый на мой взгляд страшный смертный грех Романовых и дворянства перед Россией и её народом. И русская революция и всё её жертвы были следствием этой главной причины: такова была родовая карма Романовых и русского дворянства. Божий суд над наместниками разврата свершился!.. Но и судьба крестьян оказалась незавидной...
Жернова революции перемололи всех упоминаемых в этом отрывке Романовых: великий князь Сергей Михайлович в 1918 году стал жертвой Алапаевской трагедии, Николай Михайлович был расстрелян в январе 1919 года вместе с другими великими князьями в Петропавловской крепости, о судьбе Николая II все знают. Горький ходатайствовал перед Лениным, с которым он дружил, о помиловании Николая Михайловича, но Ленин на его обращении написал: «Революции не нужны историки». Для обычной фактографической истории все эти смерти представляются ужасными, с точки зрения метафизики, в духовном плане  - вполне закономерны и оправданы., Однако до выхода на Божий путь России было ещё далеко, палачи Романовых и дворянства и причастные  тоже должны были получить заслуженное. Впереди были сталинские репрессии и лагеря...

Алексей Максимович, вернувшись из Италии в СССР стал идеологическим щитом и прикрытием для созданного репрессивного аппарата, посещал лагерь Соловках и строительство Беломоро-Балтийского канала. Ему понравились эти «фабрики по перевоспитанию буржуазии в пролетариат». Много он сделал и на советском идеологическом фронте, придумав новую социалистическую реальность, создал Союз писателей СССР, для того чтобы контролировать либеральные завихрения советской интеллигенции, и направлять в нужном направлении творческие усилия советских литераторов,  новоиспеченых «инженеров человеческих душ».
 
        Человек Истины

Вкратце во второй части эссе изложены суть и выводы этой страшноватой статьи пролетарского писателя с искусно подобранными фактами, цитатами из трудов талантливых историков, подборкой пословиц и поговорок из  народного фольклора. Там - в фольклоре - есть масса пословиц и поговорок с противоположным содержанием, но  выбраны, подходящие к позиции автора. М. Горького и Ивана Бунина до революции считали друзьями, более известный и процветавший в то время Алексей Максимович помогал собрату в продвижении и издании его работ, платил ему хорошие гонорары.  Бунин часто гостил у него с женой на Капри.
Однако уже в эмиграции Иван Алексеевич, став нобелевским лауреатом, эту дружбу отрицал: после Октябрьского переворота и «Окаянных дней» Пешков перестал существовать для Бунина. В своей статье «О Горьком», написанной в 1936 году по поводу  его смерти, Бунин называет весь революционный романтизм Пешкова ложью и обманом, а известность его искусственной и ошибочной. Не приведи Господь разбирать, анализировать и оценивать личные отношения талантливых писателей - безнадежное и малоинтересное это дело. Бунин  утверждал, что переживет Горького, и пока это похоже на правду… В начале эссе писал о роли пролетарского писателя в революционном сумасшествии русской интеллигенции, поэтому с последним его утверждениям готов согласиться.
Положение крестьянства в Российской империи очевидно, но Максим Горький  причины такого положения не указывает, хотя безусловно понимал их, а винит в темноте сам народ и обвиняет в полуживотном существовании  самих крестьян, говоря о том, что у русского народа много суеверий и нет никаких идей.. Исправлять  такое положение предлагается методом иудейского пророка Моисея. На логическом уровне можно доказать любое утверждение, чем Горький в этой работе и занимается, но её выводы очень подходили вождям русской революции для текущего дня и  для стратегии решения крестьянского вопроса.
Вся эта умственная мельтяшня литераторов-безбожников действительно напоминает «путь летучей мыши серой» и не может открыть людям путь к Истине, к Добру и справедливости.. Христос указал нам этот путь, путь любви к ближнему, но яркие личности, такие как А.М. Пешков со товарищами - их много было и будет предостаточно - нас постоянно с него сбивают, сочиняя различного рода Утопии и устремляя к ним людей иезуитскими методами. Результат огромное количество жертв и пролитой крови.
Нужно отметить, что этот интеллектуальный идиотизм не был всеобщим среди литераторов того времени: А.П. Чехов своим творчеством и практической деятельностью пытался показать другой путь вывода народа из тьмы, путь служения народу. Он и в себе пытался победить раба (его дед был крепостным) и будучи врачом бескорыстно помогал обращавшимся к нему  за помощью  крестьянам и на свои деньги создавал школы для их детей. Сердечность и любовное служение людям было главным в его жизни и писательской деятельности. Но голоса таких одиночек, не были услышаны современниками, очарованных Демоном бури и призывами к революции. Да и лечить Россию примочками и пить боржом было поздно… Поэтому и разгулялись революционеры. Признать это трудно, но приходится: похоже вся пролитая за время революции, гражданской войны и последующих событий  кровь  входила в план спасения России и её народа… В Библии описаны подобные деяния Бога: один Потоп чего стоит.

Так чего же всё-таки в нашем бесконечном поиске и стремлении улучшать жизнь вокруг нам не хватает?  Реформ и революций в в России было предостаточно. Истинное искусство, признаки которого назвал в своих откровениях У. Блейк может и указывает человеку путь к духовному совершенству. Хочу вернуться здесь к строкам приведенного ранее стихотворения Николая Гумилёва, поэта, отличавшегося редчайшим религиозным чувством: его мало кто с этой стороны знает (прочтите эссе «Я - носитель мысли великой»). Приведу  здесь эти строки повторно:

 Ты прости нам, смрадным и незрячим,
До конца униженным, прости!
Мы лежим на гноище и плачем,
Не желая Божьего пути.

В каждом, словно саблей исполина,
Надвое душа рассечена,
В каждом дьявольская половина
Радуется, что она сильна.

В первом четверостишии описано физическое и духовное состояния российского общества после Февральской и Октябрьской революций, людей буквально всех сословий после осознания краха прошлой жизни, потери той России, в которой по признанию Бунина им всем оказывается неплохо жилось. Во втором - указана главная причина всего произошедшего. Поэт-прорицатель говорит, что причина наших несчастий и больших и маленьких - в каждом из нас. Поэт хорошо знал Библию. За этими стихотворными строками и образами стоит весьма поучительный библейский текст о праведном, человеке истины Иове. Перечитаем его вместе, погрузившись в глубину поэтического образа этого отрывка (Мы лежим на гноище и плачем, Не желая Божьего пути). Обратившись к Библии, мы узнаем, что на на гноище лежал Иов. В современном толковании гноище - место для сбора отходов и отбросов, где они превращаются в перегной. Слово с очень неприятным звучанием, ассоциирующееся со словом гной. Есть икона «Иов на гноище», где он обнаженный, истекающий гноем сидит на такой куче, на иконе изображена финальная часть его страданий.  Напомню без ссылок на места в Библии содержание и смысл этого библейского предания. Это происходило ещё в дохристианские времена.
«Иов жил в Аравии и отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность».
Однажды Ангелы Божии, хранители рода человеческого  собрались перед престолом Вседержителя, чтобы рассказать ему о нуждах и молениях человеческих. Был среди них и Сатана, клеветник и искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. На этом совете Бог с гордостью рассказал о богобоязненном  Иове-праведнике  и его благодеяниях. Сатана возразил Богу, сказав, что Иов богобоязнен не даром, а потому что божьим старанием у него всё есть.
В библейском предании хорошо выражена сущность мироощущения Сатаны: «Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область  жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!»  Отмечу по ходу - это черта, свойственная всем революционерам.
С этого разговора Бога и Сатаны и начались страдания Иова. Бог передал всё, что было у праведника в руки Дьявола, А после того как тот отнял у него всё, включая детей. Иов остался верен Богу и не роптал, передал Сатане и его самого, После чего у него начались всевозможные телесные болезни и самую страшную из них показу, после чего тело его покрылось гнойными струпьями и он уже не мог жить с людьми. Вот этот малопривлекательный  момент его жизни и изображают обычно на иконах. На некоторых иконах изображено, как жена на длинной ложке - чтобы самой не заразиться - передает ему еду и питьё. Обычному, здоровому человеку трудно представить себя в таком положении.
       Жена умоляла Иова похулить Бога, чтобы он избавил его от мук и послал ему смерть, но праведник настолько верил  доброте и мудрости Вседержителя, в истинности и правильности всех его деяний, что  этого спасительного шага не сделал. Пересказываю суть, там много подробностей, но богобоязненный Иов не поддался искушениям Сатаны и посрамил его силу. Когда Бог это увидел, он прекратил дьявольские безобразия, излечил многострадального от всех болезней  и вернул Иову всё его достояние. И, более того, дал ему силу родить десятерых детей… Потрясающая библейская история, показывающая, чего так не хватало русской интеллигенции-борцам за освобождение русского народа от рабства и бесправия. Ярчайший представитель Серебряного века  Дмитрий Мережковский, потрясенный в юности  этой историей, написал поэму по этому библейскому сюжету, которая заканчивается следующими стихами:

Умер он в старости, долгими днями вполне насыщенный,
И до колена четвертого внуков и правнуков видел.
Только в морщинах лица его вечная дума таилась,
Только и в радости взор омрачен был неведомой скорбью:
Тщетно за всех угнетенных алкала душа его правды, —
Правды Господь никому никогда на земле не откроет.

Мережковский, пересказывая поэтическим языком библейский сюжет, говорит не только о силе Веры, но и бессилии человеческого ума  в попытках постигнуть Божий промысел. Только истинная Вера может спасти людей от крамольных мыслей и трагических заблуждений. Вот такая многозначительная история и скрывается за скупыми, но   очень выразительными и глубокими строчками трагического стихотворения Николая Гумилёва. Только русские Иовы - интеллигенция не устояла перед искушениями Сатаны и оказалась на гноище  без всякой надежды на спасение - Бог философствующим путаникам и безбожникам помогать и спасать их не захотел. Дьявольская половина душ борцов за освобождение страны от гнёта царизма  возобладала  и превратила в безнадежных страдальцев и мучников, а некоторых особо талантливых и беспринципных  в соучастников иезуитских преступлений большевиков  перед многострадальным русским народом...
Вот такими плачущими на куче произведенных ими нечистот и представил их поэт-воин и христианин. Надо признать, что умнейшие из них, например, такие как философ Н. Бердяев, нашли в себе силы признать свою вину в содеянном. "Мы все виновны в несчастной судьбе России и все несем ответственность за совершившуюся катастрофу." написал он в Берлине в 1922 году в письме А.В. Тырковой-Уильямс… В этом же году и в том же самом городе А.М. Пешков написал свой пасквиль на русский народ, продолжавший упорствовать в своем грехе. Правда его упорство было потом вознаграждено советским правительством, официально признавшим его Первым писателем СССР.

        Эпилог: Король умер, да здравствует Король!

Со времени Русской революции прошло уже более века, много событий-потрясений  произошло в это столетие: Гражданская война, создание СССР, восстановление разрушенной страны и индустриализация, Великая отечественная война, восстановление разрушенного войной, смерть И.В. Сталина, разрушительные экономические эксперименты КПСС, искоренение крестьянства,  Перестройка и развал СССР, очередное разрушение экономики страны, приход к власти В.В. Путина и постепенное и трудное   восстановление мощи страны... Количество разрух говорит о том, что этот вековой путь был страшно мучительным и, и казалось бы, ведущим в пропасть, однако Россия и её народ  каким-то чудесным образом выжили, хотя после развала СССР на Западе её списали со счета...
Для историка-фактографа все эти исторические события - кошмарный сон. На духовном плане - выход народа из тупика и Возрождение. Все эти испытания вместе со всеми пережили мои родители, и их дети, сейчас переживают потомки…. Вроде  бы на своём уровне понимания произошедшего в царской, советской, после перестроечной и современной России всё правильно написал - бесконечные кровопролития и истязания народа.. Уж очень наболела эта тема, а тут ещё Алексей Максимович со своей иезуитской, уничтожающей крестьянство  статьей….
Только вера в промысел Божий может помочь пережить это. Вспомните многострадального Иова, что помогло ему выдержать ниспосланные ему свыше нечеловеческие испытания… Только вера в благие намерения Отца. Человеческий ум, интеллект  здесь бессилен и бесполезен. Однако понимание - это результат работы моего интеллекта, надеюсь, разум с моей интуицией в этом тоже поучаствовали, потому что именно через них в наше сознание проникают Божественные откровение, на которых основывается вера в Бога.
И где-то  в глубине души возникает и живёт ощущение в Божественной правоте свершившегося. Вера в то, что  Романовы, дворянство, все эти литераторы, блеск и нищета их интеллекта, революционеры всех мастей, большевики, ленины, сталины, хрущевы, брежневы, горбачевы, ельцыны, путины  и их окружение и все, все участники событий, совершившихся в России за последние четыре столетия участники-актёры одной задуманной свыше драмы-трагедии. И всё свершившееся - правильно и задумано ради блага нашей страны и её народа. Такой вывод был бы в духе и логике настоящего исследования, несмотря на кажущуюся его противоречивость и неожиданность

Очевидно, что марксистская идея о ненужности крестьянства для революционных преобразований буржуазных государств, проработанная Горьким в статье «О русском крестьянстве», была в конце концов воплощена в жизнь. Советские люди во времена перестройки почувствовали это по пустым прилавкам магазинов. Добывать еду по мере строительства развитого социализма становилось всё труднее, прилавки магазинов пустели.. Каждый советский человек это хорошо помнит. Мытьем и катаньем сельское хозяйство вместе с деревенскими жителями за годы советской власти было сведено на нет. Любимая тема стенаний современных либеральных оппозиционеров - это пустеющие и заброшенные российские деревни. Картина грустная, печальная и даже душераздирающая…
Однако время, положение страны и необходимость кормить народ заставили обратиться к земле, к земледелию и животноводству.. Сельхозпродукция, без которой не одна страна прожить не может в России стала производиться по современным западным технологиям, огромными хорошо механизированными и автоматизированными агрохолдингами. Вместо крестьян там стали работать сельскохозяйственные рабочие. Продукция была соответствующего этим технологиям качества, но продовольственная безопасность страны постепенно была обеспечена. «Ножки Буша» из Америки, слава Богу, импортировать перестали... Теперь прилавки магазинов своей курятиной завалены и не только ей… Россия впервые за долгие годы вышла на первые позиции в мире по экспорту зерна, растёт экспорт других видов продовольствия
По данным Минсельхоза в нынешней России 79,9 млн. га сельхозугодий, из них фермерам принадлежит 25 млн. га, остальные крупным землевладельцам, фамилии которых известны, перечислять из здесь не буду.  По утверждению  министра сельского хозяйства Д. Патрушева  в 2020 году фермеры сумели произвести около 30% объёма зерна в стране. На мой взгляд это вклад весомый. Стало быстро развиваться сельскохозяйственное машиностроение: в этом году её закупки внутри страны увеличились на 50 процентов. Для меня это самые объективные и правильные показатели возрождения уничтоженного в советское время….

Но со временем стала появляться информация о том, что какие-то странные люди из городов стали переселяться   обратно на село. Самым известным и эпатажным из них был миллионер Герман Стерлигов. Сейчас появляется всё больше информационных ресурсов, посвященных этому явлению, например «Деревенское хозяйство», «Сельский час» на FB и др.  Причины у всех этих пионеров  разные, но это были не дачники, а новые русские крестьяне (фермеры), которые обрабатывали землю, разводили скот и производили сельхозпродукцию, которая качеством существенно в лучшую сторону отличалась от продукции агрохолдингов. Всё как на Западе - продукция на все вкусы и кошельки: хотите биопродукты, здоровое питание - пожалуйста, только платите за них в несколько раз дороже..
Для меня это было радостным событием - появились новые русские крестьяне по своему менталитету и уровню образования совершенно непохожие на тех темных людей, которыми так возмущался и которых так унижал А. М. Пешков. Кто-то конечно не разделит мои переживания и мою радость - это моё личное мнение,  мои личные ожидания и моя уверенность, но я очень внимательно слежу за происходящими здесь событиями.

Радость моя стала ещё больше, когда такие крестьяне появились недалеко от подмосковной деревни, где была наша дача. Одна такая ферма и её  молодые хозяева полностью удовлетворили мои молочные пристрастия. Несколько лет мы пользовались их очень качественным молоком, сметаной творогом, постепенно всё более и более знакомясь с хозяевами фермы. Владимир и Ирина Козловы - так их звали и зовут по сей день. Обычно он выходил ко мне в своей рабочей робе, благоухающий коровником, «чумазый», как раньше называли крестьян. В их хозяйстве было 10 коров, работать приходилось от зари до зари, часто без помощников, за коровником росла гора навоза, появлявшиеся работники выдерживали не долго… А они занимались своим хозяйством уже более десяти лет. Несмотря на нелегкий труд, Владимир и Ирина не унывали, не жаловались на трудности и каждая встреча с ними превращалась для меня в радостное событие: такой оптимизм они постоянно излучали.
Подробности их биографии и путь к земле очень интересны, но здесь их излагать не буду…  Лет пять ездил на их ферму, и постепенно у меня сложились с Владимиром довольно теплые отношения и каждая наша встреча сопровождалась более или менее продолжительной беседой. И со временем эти беседы стали для меня даже важнее самого молока. Чаще всего беседы вертелись около литературных тем, связанных с моими сегодняшними занятиями. Выяснилось, что Володя интересуется поэзией, а я пищу статьи о поэтическом творчестве и… пошло-поехало… Много читал Гоголя и ценит его поэтический язык.  Вскоре выяснилось - после нескольких лет знакомства, - что Владимир и сам пишет стихи. Сначала я не придал этому значения, но когда  его красавица жена сказала, что стихи «душевные», решил поинтересоваться. В один из вечеров по телефону он по моей просьбе   прочитал мне несколько своих стихотворений…
 
Я завибрировал и понял, что передо мной не только новоиспеченный крестьянин, но и талантливый народный поэт!.. Вот одно из стихотворений Владимира Козлова (я бы назвал его «Возвращение») с мистическими, но зримыми природными интонациями и образами. Это стихотворение о возвращении души человека в свой небесный дом. Спокойный, неторопливый, повествовательный стиль, в котором слышаться отзвуки гоголевского языка. И запорожской вольницы.  Стих достаточно длинный, но рука не поднимается что-то выбросить из этого описания нашего прощания с Землёй и возвращения в потусторонний мир. Он так красочен и достоверен (с точки зрения духовной науки), что складывается впечатление, что это не первое возвращение его души в Царство небесное:

 Над небом есть другое небо,
Не может никакая птица,
Из тех, что над землей летают,
Подняться в эту высоту,

Но я давно об этом знаю!
Наступит время, где бы не был,
Туда придется возвратиться
Мне по незримому мосту,

Оставлю все свои пожитки,
Неслышно выйду я из дома,
В дорогу тронусь утром рано
Что бы успеть до темноты

Без лошадей и без кибитки
Легко, крылато, невесомо,
Пройду босой я по туману
Не смяв ни траву ни цветы.

Пойду, как твердью облаками
Над строгой тишиной погостов,
Над звучным колокольным звоном
И над круженьем птичьих стай.

Взойду наверх нетрудно, просто
По голубым небесным склонам,
Держась прозрачными руками,
За синевы разлитой край.

И где-то там, над высью хмурой,
Остановлюсь и миг за мигом,
Припомню, как отдал без страха
За грош недельный каждый день.

Так запорожец-забулдыга,
Пропив цехины, крест, рубаху,
Брел виноватый и понурый,
К своим товарищам в курень.

А шаровары сплошь в заплатах,
Все разным шиты перешиты.
За чарку горькую сивухи
С себя и нечего продать.

Все раздуванено, пропито,
Ни перстня ни серьги на ухе.
Но помнит был богат когда-то
И где-то есть отец и мать...

За далью есть другие дали,
Не знаю что там делать буду.
Но повторяю отчего-то
Все чаще тихое – Прости.

Наверное уйду отсюда
Туда, спрошу себе работу.
Забуду все свои печали,
И стану стадо там пасти.

И там, на щедром изобильи
Простят, быть может и меня.
Вернут мне всех, кого любил я.
Подарят шапку и коня.

Этот стих один из тех, что мне озвучил сам автор. Можно сказать случайно выбранный. На сегодняшний день их уже довольно много, хватило бы на книгу.  Вывести их к читателю не так легко, потому что все они в рукописях, в школьных тетрадках не очень разборчивым почерком записаны. Этот стих Владимир по моей просьбе  сам его переписал и отдал для прочтения. Пришлось повозиться, чтобы его расшифровать и перенести в компьютер.

  Постоянно убеждаюсь, что поэзия действительно уникальный инструмент познания. И через неё может удивительным образом раскрываться душа человека. и её способности к постижению мира.  Это можно увидеть и в приведенном стихотворении. Огромный мир, духовный мир пытается заявить о себе через душу этого необычного крестьянина. Для меня, несмотря на грустные интонации и тему, оно звучит оптимистично… Оптимистично потому, что совсем рядом со мной в нескольких километрах от нашей деревни живут и трудятся такие люди.  Да, мы живём в этой цепи рождений, земного опыта, смертей и  круговорота таких радостных и трагичных событий. И оказывается современный человек, живущий своим трудом на нашей земле, это прекрасно понимает и более того может выразить свои чувства поэтическим языком.
Для меня это огромное открытие и огромная радость, потому что такое явление и есть выражение духовности нашего народа. Думается, что он не единственный, и для меня это залог светлого будущего России. Много людей, наших соотечественников потрудилось и пострадало  на этом пути, в том числе и герои этого эссе и среди них  Максим Горький.  Судить их не нам. Простите, если кому-то показалось, что в этой работе  я пытаюсь это делать.

Не могу здесь обойтись без пафоса, но возможно это говорит о том, что все страдания, перенесённые русским народом, и усилия как-то избавиться от тяжелого наследия  прошлого были не напрасны… Я в это верю!


Рецензии