Поножи часть защитного снаряжения у адыгов

Поножи – часть защитного снаряжения у адыгов в раннем средневековье…

Внимательный к неотъемлемым элементам, декоративным деталям и практичным атрибутам адыгской национальной одежды и военного снаряжения черкесов, художник-модельер Юрий Сташ дополняет всегда свои костюмы героев нартского эпоса и адыгских амазонок частями доспехов, история появления которых идет с античных времен. Создавая десятилетиями многоликий прикладной «атлас» из нитей и тканей, отражающий различные этапы эволюции адыгского костюма, будь то военного или светского предназначения, он точно подбирает все его части, соотнося с историческими эпохами, в период которых те был в обиходе. При этом весь комплект тех составных частей, в том числе защитных атрибутов, сделанных искусным мастером в едином стиле, наглядно передает особенности костюма в тот или иной период исторического развития адыгского народа.
Одним из таких защитных атрибутов, наряду со шлемом, щитом и наручами, являются поножи, элемент военного снаряжения или доспехов, защищающий именно переднюю часть голени от колена до щиколотки.  Наиболее распространенные в античные времена, они применялись для защиты большеберцовой кости от острых стрел, ударов копья или меча во время атаки. Неотъемлемая часть доспехов гоплитов, воинов Древней Греции, римских легионеров и гладиаторов, а также японских самураев, шинные поножи состояли обычно из металлических пластин, одной, двух или трех, и изнутри подбивались войлоком или иной плотной тканью. Наружная поверхность поножей могла оставаться совершенно гладкой или же быть украшенной рельефными рисунками, фамильными знаками, позолотой и бахромой.
Из истории защитных наголенников известно, что в античное время и раннее средневековье в целях практического использования поножи носились парами. Однако имеются различные свидетельства того, что воины могли носить поножи и только на одной ноге не ради защиты, а в качестве символа своего военного статуса. Во времена Древней Руси поножи являлись частью парадных доспех. И до сих пор они используются как часть военной экипировки и входят в комплект бронекостюмов.
Адыгские воины не стали исключением и, как предполагается, тоже применяли поножи вплоть до конца Средневековья. Однако вероятнее всего, эту защитную часть доспех носило более богатое сословие: князья и состоятельные воины. К тому же, как свидетельствуют исследования военного дела адыгов в средние века, в те времена пехота не имела защитной экипировки, сделанной из металла, будь то наручи или поножи. По всей вероятности, их могли носить, в основном, средневековые всадники или воины кавалерии.
Отдавая дань этой части защитного комплекта воина, Юрий Сташ украсил ею костюмы героев Нартского эпоса и амазонок, изготовив её, чаще всего, из того же материала. Выполняя на этот раз совершенно декоративное предназначение, шинные наголенники или поножи не всегда оказываются в центре внимания посетителей коллекции черкесского художника-модельера, выставленной в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе. Утеряв свою защитную функцию, они порой теряются на фоне великолепных, искусно изготовленных костюмов уникального Мастера декоративно-прикладного искусства. А между тем их наличие в комплекте передает многое, начиная от наглядное указания на историческую эпоху, к которой мог бы относиться подобный костюм, и заканчивая художественным умыслом его автора, наделившего его неотъемлемыми атрибутами защитного снаряжения средневекового всадника или всадницы, каковыми вполне могли быть в свое время адыгские амазонки.

Юбилею Юрия Сташа посвящается…


Рецензии