Павел Федотов. Завтрак аристократа
Зрители долго не могли понять, почему персонаж картины именуется аристократом, он ведь только хочет казаться таким. Подобный типаж во времена художника называли «царьком среднего света» и высмеивали во многих литературных и художественных произведениях. Красноречивым подтверждением тому служит фельетон Ивана Гончарова, в котором писатель с иронией отзывался о столичных франтах.
Не понаслышке зная жизнь этого сословия и искренне сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману щёголям, Гончаров насмехается над ними: «Чтобы надеть сегодня привезённые только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать».
Кроме того, автор предлагает приезжать к таким вот личностям внезапно и заставать их врасплох, чтобы увидеть, как они живут в реальности: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»
Завтрак аристократа
Картину «Завтрак аристократа» Павла Федотова можно смело назвать иллюстрацией к фельетону Гончарова. Первое, что бросается в глаза, — это одетый по последней моде герой, который прикрывает книжкой ломоть чёрного хлеба. Но разобраться, что происходит на самом деле достаточно сложно. По крайней мере нам, современным зрителям.
А вот те, кто видел полотно в XIX веке, сразу понимали, что комната обставлена дорогими предметами. На франте шёлковые красные штаны, турецкие туфли, восточная парчовая шапочка, его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Модным в то время было и курение папирос и в пепельнице на столе, конечно, лежит окурок. Даже мусорную корзину из простой соломы Федотов изображает в виде древнегреческой амфоры.
Молодой человек явно старается казаться частью высшего общества, живёт напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой… На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что всё это — фальшь.
Главный герой
Истинную приземлённость героя выдаёт его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, хлеб, который он прячет под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что с деньгами у него совсем туго. Для наглядности художник написал на столе открытый пустой красный кошелёк. Кусочек чёрного хлеба — вот, пожалуй, и весь его завтрак, и как знать, может быть заодно и обед с ужином.
А сам «аристократ» очень испуган неожиданным визитом, а вдруг гость расскажет о реальном состоянии дел или того хуже — а если это кредитор? К слову, самого посетителя художник рисовать не стал, видна только его рука… Зато можно определить в какое время суток происходило действо. На это указывает палевый цвет перчаток, который обычно одевали утром и днём, а вот вечером полагалось носить белые перчатки.
Естественно, возникает вопрос: а где деньги? Федотов даёт подсказку — на полу можно увидеть остатки игральных карт. Судя по всему, герой заядлый картёжник и и проиграл своё состояние.
Мастер бытовой живописи
В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Идеи для своих произведений художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. К примеру, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова.
Если же рассматривать «Завтрак аристократа» в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, то совершенно очевидно, что картина стала логическим продолжением его серии бытовой живописи, куда входят «Сватовство майора», «Свежий кавалер», и др. работы.
В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. В своё время основателю музея Павлу Третьякову удалось собрать некоторые редкие графические работы раннего периода творчества Федотова. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом обсуждения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Свидетельство о публикации №221082600713
Семен Сухолуцкий 23.04.2022 03:55 Заявить о нарушении