Слово о благодати в свете богословия Ефрема Сирина

Нам даруется благодать от Господа Бога, Спасителя! Но часто не совсем ясно: что же это - благодать!?
Само по себе слово "благодать" в славянских языках сродни слову "благодарение". То есть, когда мы благодарны - то это благо мы дарим, это исходит от нас. А благодать - то благо, которое мы получаем, естественно только от Бога. В современном греческом языке под благодарностью понимают харис, а под благодатью стоит скорее понимать то, что нам передано християнскими писателями-богословами под "евхаристия" (= ев - благо, харистия - дар, исходящий от Бога). Сегодня в Греции даже на улице среди молодёжи можно услышать слово "хайре", т.е. "здравствуй" в качестве приветствия, пожелания благ и радости.
В литературном первоисточнике христиан сказано о благодати: "Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божии дар" (Еф. 2, 8). И это всё! Это квинтэссенция слова о благодати от апостола Павла. Здесь апостол поясняет причину нашего спасения - спасения благодатию, принимаемую человеком только через веру. И далее поясняется "Сие не от нас - Божий дар!" Именно так и нужно понимать благодать.
Без веры принять благодать невозможно, так как и нам заповетано преподобным Ефремом Сириным: "Без благодати не вступай на путь добродетели, потомучто змий злоумышляет против тебя; с нею только приступай к попечению о душе, потомучто многие обольщают ум свой подобием добра." И далее его же слова: "Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: 'В последний же день великий праздника стояше Исус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет'" (Евангелие от Иоанна 7:37).
А в своём 2-ом послании Коринфянам 9, 8 Павел поснял: "Силен же Бог всяку благодать изюбиловати в вас, да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо".
Ведь благодать при святом крещении мы получили по вере. Так и с обилием благодати, которую Госпожь дарует нам при жизни, тоже по вере. И Его благодать дарит нам удостоверение в действенности спасения.
Значит теряя веру, теряем действие благодати, место для "змия" освобождаем. И змий зеленый также свои дары приносит, но отвыкнуть от них куда сложнее чем привыкнуть.
Хоть и нет у нас учения о видимой благодати, зато духовно нам дано куда больше, чем тем, кто прибегает к лжесвященству, выпрашивая благословение у них - благодати не имеющих.


Рецензии