Звезда

В середине месяца сентября в школе появилась новенькая.
Она приехала издалека, из союзной республики.
Мама развелась с отцом, забрала дочек с собой и переехала подальше от бывшего мужа с его родителями.

Устроилась на стройку, там быстро давали квартиры. Двух дочек оформила в среднюю массовую школу рядом с домом, а младшую перевела в местную школу-интернат для слабослышащих и глухих детей.

Новенькая должна была учиться в восьмом классе, но тут вышел конфуз.

Восьмого класса не было, были только седьмой и одиннадцатый классы. Седьмой, где учились слабослышащие. Одиннадцатый, где учились только глухие, мальчиков не было, всего пять девушек.

Учителя экстренно собрались. Совещание длилось долго, пока Кузьмич, учитель по физике не сказал всем присутствующим:
 - Послушайте, по возрасту эта девочка должна быть как раз в седьмом классе. Почему её так рано взяли, я не понимаю. В одиннадцатый я не советую - там все уже взрослые девушки, не правильно это будет. Эта девочка слышит и неплохо, а что она там будет делать с глухими девчатами? Жестов она не знает и хорошо. А значит, седьмой однозначно. Ничего страшного, повторит, вспомнит программу. Для её же пользы.

Директор школы Борис Фёдорович вышел к маме новенькой, сидевшей в коридоре, и спросил, как так получилось, что её дочка так рано попала в школу?

Мама Полина Аркадьевна ответила, что когда оформляли её Ульянку в школу, то там был только один первый класс для глухих детей. А для слабослышащих был только второй класс. И Надежда Ивановна, классная руководительница второго класса,  забрала Ульянку к себе в класс, занималась с ней персонально.

Борис Фёдорович улыбнулся и предложил Полине Аркадьевне два варианта.

Мама спросила у дочки - Уленька, в какой класс ты пойдёшь?

А Уля перед этим уже смотрела классы, к ней подошла Авдотья Авдеевна, воспитательница, и повела показывать школу и два класса, в одном из которых ей и предстояло учиться.

И Уля поэтому сразу ответила - Седьмой!

Вот так и вышло, что Ульяна Ладышева попала в седьмой класс Б.

Уля довольно быстро освоилась в школе и уже была везде записана - и вожатой в двух классах, и в кружках по рисованию и танцам, и в различных соревнованиях участвовала, и газету школьную с ребятами делала, и на совещаниях пионеров, а позднее на совещаниях комсомольцев, активное участие принимала.

Учителя её не сговариваясь прозвали «Метеор».
Младшие липли к ней.
Ровесники с интересом слушали Ульянкины истории.
Подружки были с разных классов.

На Новый год Ульянку поставили Снегурочкой.  На следующий год тоже оставили в Снегурочках.
И тут Ульянка изменилась.
Зазвездилась.

На уроках геометрии рисовала что-то своё, Мария Даниловна ей делала замечание, а Ульяна демонстративно хлопала крышкой парты и выходила из класса. В журнале красовалась  жирная двойка.

На уроках труда отказывалась садиться за швейную машинку и шить фартук.
Тамила Адамовна жаловалась Борису Фёдоровичу на несносную девочку.

Вожатой  Уля хотела оставаться по прежнему, но ходить в подшефные классы перестала. Классная руководительница пятого  класса А провела собрание и вожатым поставили другого мальчика.

Ульяна стала убегать куда-то с мальчишками гулять, по деревьям лазить, на озеро купаться.

Педагоги схватились за голову.

Завуч Клавдия Григорьевна и увещевала Улю, и стыдила, и ругала. Бесполезно.

Я Звезда! - высокомерный вид Ульяны краснорчеиво говорил об этом.- Я умнее всех тут!

Пока не вызвала к себе после уроков классный руководитель Лилия Владимировна.

Лилию Владимировну Уля любила, уроки по русскому языку и литературе всегда были такими интересными и неожиданными.
Лилия Владимировна часто своим ученикам рассказывала то, чего не было в учебниках.

И вот Ульянка стояла перед Лилией Владимировной, а Лилия Владимировна молча рассматривала девочку, и только лёгкая улыбка играла на её лице.

Лилия Владимировна тихим голосом разговаривала с Улей, о чём, Уля потом уже не смогла вспомнить.

Потому что Уля вышла из класса вся красная и пристыженная, она так хотела провалиться сквозь землю, а куда и как? Убежать тоже не получится - куда?

Но зато Ульянка стала прежней, как и раньше – доброй, милой и внимательной девочкой.

Пролетели годы, утекло много воды. Бывшие одноклассники решили организовать встречу в школе.

Вечер выдался душевный.
Были выступления, были слёзы, были номера художественной самодеятельности.

После праздничной официальной части все поехали в ресторан. Заранее заказали.

В ресторане опять выступали. И вот встала Ульяна.

- Дорогие наши учителя, воспитатели! Низкий вам всем поклон! Вы из нас всех сделали людьми! Лилия Владимировна! Дорогая моя учительница и самая любимая классная! Я никогда не забуду, КАК вы меня однажды спустили на землю!

Недоумённые взгляды, шёпоты за столом.

- Я сейчас всё объясню. Вы все помните, наверно, как я зазвездилась и стала неуправляемой?

- Ах это...- раздались смешки среди учителей. – С кем не бывает…

- Да, да! - улыбалась Ульяна. - А Лилия Владимировна меня остановила.

- А я не помню.. - растерялась Лилия Владимировна.

- Не важно! Действительно не важно! - проговорила Уля. - Важно было то, что вы нашли какие-то очень простые слова для меня. Про гордыню. Про заносчивость. Про одиночество. Про заслуженные ответные реакции и  про репутацию. Я как-то разом поняла вас. И всё. И это мне до сих пор служит якорем. Ведь у меня опять повторилась ситуация на одной работе. Опять зазвездилась, но вспомнила вас и сказала - Стоп. А то Лилия Владимировна тебя не поймёт.  Вот за это вам, Лилия Владимировна, моё вам всё...

За столом рассмеялись, а Ульяна так и сидела потом обнявшись со своей классной. Они долго о чём-то шептались. Праздник продолжался.

Примечание.
Здание  школы  – интерната для слабослышащих и глухих детей разделено на две части.  Если смотреть на главный вход, то левая сторона здания  - это учебная часть, а правая – спальная. На третьем этаже спортзал, кинозал и концертный зал, в котором проходят все торжественные и праздничные мероприятия. На первом этаже расположены столовая, библиотека  и медпункт.
В школе учатся дети с нарушениями слуха в основном иногородние, малая часть детей – местные. Такие школы как правило одна-две на всю область.
В Москве и Санкт- Петербурге побольше таких учреждений.
Учебная программа для таких деток до сих пор вызывает споры, она разделена на две подгруппы – одна для слабослышащих и включает в себя десятилетнюю учёбу, другая для глухих и рассчитана на двенадцать лет. И та, и другая программы построены на базе восьмилетнего образования в обычной средней массовой школе.
Сейчас соответственно дети учатся по программе девятилетнего образования обычной школы.
Классы и тогда, и сейчас малочисленные. Если набора нет, то и класса, соответственно, нет.


Рецензии