Маркетинг или искусство?

"В чём сила, брат?"

Мне тут написали крайне интересный комментарий: упрекнули в излишнем идеализме и указали на то, что авторы платформ самиздата, в подавляющем большинстве, "майнят буквы", а не литературой занимаются.  Интересная точка зрения. Сразу вспоминается Америка 30-ых и прайс в цент за слово.

Системного анализа размещаемого на платформе творчества мне пока изучать не доводилось, так что предамся любимой форме досуга: голословным предположениям.

Шутка.

Небольшое рассуждение.

Искусство не существует без потребителя. Самая прекрасная "Джоконда" в пыльном углу в чулане - не более, чем стенд для паутины.
И это подводит к расширению традиционных эстетических категорий.
Небольшой экскурс для понимания. По мере ослабления нормативной регуляции сфер человеческой жизни на смену обычаю и etc приходит "мода", как идеологическая система, определяющая ценности и ориентиры. В том числе, в области эстетики, этики и аксиологии. И если изначально понятия прекрасного и безобразного,  возвышенного и низменного не регулировались спросом и популярностью, скорее наоборот, искусство было элитарным, а рассуждения и суждения о нём - уделом условных небожителей, современный человек живёт в принципиально иной культурной парадигме.

Самое забавное, качество продукта (произведения) оценивает, по-прежнему, не акцептор. И даже не специалисты, вроде пресловутых критиков.
Маркетолог решает, что увидит и сможет оценить потребитель в бесконечном потоке информации. А для маркетолога важны спрос и популярность, причём популярность наиболее прибыльная - массовая. И в ход идут не эстетические категории, а рекламная технология, гиммик, система привлечения внимания.
Опять-таки, в общем потоке информации сила аффекта притупляется, потому эмоции, эстетические переживания быстротечнее, поверхностнее, что компенсируется интенсивностью, контрастом. Отсюда вычурность, провокационность и etc.

Какой вывод напрашивается?

Нет, не "капитализм - зло" и "Баумгартен, мы всё прое... кхм". 

Творец, желающий донести великую истину/историю/точку зрения до потребителя, вынужден хорошо понимать эти процессы и учиться пользоваться ими. Оттачивать писательское ремесло, навыки, изучать эти новые категории (в общем смысле, "изучать рынок и ЦА"). Так сказать, расширять инструментарий. Или уповать на собственную гениальность и счастливый случай, что, в целом, тоже вариант. Пусть для меня искусство ради искусства - зверь причудливый. Если ты не хочешь быть услышанным, зачем говорить?

И маленькое имхо: даже те, кто "майнят буквы" - занимаются литературой. Современной литературой, в контексте которой и предстоит трудиться мнящим себя истинными литераторами.


Рецензии