Поход

Пробежав примерно с километр, Аня увидела вдалеке Костика. Кажется, он что-то хотел ей сказать, но Аня решила не останавливаться. Утренняя пробежка – это святое. А если у кого-то что-то случилось, то на это у них есть дежурный. Сегодня это Юля.



Примерно через час, приняв душ и переодевшись, Аня пришла в столовую. Там уже был Сева – он готовил завтрак. Это не было его прямой обязанностью, но ему нравилось готовить.

– Салют, кашевар! – улыбнулась Аня.

– Привет, капитан! – махнул рукой Сева.

Потом вместе («Как бы случайно вместе», – усмехнулась про себя Аня) в столовую вошли Лёша и Юльчик. Все четверо уселись за стол – завтрак как раз был уже готов.

И тут пришел Костя. Вид у него был какой-то потерянный.

– Ребята, – сказал он, глядя на всех по очереди, но главным образом на Аню, – ребята, я всё понимаю, вы крутые походники и всё такое. Но я же просил не убегать вперед без меня. Если я для вас такая уж обуза – ну сказали бы честно с самого начала, я бы не путался у вас под ногами.

Аня в задумчивости потерла лоб.

– Костик, ты давай-ка садись за стол. Поедим все вместе, подкрепим слабые силы. А потом ты нам расскажешь, что у тебя произошло. Я, честно говоря, пока что ничего не поняла.

Костик, однако, продолжал стоять. Аня удивленно посмотрела на него, потом проследила за направлением его взгляда. Вокруг стола стояло лишь четыре стула – и все они были заняты.

Юля всё поняла.

– Прости, Костик, я не знаю, почему так получилось. Сейчас я принесу – тут у нас в подсобке должны быть запасные стулья.

Через полминуты она вернулась со стулом и поставила его с торца, так что место Костика оказалось словно бы во главе стола.

– Спасибо, Юльчик, – сказала Аня. – Давайте поедим, а потом поговорим.

– Я могу одновременно! – возразил Сева.

– Да, у тебя до поры до времени неплохо получалось, – согласилась Аня. – Правда, потом Лёше пришлось тебя спасать, когда ты поперхнулся крошкой.

– Ну, всяко бывает, –отозвался Сева. – И потом: Лёше же нужна практика. Иначе какой он медик? Только теоретик? А так я ему практику обеспечил.

Лёша улыбнулся:

– Да я и не против. И я рад, что у тебя тоже есть возможность практиковаться в своей области.

Пять минут было тихо – все отдавали должное Севиной стряпне. Завтрак был очень простой, но вкусный. Его основой была пшенная каша – а дальше каждый добавлял по вкусу, что хотел. Лёша, руководствуясь старинной поговоркой, основательно сдобрил кашу сливочным маслом, сверху выдавил порцию взбитых сливок и принялся запивать всё это молоком. («Молочная душа», – подумала Аня словами своей бабушки.) Юля добавила совсем немного масла, но зато щедрой рукой насыпала себе голубики из стоявшей на столе вазочки. В свою любимую чашку с кенгуру она налила зеленого чаю. Аня покрошила в кашу яблоко и, немного подумав, добавила еще и клубники. Из ее капитанской кружки-термоса поднимался дымок с ароматом черного кофе. Костик, почесав в затылке, посыпал кашу сахаром и сделал себе черный чай. Что же касается самого повара, то он украсил пшенку толстым слоем белого йогурта и посыпал всё это семенами чиа. На столе рядом с его тарелкой стоял стакан с самой обычной водой.

– Ну что же, – сказала Аня, вытерев рот салфеткой и слегка отодвинув свой стул от стола, – рассказывай, Костик. Куда мы всё время бежим и почему ты не можешь нас догнать?

Сытый Костик был чуть более уверенным в себе.

– Ладно, давай я всё расскажу с начала, хотя я не понимаю, какой в этом смысл. Итак: вы позвали меня пожить на даче.

– Кто эти мы? – тут же спросила Аня.

– Вы – это прежде всего ты. Дача-то твоя. И кроме того, это все остальные, – он обвел рукой Юлю, Лёшу и Севу. – Но они у тебя и так всё время тусуются, а меня вы позвали впервые.

– Хорошо, продолжай. – Аня неспеша прихлебывала кофе. Сева, подойдя к кухонному столу и задумчиво поглядев в кастрюлю, выложил себе в тарелку остатки каши. Юля и Лёша сидели за столом рядом и смотрели на Костика, время от времени переглядываясь друг с другом.

– Вы позвали меня на дачу. И в целом всё было хорошо. Хотя, конечно, у тебя очень необычная дача: ни электричества, ни водопровода – ничего.

– Знаешь, я бы могла и обидеться за свою дачу, если бы… Ладно, пока что просто рассказывай.

– Ну так вот. Мы тут прожили пару дней. А потом тебе пришла в голову идея организовать поход. И вот как раз сегодня рано утром мы и отправились в этот поход. Но вам-то тут всё знакомо давно – все дороги в поле, все тропинки в лесу. Каждое дерево, небось, по имени знаете. Ну и физическая форма у вас получше моей, прямо скажем.

Аня кивнула – но не слишком энергично, чтобы не обидеть Костика.

– И в какой-то момент я от вас отстал. Потом вдруг издалека увидел тебя – но ты пробежала мимо. Куда это ты бежала-то так, кстати? А потом случайно набрел на эту поляну – а вы тут все уже сидите. Но это была чистая случайность. Я мог пойти вообще в любом направлении. Нет, понятно, речь не идет о том, что я, словно совсем маленький мальчик, потеряюсь и меня съедят волки. Но если уж мы вместе, давайте держаться вместе. А то, выходит, вы сами по себе, а я сам по себе.

Костик закончил свой спич. Все сидели словно в каком-то оцепенении. Первой пришла в себя Юля:

– Прости, Костик, как ты это назвал? – она показала руками вокруг себя. – Поляна? Ты назвал это поляной?

– Да. А как это правильно назвать? Вокруг деревья, кусты, а тут – просто трава. Это же поляна?

Сева обвел взглядом всю столовую, как будто увидел ее впервые. Лёша смотрел то на Костика, то на Юлю и, похоже, от души веселился.

– Ребята, – сказала Аня, – предлагаю провести небольшой эксперимент. Точнее, что-то вроде дополнительного теста.

Она поднялась и поманила Костика за собой. Юля и мальчишки тоже встали из-за стола.

– Что ты видишь вокруг себя? – спросила Аня Костика, когда все вышли из столовой в коридор, по которому она наматывала круги чуть больше часа тому назад.

– Как что? Лес. Что я могу еще видеть? Мы идем по тропинке – довольно гладкой и прямой, надо сказать. Слева и справа – в основном ёлки, иногда попадаются сосны и березы. А почему ты задаешь все эти вопросы? Разве ты видишь что-то другое? Мы, конечно, в лесу, но сейчас ведь день, всё видно довольно хорошо.

Аня в ответ только молча кивнула. Но они уже пришли туда, куда она хотела всех привести.

– Костик, – сказала она, остановившись, – пожалуйста, не удивляйся и не обижайся. Но я очень прошу тебя рассказать нам всем, что ты видишь вот здесь. – И она показала на огромное окно прямо перед собой.

Костик вздохнул.

– Мы вышли из леса, стоим на высоком обрыве. Метров пятнадцать-двадцать, я думаю. Вокруг нас – на кромке обрыва и ниже – местами видны деревья: дубы, липы, а вон там, – он махнул рукой влево, – двойная береза. Под обрывом – луг. Точнее, непосредственно под обрывом идет проселочная дорога, а дальше уже – луг. Его огибает река. Это Искона, приток Москва-реки. Господи, Аня, – воскликнул он, – что за ерунда! Это же твоя дача! Ты же всё тут знаешь в сто раз лучше меня. Смотри: вот Искона впадает в Москва-реку, Москва сразу становится полноводнее. На той стороне – церковь, вокруг нее – село. Между двумя реками – тоже деревня и дачные участки. Правее, примерно в километре, – шоссе. Ты же мне сама всё это показывала и рассказывала!

Сева, Лёша и Юля стояли рядом в растерянности. Аня положила Костику руку на плечо.

– Знаешь, я тебе даже немного завидую. Да и себе самой в некотором смысле тоже завидую. Должно быть, это хорошее, красивое место. Было бы здорово, если б у меня в самом деле была такая дача. – Она немного помолчала. – Ты говорил о Москве-реке. Москва – это же на Земле, да? Ладно, ладно, я понимаю – всё это звучит очень странно. Но теперь моя очередь. Давай я расскажу тебе, что вижу я. Ну и вообще всю историю.

– Капитан, – вдруг вскинула руку Юля, – а можно я? Можно я Костику всё расскажу?

– Давай, Юльчик, – согласилась Аня. – А то я как-то уже не в своей тарелке от этого всего.

– Да я вот и вижу. Хорошо, тогда приступим.

Аня села пол, прислонившись спиной к стеклу. Сева и Лёша остались стоять рядом с Юлей и Костиком.

– Итак, – сказала Юля, – что видим здесь мы. Если честно, мы сейчас не видим здесь ничего. Передо мной, – она показала рукой на стекло, – панорамное окно. Обычно здесь открываются прекрасные виды. Но сейчас здесь чернота и пустота.

– Может быть, – вклинился Сева, – лучше начать с начала? Рассказать, где мы вообще находимся?

– И когда, – добавил Лёша. – Что-то мне подсказывает, что здесь случилась какая-то ерунда и со временем тоже.

– Хорошо, давайте так, – не стала спорить Юля. – В общем, Костик, мы находимся на космическом корабле. Мы – это Аня, Сева, Лёша, я и ты! Ты тоже находишься на космическом корабле вместе с нами. Мы уже два месяца в пути. Мы отчалили от станции Кирилл-и-Мефодий 31 июля 3162 года.

– Три тысячи сто шестьдесят второго года… – повторил Костик. – Ага. Как скажете. А у меня тут пока что две тысячи двадцать второй.

– Получается, тысяча сто сорок лет куда-то испарились, – сказал Сева. – Ну или откуда-то взялись – с твоей точки зрения.

– Я продолжу. – Юля повернулась к окну. – Как я сказала, мы уже два месяца в пути. Но мы сейчас движемся в гиперпространстве, поэтому никаких звезд мы, к сожалению, не видим. А вот когда выйдем в обычное пространство – ты ахнешь. Мы ведь летим не куда-нибудь, а к Андромеде. Триллион звёзд – представляешь себе?

– Юль, я про Андромеду слышал, и картинки тоже видел. Это и правда очень красивая галактика. Но я же говорю вам: я сейчас в лесу. Точнее, вышел из леса и стою на обрыве. И вы все вместе стоите рядом со мной. Точнее, вы трое стоите, а Аня сидит на земле, привалившись к липе, спиной к реке, лицом к лесу. И у меня тут всего лишь самое начало третьего тысячелетия. Третьего, а не четвертого.
Юля всплеснула руками.

– Костик! – Она покрутила головой, не зная, что сказать. – Давай… давай, я просто буду рассказывать дальше. А потом мы все вместе – ребята, ты и я – попытаемся понять, у кого из нас случился глюк.

Костик вздохнул.

– Хорошо. Начинаем еще раз сначала. Мы находимся на космическом корабле «Тихая Гавань»…

– Но ведь, – перебил Костик Юлю, – именно так называется твоя дача, Аня! Тихая Гавань!

Аня подняла голову.

– Для дачи у реки неплохое название. Но вот почему наш корабль назвали гаванью – этого я, честно говоря, до сих пор не понимаю. Ну да ладно. Юльчик, продолжай, пожалуйста.

– «Тихая Гавань», – повторила Юля. – Аня – наш капитан и один из лучших специалистов по контактам. Я – старший помощник, а как ученый я занимаюсь квантовой теорией множественной гравитации. Ну и по совместительству я еще историк искусства.

– И математик, – добавил Лёша.

– Хорошо-хорошо, – сказала Юля, чуть покраснев. – И математик.

– Ну а я, – сказал Лёша, – тутошний врач.

– А также… – сказала Юля.

– Да-да, а также биолог и немножко химик. И гитарист.

– А я – повар, – нарочито серьёзным голосом произнес Сева.

– Ой, Севик, скромный ты парень, – отозвалась Аня со смехом.

– Прости, Костик, – сказала Юля, – это у Севы шутки такие. Он, конечно, отлично готовит. Но это его хобби. А на этом корабле Сева потому, что он, вообще-то, астрофизик, планетолог, а заодно и инженер-биофотоник.

– Ну и наконец ты, Костик. – Аня поднялась с пола и снова встала у окна. – Ты – тоже член нашего экипажа. Ты кибернетик и историк. Но это не главное. Главное – это то, что именно ты был инициатором нашей экспедиции. Это ты убедил Совет разрешить лететь нам одним, хотя нам тут всем по двенадцать лет. И это по твоему плану был модернизирован наш корабль. Ты считал, что это крайне важно – исследовать нашу галактику-соседку. И что принципиально необходимо, чтобы такая возможность была предоставлена нам – людям, не достигшим совершеннолетия, но прошедшим всю необходимую научную, психологическую и физическую подготовку.

– Вообще-то, мы многократно превысили все те требования, которые к нам предъявлял Совет, – уточнила Юля.

– Согласна, – сказала Аня. – Костик, – продолжила она, – мы все – все пятеро, я имею в виду! – летим к Андромеде, чтобы исследовать хотя бы небольшой участок этой галактики. Там кое-где есть признаки цивилизаций. А если даже разумной жизни там и нет, то наверняка мы во многих местах найдем растения, животных, может быть, какие-то другие формы жизни, аналога которым нет в нашем Млечном Пути. Да хотя бы и бактерии – это тоже было бы очень интересно.

Костик мог только развести руками. Он по-прежнему ничего не понимал.

– Но мне, по правде сказать, неясно, как ты мог всё это забыть, – нахмурившись, проговорил Лёша. – Да и не просто забыть. Ты ведь сейчас в лесу, на Земле, в двадцать первом веке…

Все замолчали. И в самом деле – что тут можно было еще добавить?

– Ребята, – сказала наконец Аня. – Вот что я предлагаю. Костя, если ты не возражаешь, я бы попросила Лёшу тебя осмотреть. Я понимаю, что ситуация симметричная – ты точно так же можешь считать нас выжившими из ума. Но для всеобщего спокойствия давай начнем хоть с чего-нибудь. Лёша тебя осмотрит, снимет разные показания, ты отдохнешь – и мы все отдохнем. А потом встретимся за обедом и всё обсудим на свежую голову. Идет?



Через пару часов Аня столкнулась с Лёшей в коридоре.

– Как там наш пациент?

– Пациент? Ты о ком? А, я понял… Да вроде всё в порядке у него, без отклонений.

– А где он сейчас?

– Наверное, у себя.

– Ну ладно, поговорим с ним попозже – за обедом, как и собирались.

Аня пошла дальше, а Лёша остался стоять посреди коридора, как будто силясь что-то вспомнить.



– Народ, сегодня у нас грибной суп-пюре. Надеюсь, никто не возражает?

Как можно было возражать? Даже те, кто не очень любил грибы, были без ума от всего того, что готовил Сева.

Аня сидела на своем обычном месте, напротив нее – как обычно, рядом – сидели Юля и Лёша. Сева всем разлил суп и уселся возле Ани.

– Слушайте, а где… Вот ведь, имя выскочило! – Лёша пару секунд сидел неподвижно. – Ребят, ну как такое может быть? Я ведь не старый еще. Не могу вспомнить имя, хоть ты тресни.

– Лёшик, ты о ком хоть приблизительно? – повернулась к нему Юля.

– Ну как же! Парень этот – утром он такой странный был. Что-то про лес рассказывал, про реку…

– Ребят, вы о чем вообще? – удивился Сева. – Нас тут четверо – забыли? Вы лучше суп ешьте. А то остынет – невкусно будет.

Все послушно взялись за ложки.

– Нет, но ведь в самом деле был за завтраком какой-то разговор, – медленно произнесла Аня. – Что-то не то с пространством и со временем…

– Может, просто приснилось? – предположил Сева. – У меня так бывает. Приснится – а ты и забудешь совсем. А потом, иногда уже к вечеру, вдруг что-то увидишь или услышишь, по ассоциации вспомнишь свой сон – но не сразу можешь отделить его от реальности, какую-то долю секунды всё принимаешь за чистую монету.

– Даже не знаю, Сев, – ответила Аня. – Наверное, ты прав.

– Слушайте, ребята, – сменила тему Юля. – Можете считать меня восторженной дурочкой, но я так счастлива, что мы отправились в эту экспедицию. Вот просто каждый день этому радуюсь! Ань, это так здорово, что ты убедила Совет отпустить нас!

– Не буду спорить, – улыбнулась капитанша. – А Сева разработал план модернизации нашего корабля. Неплохо же получилось?

– Очень даже неплохо! – хором сказали Юля и Лёша.

– А я еще и супы варить умею! – добавил Сева торжественным тоном.

Закончив с обедом, ребята один за другим стали выходить из столовой. Последней уходила Аня. На пороге она обернулась и заметила пятый стул, стоявший у торца обеденного стола. «Зачем это здесь? Можно подумать, у нас были гости».
 
Усмехнувшись абсурдности этой мысли, она взяла стул и отнесла его в подсобку.



Костик стоял у кромки обрыва. Он вынул из кармана телефон и рассеянно уставился на экран. Затем он снова положил телефон в карман. Пройдя немного влево, он нашел тропинку, которая вела вниз, к реке. Три минуты спустя он уже шел по проселочной дороге в сторону шоссе, где надеялся поймать попутку или, если повезет, сесть на автобус. Гугл-карты показывали, что Костик находился сейчас в семи километрах от Можайска – это если по прямой. По шоссе, наверное, выйдет длиннее, но ненамного. Так что через полчаса-час он доберется до местной железнодорожной станции, еще пара часов – и он будет на Белорусском вокзале.

Но вот как он оказался здесь, под Можайском, на берегу Москва-реки, – этого Костик, как ни напрягал память, вспомнить так и не смог.


2, 26-27 августа 2021, Банска Быстрица (Словакия)


Рецензии