Любин двор
«Не стоит село без праведника»
(русская пословица)
****
«Бен Джексон из города Гайра не смог прилететь к своей тёте в Брисбен и быть с ней в последние минуты жизни из-за ограничений, связанных с Covid-19. Женщина два года болела раком, но не смогла выздороветь. Тогда Джексон решил записать в её честь видео, на котором овцы выстроятся в форму сердца». Об этом сообщает The Guardian.
Я не фермер. У меня нет овец. Я не могу выстроить из них сердце. И я решила просто написать. О своей тете.
Ее звали Любовь Викторовна. Он была на 20 лет старше моей мамы. Последняя появилась на свет в 1950… А тетя, значит, примерно в 1930. А умерла в 2011. Десять лет назад…
Когда я вспоминаю ее, меня сразу же окутывает невероятное тепло и слезы текут…
Родилась она в деревне Шестаково Каменецкого района Брестской области. В семье Муриных, кроме Любы, было еще три дочери, две старше, а одна (как я уже писала) младше. Внезапно появилась на свет моя мама, когда ее три старшие сестры были уже невестами, а одна – Мария – была уже и замужем… Жили, судя по всему, очень бедно. Еще мама моя помнит, что в хате был земляной пол. Бани не было. Мылись в корыте. По очереди. Самым вожделенным лакомством был спрятанный в каморе сахар, который мама моя на правах младшей периодически воровала. Старшие себе такого не позволяли. Люба вспоминала, что отца в деревне уважали, и это уважение распространялось и на всех викторовых дочек. Старшая Мария вышла замуж за демобилизованного военного, служившего во флоте, родившегося на Украине и непонятно какими судьбами занесенного в богом забытое белорусского село. Построила свой дом. Вырастили троих сыновей. Вторая – Нина - была самозабвенно влюблена в Алешу, парня из соседней деревни, который, кажется, был даже младше ее на пару лет, зато на пять голов почти выше. Вышла за него замуж, уехала с Алешей в деревеньку неподалеку, там они построили дом и вырастили троих детей. Жили в любви до старости. Когда Алеши не стало, Нина повредилась умом. Ее забрал к себе сын, и она доживала свои годы, страдая от одного из самых страшных человеческих недугов. Третья – Люба. В отличие от первых двух – ее я помню очень хорошо, ибо часто к ней ездила в гости. Поскольку бабушка моя, Марфа Климентьевна, умерла, когда мне было всего 6 лет, то на Любу я переложила свои внучатые чувства.
Судьба Любы сложилась непросто. Она рассказывала мне о ней откровенно и со свойственным ей спокойствием. Была она в юности влюблена в парня из своей же деревни. Завали юношу Арсений. Однако в отличие от нее, Арсик был единственным сыном у родителей. И когда парня забрали в армию, родители пришли к Любе в дом, поклонились и стали ее просить не выходить замуж за их сына, ибо он у них один, они хотят, чтобы он выучился, стал образованным и уважаемым человеком. Деньги они скопили. А если он на ней женится по возвращении, то какое уж тогда образование, семья, детишки пойдут…. Люба комментировала это так: «послушала я их, посмотрела на малую, что по лавкам скачет (это моя мама) и решила выйти замуж за Ивана», который к ней как раз в ту пору сватался. Был Иван родом из деревни Дмитровичи, также единственный сын у матери, но немного старше Любы…. И так без любви вышла она за Ивана. Переехала в дом свекрови, в котором и прожила до самой смерти, в который и я к ней в гости ездила, крайний дом в деревне, из двора которого вид на Беловежскую пущу. Родилось у Любы двое сыновей. И когда стала она матерью или еще раньше, не помню, но говорила она мне, что вышла без любви, а любовь пришла к ней. Муж ее берег и заботился, а свекровь по ночам к малышам со всех ног бежала и ее отправляла поспать…
Потом свекровь умерла от старости. Не намного ее пережил и Иван. Умер молодым от сердечного приступа. Однако это не все горести… Самое страшное, как у Некрасова, впереди. Утонул на озере ее четырнадцатилетний сын Витенька… После этой утраты Любу увезли в Брест, где какое-то время лечили ее в психоневрологической больнице, кололи какие-то сильные успокоительные. Всю свою любовь вложила она в единственного сына Николая. Николай закончил школу, поступил в Брест в институт, закончил его, женился, у него родилась дочь. Как две капли воды похожая на Любу. Во внучке она души не чаяла… В 33 года у Николая обнаружили злокачественную опухоль. Вылечить не смогли. Люба потеряла второго сына… С тех пор жила она, по моим воспоминаниям, только внучкою. Любила ее всей душой. Хозяйство у Любы было богатое, вовсе не бабье. И корова, и свиньи, и гуси, и куры, огород, конечно, и еще Люба была самым известным во всей беловежской округе пасечником. Помню стопки журналов «Пчеловод» у нее на веранде, аккуратные ульи и постоянный запах меда всех сортов….
Такой я ее и помню красивой, никогда не унывающей, спокойной, готовой все отдать гостю, и меда, и масла, и сыра, и молока, и яиц, и грибков, и ягод….А по воскресным дням Люба была регентом церковного хора. В Дмитровичах храм Преображения Господня, каждую службу наряжалась она во все лучшее и неизменно отправлялась под купол на клирос, где пела свою осанну, всю жизнь не прекращавшуюся, несмотря на тяготы и беды…
Такой я ее помню… умерла она внезапно, никого не обременяя. К боли, как я понимаю теперь, она давно притерпелась, но однажды стало совсем невмоготу, тогда вызвал кто-то из клиросных к ней скорую и забрали ее в больницу в ближайший городок, там она и умерла ночью… Диагноз – рак.
Похоронили ее немногие близки и певчие, которые все и организовали, на сельском кладбище недалеко от того самого храма, радом с мужем, свекровью и младшим ее сыном…
Когда я вспоминаю Любу, вспоминаю роскошные ее цветы, которые так буйно росли в ее доме, что по полкомнаты занимали; ее котов, о которых папа мой однажды справедливо сказал, что не у каждого хозяина поросята такие, как у Любы, коты; помню запах яблок в ее дворе; бесконечный горизонт пущи, ее исполненные любви и заботы глаза, так похожие на глаза мой мамы…
Пускай этот незамысловатый рассказ станет моим сердцем, выстроенным не из овец, а всего лишь из слов…
И напоследок… Лет за пять до смерти случилась с Любой такая история. Раздался внезапный телефонный звонок и какая-то женщина сообщила, что звонит она из города Белая церковь по просьбе своего пожилого отца. Отец недавно потерял жену… И попросил свою дочь разыскать Любу Мурину, в которую был он в юности влюблен. Она и разыскала… Через некоторое время дочь привезла Арсения к Любе. Они увиделись и проговорили весь день. Вечером гости уехали. Это не сюжет Маркеса. Это жизнь.
Свидетельство о публикации №221082701092