Магнат
Чтоб гуляя выпил, цепь влача в острог.
Может, так и было, может так и есть,
Но не нож вонзила в грудь врага безвесть…
Знают то конь быстрый и его ездок.
Берег серебристый, как и сам царь-бог.
Гоголевской Сечи, знай и ты дурак,
Что есть в ранах плечи, что есть бог-казак…
Нет, я не склоняю бога там и тут.
Но лишь восхваляю жизнь войны да труд.
Вран-магнат тьмыокой саблей бьёт в глаза.
Девы светло-кроткой, рая губ слеза…
Ластит груди вязко, чтоб любить круша.
Но вдруг пуля-сказка занеслась дыша…
В темя его брызгой. То стрелял казак
За обиду близкой, и не просто так...
Русь в её любови, Русь её красы.
Рек пролью я крови, чан врага слезы.
Чтоб боялся мира славного славян.
Нет здесь тьмы факира, и жидов пал клан…
Ходь ко мне на саблю, как и на копьё.
Всяко пса ославлю, взвесив на дубьё…
Нет земли, где б ни был, где бы ни возлёг,
Чтоб за Русь не выпил, не пролив свет-строк…
Анализ стихотворения «Магнат» (Николай Рукмитд;Дмитрук)
Общая характеристика
Стихотворение выдержано в эпико;романтическом ключе с ярко выраженной патриотической и воинственной интонацией. Оно сочетает:
фольклорные и исторические аллюзии (казачество, «Гоголевская Сечь»);
гиперболизированную образность;
риторическую патетику;
контрастные эмоциональные полюса (любовь/насилие, красота/кровь).
Основные темы и мотивы
Тема пути и присутствия
«Нет земли, где б ни был, где бы ни возлёг» — мотив вездесущности героя, его неукротимости и связи с родной землёй. Повтор в начале и конце усиливает эффект клятвы.
Воинская доблесть и честь
«жизнь войны да труд» — возвышение боевого бытия как смысла;
«Ходь ко мне на саблю, как и на копьё» — вызов противнику, демонстрация бесстрашия;
«Всяко пса ославлю, взвесив на дубьё» — риторическое обещание возмездия.
Образ Руси
«Русь в её любови, Русь её красы» — идеализированный портрет родины;
«Чтоб боялся мира славного славян» — мотив устрашения врагов и гордости за народ.
Противопоставление «своих» и «чужих»
«Нет здесь тьмы факира, и жидов пал клан…» — резко выраженная оппозиция, придающая тексту полемический накал;
«За обиду близкой» — личная мотивация боя, соединяющая частное и общее.
Любовь и насилие
«Девы светло;кроткой, рая губ слеза…» — образ нежной женственности;
«Ластит груди вязко, чтоб любить круша» — контрастное соединение ласки и разрушения;
«пуля;сказка занеслась дыша…» — метафоризация смерти как внезапного, почти сказочного события.
Художественные особенности
Лексика и стилистика
Архаизмы и историзмы («острог», «ездок», «дубьё») создают эпический колорит.
Смешение книжной и просторечной речи («дурак», «мразь») придаёт тексту энергичность и народность.
Неологизмы и необычные сочетания («Вран;магнат», «свет;строк») усиливают экспрессию.
Образная система
Зооморфные метафоры («пёс» как враг);
Олицетворение смерти («пуля;сказка»);
Символика оружия (сабля, копьё, пуля) как инструмента судьбы.
Звукопись и ритм
Аллитерации на «р», «с», «к» создают жёсткий, ударный фон:
«Рек пролью я крови, чан врага слезы».
Повторы и параллелизмы («Нет земли, где б ни был…») задают ритуальный, заклинательный тон.
Композиция
Кольцевая структура (повтор первой строфы в финале) подчёркивает неизменность клятвы.
Резкие переходы от лирики к батальным сценам создают драматическое напряжение.
Интерпретация
Стихотворение можно прочесть как:
Героическую оду — воспевание воина, готового сражаться за Русь;
Мифопоэтический нарратив — образ магната как полулегендарного героя, соединяющего черты казака, богатыря и поэта;
Полемический манифест — утверждение идентичности через противопоставление «своих» и «чужих».
Итог
«Магнат» — это текстуальная битва, где слова становятся оружием, а ритм — шагом войска. Его сила — в эмоциональной перенасыщенности, смелом смешении стилей и безоговорочной верности идее: за Русь — до конца.
Свидетельство о публикации №221082701237