День знаний. Вспоминая Учителя

Скоро 1 сентября.
Зазвенят школьные звонки, побегут стайками ученики в школу. И только две категории из них будут идти спокойно и степенно: будущие выпускники, гордо подняв голову и мечтательно бросая взгляд в будущее, и, сдерживаемые в своей неугомонности твердой родительской рукой, новеньким ранцем за спиной и букетом, предназначенным учителю, первоклашки.
Вот и я, несмотря на свой почтенный возраст, провожавшая когда-то давно в первый класс  детей, а потом и внучек, вспомнила, как познакомилась, будучи еще 6-летней крохой, со школой и своей первой учительницей, Илюхиной Анастасией Александровной. Это было в далёком 1965 году. Мы с мамой пошли записываться в первый класс. В одинаковых нарядных ситцевых платьицах, сшитых мамой. Мне тогда еще не исполнилось 7 лет, и принять меня в школу не должны были.  Но как же, мои подруги идут в первый класс, а я нет? Обидно.
Мы пошли в школу, сразу к директору, Михаилу Филипповичу, учителю математики. Мама объяснила, что в свои неполных 7 лет я умею читать, считать и писать, и очень хочу учиться. Сначала на листочке в косую линеечку мне предложили написать, как меня зовут. Тщательно вытерев кончик перышка о край чернильницы, я старательно вывела фамилию, имя и даже отчество. Несколько устных задачек по математике показались мне легкими. А после директор школы дал мне в руки свежий, пахнущий типографской краской, номер местной газеты, чтобы я прочитала ее название. Справившись с заданием, я без запинки начала читать передовицу о достижениях тружеников села...
Убедившись в моих знаниях, директор дал разрешение записать меня в 1А класс. Я была рада этому и горда тем, что легко прошла первое в моей жизни испытание.
Знакомство с учительницей состоялось у меня в 10 часов вечера 31 августа 1965 года.
Я, уже отмытая мамой от следов травы, пыли, и пыльцы лилий из приготовленного к 1 сентября букета, сидела на диване и расчесывала подсыхающие волосы. В дверь постучали, в дом вошла маленькая, очень взволнованная, и, как мне показалось, очень старая женщина. Наверно чья-то бабушка разыскивает внука, заигравшегося допоздна на улице. В руках у нее был листочек бумаги, на котором каллиграфическим почерком было что-то написано.
О чем-то переговорив с моими  родителями, "бабушка" подошла ко мне и сказала: "Здравствуй, Оля. Я твоя учительница, меня зовут Анастасия Александровна, и мне нужна твоя помощь. Заболела ученица пятого класса, которая должна была на школьной линейке читать это стихотворение, и я хочу, чтобы ты его выучила и рассказала завтра на линейке. Это тебе мое первое и очень важное задание. Не подведи." С этими словами она положила на стол листочек со стихотворением.
Прошло так много лет! Я , конечно, уже не помню то стихотворение... зато помню, как учила его. Слова были в этом стихотворении какие-то сложные для моего детского восприятия, никак не запоминались. Я читала их снова и снова, пытаясь запомнить. Не знаю, сколько прошло времени. В окна уже светили звезды. Я была близка к отчаянию. И тут на помощь пришел мой отец. "Ложись спать, дочка, поздно уже. А чтобы утром стихотворение вспомнить, положи его под подушку". Так я и сделала.
Утром меня нарядили в новое школьное платье с белым фартучком, белые туфельки, в косы вплели новые очень белые капроновые ленты. За этими хлопотами я совсем забыла про листочек под подушкой.
У школьной калитки нас встречала Анастасия Александровна, выстраивала первоклашек в ровную линеечку на площадке у школы, как раз напротив десятиклассников, готовых взять нас за руки и повести первый раз в первый класс. И вот линейка началась. Когда выступил директор школы, и начали выступать ребята, я вдруг вспомнила, что заветный листок со стихотворением так и остался под подушкой. И я ничего не помню! И в этот момент Анастасия Александровна произнесла "А сейчас наша самая маленькая первоклассница Оля расскажет нам стихотворение, которое она подготовила к празднику." - и вывела меня в центр площадки. Я готова была провалиться сквозь землю, я даже начало стихотворения не могла вспомнить. И вдруг мне на помощь пришла Анастасия Александровна. Тихонечко, так, чтобы слышала только я, начала читать стихотворение. И я сразу вспомнила. И стала читать его громко, с выражением, как учила меня мама. В общем, аплодировали мне дружно, а я понимала, что без подсказки Учителя я не вспомнила бы ничего.
А дальше были четыре года, проведенные с моим классом и Анастасией Александровной. Мне кажется, все четыре года мы с ней не расставались ни на минутку. Родители наши уходили на работу, возвращались, занимались своими взрослыми делами... а Учительница всегда была с нами.  Казалось, у неё не было своих дел, забот. Она всегда была рядом. В будни и праздники, в дни учебы и каникул. Лыжные прогулки, работа в школьном саду, чаепития с песнями под аккомпанемент Нади, дочки Анастасии Александровны, замечательно игравшей на пианино, и испеченные Анастасией Александровной пирожки с яблоками. Вот такая у меня была Первая Учительница. Добрая, любящая нас всех, как своих детей, заботливая, самоотверженная.
Мы были ее последним выпуском. Анастасия Александровна, передав нас в пятый класс, ушла на пенсию. Но мы не хотели расставаться, обязательно ходили всем классом к ней в гости на праздники, да и просто так забегали.
А по окончании школы шагнули во взрослую жизнь. Разбежались, разлетелись по всей стране. И как-то за повседневными делами стали забывать нашу любимую учительницу.
К стыду своему, я не знаю, чем закончился её жизненный путь. Но зато я знаю, что наша дорогая Учительница Илюхина Анастасия Александровна будет вечно жить в благодарных сердцах её учеников! С Днём знаний Вас, дорогая Анастасия Александровна! Мы Вас помним!


Рецензии