The Beatles While My Guitar Gently Weeps

Из книги Walter Everett "The Beatles as Musicians. Revolver through Anthology"


“While My Guitar Gently Weeps”

Даже будучи в Индии на отдыхе (на курсах трансцендентальной медитации), Харрисон чувствовал некую отстраненность от гитары (1). Однако, по возвращению в Ливерпуль, когда наугад, и в полном соответствии со смыслом «случайного» по И цзин, он раскрыл первую попавшуюся под руку книгу для поиска новых идей и прочел фразу ‘gently weeps’ (тихо слезы льет) он принялся сочинять песню про инструмент, который плакал в композиции ‘Cry For a Shadow’, проливал слезы в песне ‘Crying’ с альбома “Wonderwall Music”, и который снова будет рыдать в композиции ‘This Guitar (Can’t Keep from Crying’) (Harrison 1975).
 
В рукописи песни Харрисона, которую он назвал “While My Guitar Gently Weeps” («Моя Гитара Лишь Тихо Слезы Льет») очень много правок и зачеркнутых строк, которые не вошли в окончательную версию. Например: «Я гляжу на небо и замечаю, как его затягивает облаками» (I look at the sky and I notice it’s clouding), и «Я вопрошаю почему твои сигары продолжают дымить» (I’m wondering why your cigars keep burning) (2). Один куплет целиком дошел до сессии в студии EMI, но был заменен на повтор первого куплета до того, как трек был закончен. Слова забракованного куплета:

I look from the wings at the play you are staging,
While my guitar gently weeps;
As I ‘m sitting here doing nothing but aging
Still my guitar gently weeps
 
Смотрю из-за кулис на театр, который ты разыгрываешь,
А гитара моя лишь тихо слезы льет.
И пока я сижу здесь, не занятый ничем, кроме старенья
Моя гитара все тихо слезы льет. (3)

Учитывая количество забракованного текста, вызывает недоумение тот факт, что в окончательной версии Харрисон оставил строчку «Я смотрю на пол и вижу, что его надо подмести», которая явно выполняет функцию наполнителя в поисках рифмы. За отдельные рифмы становится просто стыдно, особенно за слова во втором бридже, которые, похоже были попыткой переписать песню Боба Дилана “All I Really Want to Do” (сентябрь 1964 г.). И вместе с тем, образность слов вызывает поток чувств и в музыкальном отношении песня написана мастерски и захватывающе.

Слова песни выражают сожаление о том, что некий потенциал так и останется не реализован. Смена минорной тональности в куплете на параллельную мажорную в бридже намекает на вероятность того, что может быть еще не все потеряно, но последовательное использование минорных диатонических трезвучий (III, VI и II) судя по всему, выражает тревогу по поводу того, что потенциал любви все же раскрыт не будет, и что объект композиции так и останется на уровне не удовлетворенного. В бридже, расширенная мелодия бас-гитары Маккартни поддерживает голос Джорджа, там, где он, используя излюбленный прием Леннона/Маккартни, поет 7 ступень звукоряда под III аккорд, предвосхищая дальнейшее развитие формы, которое мы услышим в “Something”. Неизбежная линия бас-гитары, являющаяся замедленным повторением мелодии из “Lucy In The Sky With Diamonds” (8- 7 бемоль -6 -6 бемоль – 5) в припеве и в коде лишь укрепляет ощущение надвигающейся трагедии и так и не разрешается в постоянно появляющуюся доминанту в постепенно затихающем окончании песни(4).

Демо версия “While My Guitar Gently Weeps” записанная Харрисоном у себя дома (Kinfauns) и изданная на Beatles 1991, все еще содержит забракованные строчки куплета и вероятнее всего была сыграна в соль миноре (окончательная версия звучит в ля миноре) на акустической гитаре Gibson J-200, с добавлением, начиная с бриджа, устойчивого звука органа Hammond B-3. Данная версия особенно примечательна тем, что она все еще содержит увеличенное трезвучие(как проходящий V+ аккорд) в каждой каденции бриджа, а таже в конце первого куплета.Работа в студии EMI началась лишь 25-го июля, когда Харрисон записал песню под аккомпанемент J-200 с последующим наложением на эту же дорожку фисгармонии, которая слышна на смикшированной записи только в тех местах, где звук просочился сквозь полотно трека. Этот «Дубль 1» все еще содержит забракованный куплет, но на нем уже нет увеличенного трезвучия, хотя данный аккорд продолжает звучать на фисгармонии (5). Трек, по всей видимости, не особенно вдохновил остальных Битлов (которые в первый раз услышали песню еще в мае), потому что они больше не вернулись к работе над ним, пока трек не был перезаписан 16 августа,3-го, и затем 5-го сентября. Эти сессии породили еще один забракованный дубль, на котором мы слышим ударные Ринго в двойном наложении, бас-гитару Пола, Джона на органе, Джорджа на J-200, две вокальные партии, ритм-гитару, маракасы и записанное задом наперед гитарное соло.
 
Без особой поддержки со стороны своих коллег, Харрисон начинает запись третьей версии 5-го сентября. Базовые треки были перезаписаны -- ударные Ринго (справа), пианино Пола (слева), J-200 Джорджа («гитара 1» в центре), Epiphone Casino с рычагом тремоло Джона (в центре, слышна только в коде, особенно на 3:43–3:46, 3:54–4:03, 4:10–4:15) и затем, на следующий день на трек была наложена историческая партия гитары Эрика Клэптона.

Композитор так вспоминал те дни:

«Я работал над записью песни с Джоном, Полом и Ринго, но они не проявляли абсолютно никакого к ней интереса. Внутри себя, однако, я знал, что это была хорошая песня. На следующий день я встретил Эрика и когда мне надо было ехать в студию, я предложил ему поехать со мной. Я сказал ему: «Мы записываем песню. Поедем со мной и запишем твою партию гитары для этой песни». Эрик сказал: «Нет я не могу. Никто и никогда не играл на записях Битлз». На что я ответил: «Слушай, это моя песня и я хочу, чтоб именно ты сыграл». В общем, Эрик приехал со мной в студию, и все там вдруг сразу стали, как шелковые – только потому, что появился Эрик … Он отыграл партию и мне она показалась очень хорошей. Прослушав ее, Эрик сказал: «Я слышу, что не так с этой партией: она не достаточна битловская». Мы затем пропустили ее через ADT (систему двойного наложения) так, чтобы немного ее «расшатать»(6).
 
Гитара Клэптона (Gibson Les Paul – «Гитара 1» слева) перегружена так, что постоянно находится на грани помех обратной связи, сливается с бас-гитарой Маккартни (Fender Jazz Bass), подчеркивая его широкую по диапазону партию в бридже с помощью глиссандо (справа), с органом Харрисона в бридже и с кастаньетами Ринго (слева). Наложения были закончены после добавления тамбурина Ринго, вокала Джорджа (с двойным наложением) и дискант (высокую партию) вокала Маккартни (оба вокала в центре). Сведение в моно и стерео было закончено 7 октября: гитара Клэптона была дополнительно обработана системой ADT и уровень записи на моно версии был повышен.

Демозапись Харрисона приятна на слух, но именно партия Клэптона превращает ее в монументальный трек. Техника игры Клэптона, в которой гибкость и податливость левой руки обеспечивает широкий диапазон вибрато и текучесть позиционных сдвигов, а также  невероятное чувство ритмического позиционирования, фразировки и орнаментации, не имеющее себе равных среди коллег по цеху, просто восхитительна. Обратите внимание на возрастающую длительность трижды сыгранной первой ступени на (0:17-0:19), на сдержанность, выраженную в паузах на протяжении нескольких тактов, которая вдруг пробивает  короткими и неожиданными нотами (например на 0:28-0:29), на уровень контроля в оборотных фразах (0:31-0:34),на экспрессивность бендов, неслыханную доселе ни на одной из композиций Битлз (0:47-0:53), особенно отмечая структурную смену тональности (где нота до поднимается до ноты до диез), на ощущение мощи при модуляции (1:21-1:24) и на самое рыдающее вибрато, которое только возможно (2:01-2:07). Фразы соло (1:55-2:31), как обычно, сыграны с уверенным и размеренным подъемом по интенсивности, ритмическим многообразием, тональным драйвом и таким взлетом по регистру, что финальная кульминация этого соло воистину величественна. По большому счету, именно это величие, повторяющееся в коде, отвлекает слушателя от смехотворных потуг стихосложения (7).

 
(1) Это объяснимо тем, что Харрисон с 1966 года переходит к использованию ситара, как своего основного инструмента (См. Glazer 1977, cтр. 35)

(2) Данная рукопись была опубликована в “Harrison 1980”  стр. 120-122. Это был один из нескольких черновиков  “While My Guitar Gently Weeps”, которой был продан в августе 1992 года за 8500 фунтов стерлингов (См. 10-й выпуск «Beatlenews roundup» 1992 года).

(3) Данный куплет присутствует на бутлеге «Beatles 1993e»

(4) По следам композиции Cream “Tales of Brave Ulysses” данная нисходящая басовая линия становится неотъемлимой частью таких эпических рок композиций, как “While My Guitar Gently Weeps”, песни Led Zeppelin “Baby I’m Gonna Leave you” (январь 1969), композиции “The Soft Parade” группы The Doors  (август 1969)  и трека группы King Crimson “The Epitaph” (октябрь 1969).

(5) Даный дубль, сведенный во время проекта “Sessions” 1985 года, который не был доведен до конца, содержит партию фисгармонии во втором бридже, последний куплет, а также искусственное уменьшение звука в течении повтора двух последних тактов заключительной партии гитары. То же самое  можно услышать на Beatles 1996b.

(6) D. Forte 1987b, стр. 99

(7) Харрисон сыграл на гитаре в кавер версии “While My Guitar Gently Weeps” записанной Jeff Healey в 1990 г. Этот кавер я не слышал, но было бы интересно послушать, как Харрисон отыграл партию Клэптона***.
***На данной кавер-весрии Харрисон ограничился акустической гитарой и вокальной гармонией. Все партии электрогитары играет сам Jeff Healey (прим. переводчика)


Рецензии