Любовь видит по-другому

На закате ясного июньского денечка в начале двадцатого века по улице маленькой уральской деревушки неторопливо шла старая лошадь, тянувшая за собой такую же старую телегу. Управлял лошадью худой мужичок, который за небольшую плату взялся доставить из города молодую девушку Арину к ее бабке Степаниде. Арина недавно осталась круглой сиротой. Ее мать, отец и маленький братик, один за другим умерли от «испанки», что гуляла в те времена по городам и селам. Жизнь Арины круто изменилась всего за два месяца. Из счастливой семьи осталась она одна. Растерявшаяся, убитая горем девчушка, всего семнадцати лет от роду. Последней похоронив маму, она собрала нехитрые пожитки и поехала в деревню к бабушке Стеше, маминой маме. Только там она с уверенностью ожидала радушный прием. Бабушка Стеша долго плакала, когда узнала о несчастье. Обнимала внучку и тихо вытирала скупые слезы. Но шли дни, притуплялось горе, Арина начала выходить на люди. Соседи уже разнесли по деревне слух о том, что у бабы Степаниды поселилась внучка-красавица, образованная, городская. И о том, что сиротой она осталась, да уже на выданьи. Парни заинтересовались, стали мимо дома бабкиного прохаживаться в надежде увидеть красавицу. А девушки местные озлобились на нее, еще и не видавши, опасаясь, что уведет она у кого-то из них жениха.
- Егорка, пойдем завтра по землянику, я знаю, где ее нынче много, - Катька заискивающе заглядывала в глаза высокому широкоплечему парню, своему соседу, но он словно и не услышав ее, продолжал налаживать лопнувший обод на колесе от телеги.
Катька, темноволосая крепкая деваха, с детства вздыхала по Егору Горохову, прямо сказать об этом ему стеснялась, но и ждать, когда он наконец обратит на нее внимание, тоже уже не могла.
- Егорка, ты меня слышишь? - дернула она парня за рукав.
- Да что ты прицепилась, как репей до портков! У нас за ягодами мамаша и сестры ходят, а у меня других дел хватает.
Егор поднял голову, раздраженно взглянул на обидевшуюся Катьку и вдруг замер. Он завороженно смотрел куда-то за ее спину. Катька резко обернулась и со злобой прищурила глаза, она тоже увидела незнакомую стройную девушку, с русой толстой косой, грустную и очень красивую. Катька догадалась, что это и есть приезжая городская, но ничего поделать не могла, она видела, как восхищенно смотрел на Арину Егор и понимала, что теряет его навсегда.
Через несколько дней Егорка набрался храбрости и пришел к дому бабы Степаниды. В руках у него была крынка с медом со своей пасеки. Арина работала во дворе, увидев гостя хотела позвать бабушку, но Егор остановил ее:
- Погодь, я тебе гостинец принес. Не мог я утерпеть, ноги сами меня к тебе привели. Как увидел тебя намедни, так и покой потерял. Позволь вечером прийти, погуляем, деревню покажу, речку нашу, познакомлю с ребятами, девчонками. У нас много людей хороших и места красивые, ты ж, наверно, еще ничего не видала. А главное, хочу, чтобы ты увидела, как я люблю тебя.
Егор увидел, как смутилась девушка и поторопился добавить:
- Ты извини меня, если слишком уж напролом полез, да я уж три ночи не сплю, только о тебе и думаю. Ты не бойся, я не обижу тебя, да тебе любой скажет, что Егорка Горохов всех защищает, не терплю я, когда кто-то силу над слабыми показывает. А тебя я от всего мира оберегать буду, мое тебе крепкое слово.
Арина слушала этого сильного парня и ей до боли в груди захотелось, чтобы он, и правда, взял ее под свою защиту, чтоб не подпустил больше к ней беду, чтобы дал ей хоть немного счастья, того, из ее прошлой жизни, когда у нее была семья, любящая и надежная.
Через две недели пришли к бабе Стеше сваты. По всем правилам, по местным обычаям. А еще через месяц сыграли свадьбу.
Поселились молодые у бабы Степаниды. Дом у нее был просторный, а у Гороховых ещё три сестренки подрастали, и так тесно было. Жили Арина и Егор очень дружно и бабушку не обижали. Любили друг друга без памяти, до вечера с трудом доживали, чтоб увидеться поскорее, а уж ночью... Не до сна им было, отвлекали более важные дела.
 Через два месяца после свадьбы поехал Егор на своей лошадке в город на ярмарку, повез свежий мед на продажу. Попрощался на рассвете с молодой женой, обещался быть дома на следующий день к вечеру.
 Арина поцеловала Егора в губы и вдруг словно льдом сковало ее сердце. Она вздрогнула, посмотрела испуганно мужу в глаза, а он весело смеется:
- Не печалься, женушка, я тебе подарочек привезу, а какой не скажу, это чтоб ждала меня с нетерпением. Смотри только от любопытства не сгори, - Егор помахал ей рукой, запрыгнул в телегу и вскоре скрылся за поворотом.
 Арина стояла у калитки, не в силах сдвинуться с места, какой-то необъяснимый страх сковал ее ноги, сдавил до боли грудь. Стала она сама себя уговаривать, что все хорошо будет, не впервой уж Егор на ярмарку едет, к тому же не один, дядька Семен тоже с ним уехал. Понемногу оттаяло у нее в душе, и она пошла в дом.
 А вскоре кто-то позвал ее от калитки. Выглянула Арина, а там Катька стоит, соседка Егоркина. Подругами они не были, Катька помладше была, и не по душе Арине, вроде улыбается девка, а недобро, холод и злоба так и проскакивают в глазах. Но Арина вышла и приветливо в дом позвала.
- Нет, я не чаи распивать пришла, - отказалась Катька, - Хотела тебя за грибами позвать. Место одно знаю, там боровиков тьма, далеко, правда, но мы ж молодые, нам не в тягость, ведь так? Али трусишь ты, или скажешь, что грибов не надо? Ну и ладно, если ты не хозяйка. Я Райку позову, ей завсегда грибы надобны.
 Арина смутилась, она боялась идти в незнакомый лес без Егора, но и хорошей хозяйкой хотелось перед мужем выставиться, завтра, к его приезду, пирог с грибами состряпать. Да и время побыстрее пройдет, так что она быстро собралась, у бабы Стеши лукошко побольше взяла и за Катькой поспешила.
 Шли они долго, Катька сначала что-то рассказывала, потом просто вела Арину по лесу, все время успокаивая ее, что скоро уж придут. Наконец, они дошли до какой-то полуразвалившейся избушки, и Катька предложила зайти в нее, посидеть, отдохнуть малость. Арина удивилась, надо ж было грибы cобирать, время уж к обеду приближалось, а еще домой по светлому вернуться нужно, но перечить Катьке не стала, может, девушка устала очень, несколько минуточек и потерпеть можно.
 Зашли они в избу, пыль с лавки смахнули, присели, Катька тут же и подскочила, мол, посиди, я до ветру сбегаю. Из избы выскочила, дверь захлопнула и чем-то ее подперла. Арина испугалась, подбежала к двери, толкнула ее, не открывается. Стала звать Катьку, а та чем-то на улице шуршит, но не отвечает. Арина к окошку, а оно махонькое, не пролезешь и ничего увидеть нельзя. Вдруг запахло гарью и затрещал огонь по стенам избушки. Арина задрожала, закричала Катьке, чтоб выпустила ее, не брала греха. И вдруг услышала в ответ из-за двери:
- Не надо было тебе сюда приезжать, никто тебя не звал, и никому ты тут не нужна! Думаешь, Егорка тебя любит? Ну уж нет! Это он мне сказал тебя сюда завести, теперь я с ним жить буду, у твоей же бабки. Ей уж на кладбище пора, а дому чего зря пропадать, я там хорошей хозяйкой стану. Так что скоро с мамкой своей повидаешься, а я сейчас измажусь в золе и побегу, рыдать по твоей душеньке буду. Обещаю даже тебе свечку в церкви поставить. За упокой. Прощай!
 Арина даже колотить в дверь перестала. Неужели, Егор мог так поступить? Она же ему поверила, всей душой! Он обещал защищать ее, смотрел на нее с такой любовью, так нежен был с ней все это время. Не мог он так притворяться! А потом она вспомнила его слова при прощании: «Смотри только от любопытства не сгори», и заплакала. Если уж Егор ее предал, она даже и пытаться не будет выйти отсюда, лучше сгореть, чем жить с такой болью.
 Арина села на лавку и приготовилась к смерти. Вдруг она услышала сзади непонятный звук, оглянулась и увидела мужичка, грязного, в рваных одеждах. Он лежал на другой лавке, прикрытый какой-то тряпкой, дикими глазами смотрел на девушку и мычал. Арина испугалась, отскочила к двери, тут огонь проник внутрь, и она закричала…
 Очнулась Арина от того, что ее трясло. Она с трудом разлепила веки и в узкую щелочку увидела, что лежит в телеге, а рядом с ней сидит маленькая старая женщина в черном платке. Старуха заметила, что девушка очнулась и улыбнулась, мягко прикоснувшись к ее плечу:
- Потерпи, милая, скоро приедем, я тебе ожоги особой мазью смажу. Вылечу тебя, не переживай. Красоту вернуть тебе не смогу, не колдунья я, но на ноги поставлю.
 Арина хотела ответить женщине, что не нужно ее лечить, что она умереть хочет, улететь к маме с папой, что ничто ее на земле больше не держит, если муж любимый так безжалостно предал, но не смогла губ разлепить, только простонала тихо и провалилась в забытье…
 У тетки Аглаи был небольшой домик в лесу. Занималась она травами, делала из них настойки, мази, люди из соседних деревень приходили к ней за лекарством, приносили ей продукты и деньги, тем и жила. Каждый день с весны по осень ходила по лесу, собирая нужные растения, вот и увидела случайно, как Катька избу подожгла. Помешать Катьке тетя Аглая не могла, уж очень тщедушная была, не ровень рослой крепкой девахе, поэтому, как увидела, что Катька убежала, сразу дверь отперла и каким-то чудом сумела Арину вытянуть и до телеги своей дотащить. Но Арина сильно обожглась, особенно лицо. Сгорели ее черные брови да ресницы, румяные щеки превратились в кровавые сплошные раны. Тетя Аглая до домика своего девушку довезла, с трудом затащила ее внутрь, на кровать уложила. Смазала ожоги душистой мазью, отваром из трав напоила. Через неделю стали ожоги затягиваться, Арина уже могла говорить, самостоятельно кушать. Тогда она все тете Аглае и рассказала. А та только вздыхала горестно, видела она, как болит душа у девушки, к тому же знала, что не одна уже Арина, что через восемь месяцев родится у нее ребеночек, сын. И решила сделать все, чтобы помочь им выжить в этом суровом мире.
  Прошло шесть лет. Арина с Тимошей, сыночком своим, жила у тети Аглаи, ставшей ей теперь самой родной, помогала ей собирать травы, делать снадобья. Домой она и не собиралась возвращаться. Люди рассказывали, что бабушка ее умерла от сердечного приступа сразу после известия, что на пожаре нашли останки человека. Все думали, что это Арина. Егор оплакивал жену и жил в их доме, один, без Катьки. Арина не верила ему и не хотела его видеть.
  Но однажды, собирая травы, вместе с Тимошкой дошла она до той поляны, где стояла когда-то избушка, которую подожгла Катька. От пепелища почти ничего не осталось, сорной травой все заросло. Тимоша побежал за яркой бабочкой, а Арина увидела заросли зверобоя и принялась собирать траву.
- Арина! - вдруг услышала она знакомый голос и резко обернулась.
 Из лесу к ней бежал Егор. Такой же красивый, стройный, но почти весь седой. Арина торопливо натянула платок пониже на лоб, но Егор ее и так не узнал:
- Извините, я обознался, - он чуть не плакал, - Я все время думаю, что моя жена жива, а Вы так на нее похожи.
- А что с ней случилось? – изменив голос, тихо спросила Арина.
- Она сгорела, на этой самой поляне, здесь когда-то изба стояла. Арина с подружкой пошли за грибами, она подвернула ногу и попросилась зайти, отдохнуть. Катя помогла ей зайти, а потом решила немного пособирать грибы, ушла в лес, а когда вернулась, изба горела. Наверно, Арина решила там печь затопить, я не знаю. Катька так убивалась, когда прибежала в деревню. Вся черная, в саже, руки обожженные, говорила, что хотела Арину спасти, но не смогла. Хорошая она, Катька, я бы женился на ней, но не могу поверить, что моя Ариша погибла, хоть и нашли мы ее останки, и похоронили с почестями. А я все равно не верю, дом ее бабушки берегу, надеюсь, что вернется она в него, родная, любимая моя жена.
 Арина от волнения рот рукой закрыла, тяжело задышала, слезы еле сдерживает. А сказать не может Егору, что она это, боится увидеть в его глазах испуг и презрение, когда узнает он, что от ее красоты осталось. Тут Тимошка увидел, что с мамой беда, к ней побежал, да упал, споткнувшись. Арина про все забыла, к сыну кинулась:
- Тимошенька, ты ушибся, воробушек мой?
Егор голос ее сразу узнал, подбежал, мальчонку на руки подхватил, Арине в глаза заглянул:
- Это ты?! Аринушка! Я знаю, что это ты! А это сын мой, он же на меня похож!
 Арина ничего не ответила, слезы из глаз ее хлынули, все за нее и сказав. А Егор от счастья смеялся, целовал испуганного Тимошку, Арину, ее обожженные щеки, глаза без ресниц, тонкие бесцветные губы. И казалась она ему самой прекрасной красавицей на свете, потому что настоящая любовь все видит совсем по-другому…
 Катьку арестовали, после тюрьмы она не вернется в деревню, может, сгинет, а, может, найдет себе мужа. В соседней деревне люди расскажут о пропавшем блаженном Федоте, который и был в той избушке. И на его могилку, как к святому, пойдут люди со своими бедами, да болезнями.
 Егор и Арина станут жить как раньше, в любви и согласии, и нарожают еще четверых ребятишек. И Егор, и дети совсем не будут замечать маминых шрамов, как и другие жители деревни, потому что Арина все равно осталась очень красивой. Ну, вы понимаете…


Рецензии