Машина Времени. Альбом В метре 2020

Новый альбом «Машины Времени»  «В метре» (2020) определяет и однозначно фиксирует степень насыщенности общества, то ли макаронами, то ли колючей проволкой («Зона»). Многие критики, вернее все критики, не долго думая, объявили всем, что значит «в метре» в названии альбома. Что, якобы, страна находится в метре от чего-то страшного. На самом деле, и это абсолютно очевидно, что «в метре» значит лишь то, что это музыка (как и любая другая)  написана в каком-то метре --- то-ли в двухдольном то-ли в трехдольном, в сложном-ли или в простом. Макаревич лишь, как обычно, играет словами, обыгрывая двусмысленность, которая вносит неоднозначность трактования. Но главное в том, что этот альбом, который не только вновь закрепляет прочное место «Машины» на вершине российской рок-музыкы, но еще и предлагает набор одних из самых лучших песен, когда-либо написанных и записанных. Качество записи альбома находится на уровне доселе не виданном, вернее не слышанном.

И если, в основном все песни на альбоме продолжают знакомую и узнаваемую традицию композиций «Машины» на альбоме есть две композиции, которые выходят за рамки узнаваемого звука и почерка «Машины». Одна из которых, представляя потрясающее органическое сочетание звука и слова впервые затрагивает социальную составляющую. Это «Зона».      

В «Зоне» Макаревича все довольно ясно – «телевизор включается где-то вне зоны», да и к тому же «у начальства свои в этом деле резоны». В этой композиции нет традиционного куплета или припева –  слова льются строчка за строчкой и музыкально песня обращается снова и снова, будто по кругу, в минорной мононтонии, состоящей по сути из двух аккордов. Эта песня из той категории, где слово ведет нас вперед, не зависимо от гармонической составляющей. В этом смысле данный трек весьма схож с форматом песен Боба Дилана, где слова, в первую очередь имели смысл, и вполне возможно - это есть дань песням Высоцкого, где, опять же слово, стояло всегда на первом плане. В «Зоне», однако, слово и музыка едины и музыкальная монотонность лишь подчеркивает вербальную неутешительность  текста. А гитарное соло (Игорь Хомич), вдруг и неожиданно прорывающееся, в лучших стилистических традициях Д. Гилмора, поднимает эту композицию на уровень лучших мировых достижений в этом жанре.

В русском роке было много гитарных соло, но подобное органическое сочетание музыки и слова довольно большая редкость. По своей пронзительности оно не уступает работе Каспаряна в «Спокойной Ночи», но там где соло Каспаряна мастерски развивает межгалактический настрой неопределенности и витиеватости текста Цоя и уносит нас, буквально, в следующее измерение, «Машина» соединяет воедино ледянящие разум слова с экспресивностью мелодики соло. И если вам не хватило первой части, то есть еще и вторая, где Игорь уходит в атональность, добавляя диссонанс туда, где (за окном) его уже и так, как-будто достаточно. Соло это настолько пронзительно, что кажется будто оно способно вас отрезвить своим гармоническим холодом.

Пусть импульсом для написания трека была пандемия, по словам самого Макаревича, но в итоге вышло так, что конечная степень эмоционального воздействия «Зоны» перешла границы текущей вирусной неурядицы и вышла за ее пределы, проводя неутешительные паралели между ограничениями вирусными и теми, что, как правило, ни с вирусом, ни с музыкой никогда не связаны.       


Рецензии