Шелковица Глава 2. Часть 2

Начало http://proza.ru/2021/08/11/1051
2.2. «Вот твой хлеб!»

В 1949 году Борис поступил в Архангельское музыкальное училище с мечтой стать композитором и дирижёром симфонического оркестра. Но директор, Борис Александрович Князев, объяснил юноше, что ни композиторского, ни дирижёрского отделений в музыкальном училище нет. В силу того, что при поступлении по всем музыкальным предметам Борис получил «отлично», директор представил юношу стройному, чуть седому педагогу в чёрном смокинге, который курил трубку, прогуливаясь по коридору второго этажа.
Этот эпизод запечатлён в памяти Миронова: «Он внимательно посмотрел на меня, взял за руку и повёл выше на этаж. Училище располагалось в старом здании городской церквушки, и верхний этаж (называемый чердаком) был с низкими потолками. Мы вошли в комнату, на полу которой лежали духовые инструменты от флейты до баса, расположенные полукругом. Не отпуская моей руки, он подводил меня к каждому инструменту, вглядываясь в моё лицо, потом наклонился, взял ржавую трубу, протянул её мне и сказал:
— Вот твой хлеб!
Я спрятал трубу под пальто, которое мама пошила из шинели моего старшего брата Николая, вернувшегося с войны. Придя домой, не раздеваясь, набросился дуть в трубу, стараясь извлечь звук, но у меня ничего не получалось. Клапана застревали, и я решил их подточить. Отвернул крышку бочонков, вытащил их, подпилил со всех сторон напильником. Вставил на место, предварительно смазав каким-то маслом, и стал играть.
Звуки издавались настолько ужасные, что мама пришла в недоумение. Наутро вообще ничего не получалось, клапаны трубы так застыли, что их не отбить и молотком. Я был в ужасе! В училище мне, конечно же, досталось от педагога. В жизни музыкантов-духовиков не было случая, чтобы механизм духовых инструментов ремонтировали при помощи напильника».
В музыкальном училище Миронов познал гармонию и сольфеджио, увлёкся импровизацией. Глубокое изучение произведений русских композиторов-классиков развивало у юноши любовь к мелодичности музыкального образа. Было трудно, но слова педагога: «Вот твой хлеб!» сбылись.
В тот  период материальное положение в семье Мироновых оказалось плачевным, и мама отдала Бориса в воспитанники военного духового оркестра при Казармах Восстания Архангельска. В армии Борис впервые проявил себя как организатор музыкального коллектива. Его хор и оркестр школы сержантов в 1952 году успешно выступал на окружных смотрах армейской художественной самодеятельности. Быстро освоив игру на духовом инструменте, Борис вошёл в состав образцового духового оркестра Архангельской филармонии с большим концертным репертуаром.
Продолжение http://proza.ru/2021/08/27/296


Рецензии