Шелковица Глава 2. Часть 3

Начало http://proza.ru/2021/08/11/1051

2.3. «Прелюдия» мечты

После окончания музыкального училища Миронов по конкурсу становится музыкантом-исполнителем (первая труба!) в Ансамбле песни и пляски Беломорского военного округа, затем руководителем оркестра ансамбля при Архангельском гарнизонном доме офицеров. В этот период он делает многочисленные аранжировки и переложения, готовит с оркестром репертуар для хора, пишет музыку для танцевального коллектива, пишет оркестровки для танцев в постановке  балетмейстера Михаила Семёновича Годенко, трудится над концертными номерами, проявляет дирижёрские способности.

Мечта стать дирижёром с ещё большей силой овладела юношей в 1954 году после просмотра фильма «Прелюдия славы», повествующего о знаменитом французском дирижёре Роберто Бенци. Будучи мальчишкой, он повелевал большим симфоническим оркестром, исполняя поэму Ференца Листа «Прелюды».

Борис Миронов вспоминает: «Двадцать раз, уединившись в тёмном кинозале и вслушиваясь в гениальное творение композитора, я старался запомнить все тонкости дирижёрских жестов маленького Роберто Луиджи, исполнявшего роль Роберто Бенци. Сколько восторга, надежды и радости было тогда в моей душе! Это событие усилило моё желание поступить в консерваторию и стать дирижёром симфонического оркестра.
Я буду дирижёром!
Но ни симфонической партитуры, ни фортепианного клавира «Прелюдов» у меня не было. И найти эти ноты тогда было сложно. Помог случай. Ансамбль песни и пляски Беломорского военного округа, в котором я работал музыкальным руководителем оркестра, в 1954 году гастролировал в Петрозаводске. Там знакомые музыканты из филармонического оркестра помогли приобрести карманную партитуру оркестра. Окрылённый успехом, я вернулся в Архангельск. Дома набросился на переложение симфонической партитуры для фортепиано, но не тут-то было. Различные строи музыкальных инструментов поставили меня в тупик. Знаний не хватало. Пришлось обратиться за помощью к преподавателям Архангельского музыкального училища.

Каждый день я перекладывал для фортепиано один, два, максимум три такта симфонической партитуры и, как только накапливался материал, показывал педагогам. Когда завершилась работа, пригласил домой своего педагога по фортепиано Екатерину Ивановну Воронцову. Она садилась за старенькое пианино (прямострунку) с двумя подсвечниками, украшенное барельефом Бетховена, и мы начали репетировать. В разработке «Прелюдов» я просил пианистку играть более эмоционально, но клавиши старого инструмента не отвечали желаемому, и я, раздосадованный, бросал дирижёрскую палочку. После перерыва мы принимались за пасторальную часть произведения, в которой я находил успокоение, радость от мелодических тем солирующих инструментов, передающих красоту сельской природы. Лирическая тема Любви, переходящая от смычковых инструментов к квартету валторн, захватывала настолько, что у меня от эстетических переживаний наворачивались слёзы. В финале произведения я, подобно тугой пружине, напрягся, призывая весь воображаемый оркестр неистово звучать, утверждая мощными фанфарными звуками торжество любви и торжество жизни».

Миронов приобрёл подставки для ценников, используемые в торговле, и расписал их как музыкальные инструменты (скрипка, гобой, валторн и прочие). Расставив на полу весь «симфонический оркестр», доставал карманную партитуру «Прелюдов», вставал за воображаемый дирижёрский пульт и работал. Главное было не промахнуться при показе дирижёрским жестом вступление каждому инструменту импровизированного оркестра. Озвучивая голосом партии скрипок, валторн, тромбонов, он мычал, рычал, а порой и просто откровенно кричал на форте, представляя звучание духовой группы или всего оркестра.

В летние сезоны Миронов дважды посещал Ленинград, чтобы встретиться с прославленным симфоническим оркестром под управлением  дирижёра Евгения Мравинсого и с оркестровыми партитурами в руках мысленно дирижировать любимыми произведениями Бетховена, Чайковского, Шостаковича. Эти концерты в Летнем театре для Миронова незабываемы.
Борис серьёзно готовился к поступлению в консерваторию, но его мечте не суждено было осуществиться. На дирижёрско-симфонический факультет принимали только с высшим музыкальным образованием, а это означало, что сначала надо окончить консерваторию по классу какого-либо музыкального инструмента. Ни времени, ни денег у Бориса не было. А в 1955 году и Ансамбль песни и пляски Беломорского военного округа расформировали. Пришлось Миронову демобилизоваться и стать учителем пения в 49-й общеобразовательной школе Архангельска.
Продолжение http://proza.ru/2021/08/27/954


Рецензии