Колониальный спецназ. Черокская кампания

К началу 1760-х годов из-под контроля британцев вышли племена индейцев чероки, посчитавшие себя обделенными. Чероки в период «Франко-индейской войны» сражались на стороне Англии. В 1758 году эти индейцы, населявшие большую территорию современных штатов Джорджии, обеих Каролин и Теннесси, участвовали в экспедиции британского генерала Форбса к французскому форту Дюкен (Питтсбург – И.К.). После успешно завершенной кампании, чероки возвратились в свои земли, полагая, что их заслуги перед британцами весьма велики, в связи с чем они имеют право претендовать на все на что положат свой глаз. Подстрекаемые французами молодые воины чероки стали совершать набеги на поселения колонистов, располагавшиеся вдоль границ Каролинских островов. Соответственно колонисты этих территорий не сидели сложа руки и приняли ряд жестких мер по противодействию этим набегам, развязав тем самым новый театр военных действий.
Чтобы наказать зарвавшихся союзников, губернатор Южной Каролины полковник Литтелтон приступил к формированию отрядов ополчения с целью совершения карательного похода в земли, населяемые чероки.
 Вожди чероки, желавшие всеми силами сохранить мир с белыми направили к губернатору делегацию своих переговорщиков из числа тридцати двух уважаемых лидеров нации. Но Литтелтон не стал церемониться с ними и взял вождей под стражу. Среди пленников оказался великий вождь чероки по имени Окконостота (Окконостотой или Великий Воин).
Литтелтон тогда не понимал, что поступил весьма опрометчиво, арестовав вождей. Вскоре он получил приказ освободить вождей «с максимальными извинениями». Вопрос был урегулирован благодаря авторитету и вмешательству другого вождя нации Аттакуллакуллы (Маленький Плотник), некогда имевшего честь представлять нацию чероки в Лондоне у трона самого английского короля.
Бесцеремонное пленение вождей воспламенило всю нацию чероки до такой степени, что Литтелтону пришлось оставить пост губернатора. На его место пришел вице-губернатор Булл, который вынужден был в отношении чероки вести более умеренную политику.
Но в огонь уже брошены сухие поленья, поэтому сменой губернатора британцам положение спасти не удалось, чероки активизировали нападения на поселения колонистов. В этой связи англичанам ничего не оставалось делать как реагировать соответствующим образом. Так началась «Первая война с чероки» 1760 – 1761 годы.
В 1760 году командующий британскими колониальными войсками генерал Амхерст, для подавления восстания чероки направил на запад 77-й полк шотландских горцев под командованием полковника Монтгомери.
После сожжения нескольких городов чероки, Монтгомери, оставив на зачищенной территории четыре роты, возвратился в Нью-Йорк для получения дальнейших рекомендаций.
А что же рейнджеры Роджерса? В этом конфликте с чероки, как пишет Берт Лёшер, их подразделение в основном было представлено 30-40 бойцами индейского происхождения в точности стокбриджскими могиканами и ирокезами, в числе которых находились четверо белых ветеранов из отряда рейнджеров Роджерса. Генерал Амхерст, посчитал их полезными для кампании против чероки и намеревался использовать в качестве разведчиков-следопытов. Обще командование отрядом рейнджеров и легкой пехоты Амхерст предоставил командиру роты легкой пехоты Квинтону Кеннеди .
Для того чтобы доставить могикан в Нью-Йорк, для последующей отправки морем в Чарльзтаун, Амхерст распорядился направить за ними в Олбани шлюп. Прибыв туда посыльные долго не могли собрать индейцев по причине запоя последних. В Нью-Йорк индейцы были доставлены только тогда, когда все остальные силы 22 декабря 1760 года уже были переброшены на кораблях капитана Гранта в Чарльзтаун (Южная Каролина). Индейцы прибыли туда только лишь к 7 января 1761 года. Через три месяца за ними последовал еще один отряд рейнджеров Роджерса.
Вскоре после того, как Роджерс прибыл в Нью-Йорк из Детройта, Амхерст 25 октября 1760 года представил его за выдающиеся боевые заслуги к званию капитана регулярных войск. В письме к подполковнику Гранту, Амхерст заявлял: «это то, что я так долго готовил для майора Роджерса» .
В Нью-Йорке, Амхерст предложил Роджерсу принять участие в кампании против чероки, на что последний согласился при условии предоставления ему некоторой отсрочки для решения вопросов, связанных с его кредиторами, а также расчета с рейнджерами за предыдущие кампании.
С разрешения Амхерста Роджерс, пока он будет заниматься своими делами, поручил лейтенанту Джейкобу Фаррингтону для участия в Южно-Каролинской кампании набрать в отряд дополнительно еще десять могикан и 14 новобранцев из числа белых добровольцев.
Но Роджерс не успел решить свои вопросы к указанному сроку, поэтому Фаррингтон и 14 человек новобранцев 17 марта отплыли в Чарльзтаун на шлюпе «Грейхаунд». Вот этот маленький отряд, а точнее взвод Фаррингтона на протяжении всей черокской кампании представлял именитых рейнджеров Роджерса. Поскольку Роджерс так и не прибыл к месту событий до окончания кампании, вышеупомянутый взвод собрал «лавры» за все подразделение рейнджеров в целом.
Рейнджеры-новобранцы из взвода Фаррингтона удивили всех сразу. Больше всего был удивлен, а точнее сказать раздражен генерал Амхерст, когда ему доложили, что «они пропили свое оружие, которое у них было, пока добирались до места» . Амхерст предложил вообще списать этих бродяг на берег потому как доверять им в дальнейшем было бы глупо. Однако капитан Кеннеди вооружил их заново, когда они поступили в его распоряжение. Штаб-квартиру командующего Гранта тогда находилась в Форт-96.
«Батальон» Кеннеди по меткому выражению подполковника Гранта представлял «сброд варваров», скопление разведчиков разных индейских племен. Помимо стокбриджских могикан Фаррингтона, за которыми сохранялся статус «Рейнджеров Роджерса», там уже находились 90 разведчиков могавков, чикасо, катавба, под предводительством вождя, которого все называли «Король Хайглер», 10 человек добровольцев из 17-го добровольческого полка которыми командовал лейтенант Вастел, и 20 добровольцев Южной Каролины из полка полковника Миддлтона, под управлением прапорщика Джеймса Конора .
В мае экспедиция Гранта отправилась к границам Южной Каролины в страну чероки. 27 мая колонна прибыла в форт Принс-Джордж для пополнения провизии. Этот форт стал базой и штаб-квартирой сил Гранта в стране чероки.
7 июня1761 года колонна численностью 2600 человек с провизией на тридцать дней выступила в поход в сердце страны чероки и через два дня, пройдя сеть опасных ущелий подошла к перевалу Этчо в шести милях от которого находился город чероки с аналогичным названием.
В окутанной мраком зловещей тишине Грант полагал, что вожди чероки Маленький Плотник и Великий Воин, увидев его колонну, вышлют навстречу парламентеров, чтобы договориться о мире без кровопролития. Однако этого не произошло, на следующее утро (10 июня) чероки с холма обстреляли тыловой обоз Гранта. Таким образом Великий Воин намеревался отвлечь внимание белых от своих позиций на перевале.  Но благодаря рейнджерам Роджерса из взвода Фаррингтона, эта попытка провалилась. Стокбриджские могикане, а также другие индейские разведчики, действовавшие впереди колонны, быстро «срисовали» все скрытые позиции чероки и доложили об этом командующему.
«Их острые глаза обнаружили основную массу чероки на высоком холме справа от нас около 8:30, и рейнджеры Роджерса двинулись вперед с командой Кеннеди, атакуя так энергично, что чероки, которые числено превосходили, вынуждены были отступить. Отступая по горной гряде справа от нас и по противоположной стороне реки Ковхоуи они дико кричали, подавая сигнал остальным для начала контратаки» , – сообщал Грант Амхерсту. Примерно в полумиле от места, где началась контратака, находился брод, а на противоположной стороне возвышенность. Как только Кеннеди, Фаррингтон и легкая пехота переправились через реку Кулласая, то сразу же заняли позиции вдоль берегов, чтобы обеспечить проход армии Гранта. «Рейнджеры и пехотинцы действами слаженно прикрывая нас наилучшим образом, так как могли только они, время от времени стреляя по врагу, для того чтобы не допустить его приближение»,  – отмечал Грант.
Позиционная перестрелка рейнджеров с чероки продолжалась до полудня, до тех пор, пока войска Гранта не заняли позиции позади передовых сил рейнджеров, легкой пехоты и отрядов союзных британцам индейских разведчиков. После силы Гранта начали мало по мало продвигаться вперед, пересекая реку в брод. Способность же бойцов Кеннеди и Фаррингтона вести бой на индейский манер весьма встревожила вождя Великого Воина, который по словам одного из британских офицеров в разгар боя от отчаяния кричал капитану Кеннеди, чтобы тот «высунулся в пределах досягаемости их огня и дал возможность им посмотреть на него и его солдат» .
Спустя двенадцать часов бой закончился, ибо чероки испытывали дефицит в боеприпасах, хотя время от времени, до трех часов дня можно было слышать одиночные беспорядочные выстрелы как с той, так и с другой стороны, после чего Великий Воин, оставив позиции, увел своих людей.
Корпус Кеннеди, благодаря мастерству бойцов, закаленных в боях в дикой местности, потерял только одного убитого – индейского разведчика. Общие потери Гранта в этом бою составили 11 убитых и 51 раненый.
 Работа рейнджеров и индейских разведчиков по прикрытию переправы оценена командующим подполковником Грантом и его офицерами в высшей степени положительно. «Они вели себя хладнокровно», – отмечал он. «Капитан Кеннеди и его офицеры (в том числе лейтенант Джейкоб Фаррингтон) оказали нам величайшую услугу, их работа выше всяких», –похвал» , – писал в дневнике другой офицер.
Похоронив мертвых в реке, чтобы у чероки было меньше шансов найти их, армия продолжила поход к городу чероки Этчо, до которого они добрались около девяти часов вечера, превратив его за час в пепел.
На следующее утро рейнджеры Роджерса, и индейцы Кеннеди вернулись в базовый лагерь Ньюэасси с целью организации охраны поступавшей туда провизии.

За тридцать дней экспедиции в земли чероки Грант уничтожил 15 городов и поселений индейцев, а также 1 500 акров полей, засеянных маисом . Более чем 5 000 чероки были вынуждены искать убежище в горах. Несмотря на отчаянное сопротивление и стойкость духа, проявленные в бою на перевале Этчо, чероки сдались, по причине отсутствия достаточного количества боеприпасов и страха перед бесчинствами армии Гранта, применявшей тактику «выжженной земли».
Рейнджеры Роджерса (Фаррингтона), индейские разведчики Кеннеди, также принимали участие в зачистке поселений чероки. Непосредственно ими были сожжены такие города чероки как Ньюи, Кануга, Айори. «Для того чтобы войска могли беспрепятственно пройти реку Ковичи, рейнджерам и индейцам было приказано сжечь город из которого могла истекать угроза, что они к вечеру и сделали»,  – отмечал Грант.
В городе Айори рейнджеры захватили в плен двух воинов, оказавших им сопротивление, и ближе концу кампании были вымотаны зачистками до такой степени, что по словам Гранта их пришлось в лагерь доставлять на лошадях .
К тому времени, когда армия Гранта вернулась в форт Принс-Джордж, почти 1 000 человек солдат не могли передвигаться без помощи лошадей, поскольку их обувь пришла в негодность. Кроме того, с каждым днем увеличивалось число больных, о которых практически некому было заботиться. Муки в форту оставалось на два дня, начался сезон дождей, поэтому вброд реку Кеови перейти было невозможно, чтобы отправить посыльных за провизией.
Вскоре в форт прибыли парламентеры от чероки во главе с вождем Маленьким Плотником и запросили мира. Грант направил их в Чарльзтаун, где губернатор Булл созвав совет на пароме Эшли, рассмотрел предложение чероки, в результате чего с этой индейской нацией к концу1761 года был заключен мир .
Что касается Роберта Роджерса то он с 18 рейнджерами прибыл в форт Принс-Джордж лишь только 26 августа 1761 года. Воссоединившись со взводом лейтенанта Фаррингтона Роджерс по приказу Гранта отправился в Чарльзтаун, где принял на себя командование регулярными войсками, которые там дислоцировались.
 Когда десять стокбриджских могикан из взвода Фаррингтона узнали, что им рейнджерам придется надеть «красные мундиры» то воспротивились и наотрез отказались выполнять свои обязанности.
Роджерс написал Амхерсту о сложившейся ситуации и предложил вообще уволить могикан. В итоге эти десять могикан вернулись в Нью-Йорк с другими индейскими разведчиками из команды Кеннеди, которые также, как и могикане отказались служить в регулярных частях британской армии. На этом эпизоде и закончилась черокская кампания рейнджеров Роджерса, результатом которой стал сдвиг линии колониального фронтира на семьдесят миль к западу. 


Рецензии