Брат Витя и спорт

23 августа перестало биться сердце моего брата Виктора. Нелепая смерть оборвала его жизнь в 65 лет, он не дожил до своего 66-летия полтора месяца.  Сейчас, когда я пишу эту заметку, его предают земле. Но память о нем жива в умах и сердцах его близких, друзей, земляков и других людей, которые его знали.

Ничто не предвещало трагедии. Витя с женой, младшим сыном, сватом и друзьями сына поехали на катере отдохнуть на природу. В Хабаровске в этот день стояла сильная жара, уровень Амура у города достигал отметки  6 метров выше нормального уровня, так что многие пригодные для отдыха берега были затоплены водой.  Поэтому  в основном сидели на катере, выпивали, закусывали. Солнце жарило нещадно, и брат решил нырнуть в Амур, чтобы охладиться. И это было его роковое решение. От резкого  перепада температуры сердце остановилось.  Если бы он заходил в воду постепенно, такого бы, скорее всего, не случилось.

У нас с братом большая разница в возрасте – 8 лет. Поэтому сказать, что мы с ним были очень близки, это  погрешить против истины. Но что брат меня уважал и брал с меня пример, это точно.  Особенно когда мы жили вместе в поселке в то время, пока я не окончил школу.  Я увлекался спортом и старался привлечь его к своим тренировкам.  Спросите, как может 16 летний парень заниматься спортом с 8-ми летним.  А вот как.

В то время у меня основным увлечением был волейбол. Я обладал неплохой прыгучестью и играл в нападении.  Как меня учил мой родной дядя Витя, в 50-е годы лучший волейболист Хабаровского края Виктор Пастернак, давший мне первые навыки этой игры, важно научиться бить точно в любую точку площадки.  И я придумал, как тренировать этот удар. 

Мяч у меня был.  Я заходил в свой огород, который отделялся забором из штакетника от небольшого дворика у входа в дом, и бил через забор. А брата ставил во дворе спиной к забору, через который я бил. Мяч ударялся в противоположный забор и отлетал к брату. Он, как заправский вратарь, должен был его ловить и кидать мне через забор в огород.  Так что вратарские навыки игры в футбол мой брат Витя освоил еще в раннем школьном возрасте.

Пока я учился в школе, родители по моей просьбе выписывали мне газету «Советский спорт» и несколько спортивных журналов, которые я причитывал от корки до корки. Память у меня была хорошая, так что со временем я стал настоящим полиглотом по спорту. И  Витя, когда подрос и стал понимать, о чем там пишут, тоже увлекся чтением спортивных газет и журналов.

После окончания средней школы я поступил в Хабаровский медицинский институт, и первые три года учебы жил в студенческом общежитии.  А в сентябре 1968 года родителям дали ордер на квартиру в кооперативном доме, куда я и заселился вместе с молодой женой Людмилой.  На лето туда приезжали родители и с ними Витя.

В поселке очень долго не было телевидения, так что смотреть спортивные передачи брат мог только в Хабаровске. Помню, как мы с ним смотрели чемпионат мира по футболу 1970 года, который проходил в Мексике. Это был первый чемпионат, который показывали в Хабаровске по телевизору.  Большая разница во времени заставила нас с братом встать часа в 4 утра, и до 6 часов смотреть финальный матч сборных Бразилии и Италии. Кудесники мяча, как называли бразильцев, выиграли 4:1.  Под впечатлением от просмотра игры лучших футболистов планеты Пеле, Жаирзиньо, Загало мы с Витей не могли уснуть, и пошли гулять по утреннему Хабаровску, обсуждая перипетии поединка.  Витя уже вполне зрело рассуждал о футболе, хотя ему было всего 15 лет и кроме как в газетах, он ничего узнать о футболе не мог. В прочем, и я тоже. Я очень редко ходил на футбольные матчи на стадион имени Ленина, где играла хабаровская команда СКА домашние матчи.

После окончания средней школы Витя поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и стал жить в общежитии. Свобода от родительской опеки вскружила ему голову, и  он стал пропускать много занятий в институте. Ему грозило отчисление, но родители подсуетились, ему дали академический отпуск в связи с призывом на действительную военную службу.  Это стало хорошим уроком для моего брата, дальше он и учился, и работал без замечаний, что позволило ему сделать очень неплохую карьеру в Дальневосточной железной дороге.  Последние годы перед пенсией он работал заместителем начальника ДВЖД,  по ихней иерархии это генеральская должность.

Но я отвлекся от темы своего рассказа.  Где Витя научился кататься на коньках, я не знаю.  Я лично азы осваивал еще на снегурках, а потом дутышах в поселке на тонком льду котлованов, один раз даже провалился под лед.  Стоять на коньках научился, и это было все, что я мог делать на льду. Правда, еще я освоил кистевой бросок шайбы, бросал сильно и точно.  Но  в 1979 году нашей семье дали квартиру в Затоне (так называется микрорайон, в котором находилась  ремонтно-эксплутационная база флота и на зиму ставились на прикол многочисленные суда Амурского речного пароходства), и жили труженики РЭБ флота и речники АРП.  В этом микрорайоне был стадион «Водник», стоявший на балансе этих организаций, и играла на первенство края по хоккею с мячом команда «Водник».  Она проводила домашние матчи на этом стадионе при скоплении большого количества преданных болельщиков.  Вот тогда я стал ходить на каток, где стихийно образовалась группа здоровья, в которой такие же, как я, мужики играли в воскресные дни в хоккей.  За три или четыре года я сменил три пары коньков. Вначале это были самые простые, купленные в «Спорттоварах» коньки  на ботинках, на следующий год  мне один хоккеист предложил свои мастерские, с отличной сталью на лезвиях.  В это время, узнав о существовании нашей группы здоровья,  стал приезжать играть в хоккей и мой брат со своими друзьями.  К этому времени я купил точильный станок, на котором научился точить коньки «под желобок».  Так что, прежде чем идти на каток, я точил всем коньки.

А потом я поехал на курсы повышения квалификации в Ленинград, и там увидел коньки Salvo – жесткий пластиковый ботинок с внутренним кожаным сапожком на меху, пластиковые коньки со стальными лезвиями. Стоило это богатство 70 рублей, для середины 80-х годов это было большие деньги. Но коньки того стоили, на них я стоял как влитой, мог выполнить любой вираж, научился кататься спиной назад.  Я тут же связался с Витей и предложил ему купить такое же коньки, но для этого он должен был перевести мне нужную сумму денег.  Но Витя отказался, не видя коньков отдавать такие деньги ему, видимо, запретила жена.

Но когда я приехал в Хабаровск и показал свои коньки брату, у того даже слюнки потекли. Он не думал, что ботинки и коньки настолько хороши, и жутко мне завидовал.   На следующий год я снова поехал на учебу в Ленинград, купил там коньки брату, а потом, в эту же поездку, поехал в Таллинн на съезд врачей-рентгенологов и купил там брату телескопические пластиковые удилища.  Это еще больше обрадовало брата, заядлого рыбака. Так что следующей зимой мой брат тоже форсил на фирменных коньках, на нашем «Воднике» таких коньков ни у кого не было.

Потом, когда рухнул Советский Союз, такие коньки с ботинками уже не стали дефицитом, их купили и другие мужики из нашей группы здоровья, но теплушка на стадионе «Водник» сгорела, и мы стали искать лед, где можно было бы играть в хоккей нашей группе здоровья. Одно время играли на школьном катке, потом стали ходить на стадион «Динамо», но там в эти часы было массовое катание, и играть в свое удовольствие мы не могли.  Потом кто-то подсказал, что на стадионе, расположенном за заводом «Дальдизель»,  который, если мне не изменяет память, назывался «Арсенал», зимой заливают лед и есть возможность играть в хоккей. К этому времени и у меня, и у многих Витиных друзей были легковые автомобили, на которых все могли без проблем ездить на этот стадион.  Там тоже проводила домашние матчи местная команда, но матч длится 2 часа с небольшим, а потом весь лед был свободен, и там можно было играть и кататься на коньках до самого вечера.

Вместе с Витей и его друзьями в хорошую погоду приезжали их жены и дети. Витя к этому времени получил квартиру в Северном микрорайоне, младший сын Леша подрос и ходил с отцом на каток.  Была клюшка и у Витиной жены Марины, она тоже возилась на льду вместе с другими женами Витиных друзей.  На стадионе были хорошие раздевалки в трехэтажном здании, где во время матчей работал даже буфет.  Там можно  было погреться, подождать, когда закончится хоккейный матч на первенство края.  А потом сразу несколько групп желающих поиграть в хоккей вываливало на лед, и начинались баталии.

Я с юных лет привык играть клюшкой для хоккея с шайбой, и тренировал бросок шайбы в забор.  А вот короткой клюшкой для хоккея с мячом играть не мог, её надо держать одной рукой, а это у меня не получалось. И в нашей группе здоровья, где я играл такой клюшкой, меня прощали из-за того, что я был всех старше и  не мог так быстро бегать на коньках, как молодые. А Витя, Леша и Марина, как и Витины друзья, играли короткими клюшками с загнутыми крюками.  Нас уже не интересовал счет, главное, мы двигались на свежем воздухе, понимая, что это полезно для здоровья.  Кстати, Витя, как и я, не курил. Не брали в рот сигареты и его сыновья Андрей и Алексей.

После отъезда нашей семьи в Сибирь Витя с друзьями продолжал ходить на каток почти до 60 лет. Но его, как и меня, поразил недуг – врожденная магниевая недостаточность, которая ведет к ухудшению всасывая кальция, нужного для крепости костей.  Часто это приводит к подагре, которую поставили и мне, и Вите.  Ему, как и мне в 60 лет, сделали операцию на правом тазобедренном суставе, поставили металлический протез.  Я грешил на мои занятия спортом в молодости, которые привели к коксоартрозу (артрозу тазобедренных суставов), но Витя так много не тренировался, как я, но все равно у него развился коксоартроз и пришлось делать операцию. Это сказалось  наследственным заболеванием.

Витя с детства любил собак, и очень хотел иметь породистую собаку. Но пока он жил  в 2-х комнатной квартире наших родителей, о собаке можно было не думать. Но вот когда его семья получила квартиру в Северном микрорайоне, собака в ней появилась очень скоро. Породистый шотландский сеттер по кличке Рей.   Вите пришлось два раза в день его выгуливать, благо, недалеко от его дома был хороший парк детского противотуберкулезного диспансера.  Сеттер – охотничья собака, но Витя не увлекался охотой, а только рыбалкой, так что Рэю пришлось сопровождать Витю не на охоту, а на рыбалку. Рэй старился вместе с хозяином, но такая активная жизнь способствовала тому, что старость отступала.

Отдельного рассказа требует увлечение Вити рыбалкой. Он мне рассказал, что увлечение началось после приезда к нам в поселок Володи, нашего с ним дяди, младшего брата нашей мамы.  Был сентябрь месяц, Витя с Володей вместе ходили на рыбалку на нашу речку Херпучинку, и там Витя получил от дяди азы правильной ловли рыбы на удочку.  И это стало его увлечением на всю жизнь. Удивительно, что он был в нашей семье один рыбак, ни наш отец, ни я, рыбалкой не увлекались.  Со временем, когда Витя уже занимал высокие должности в системе управления железных дорог Дальнего Востока, у него появилась хорошая надувная лодка, а потом и навесной руль-мотор. Но это случилось позже, когда я уже уехал в Сибирь.

Кроме рыбалки, одно время у Вити было еще одно увлечение – спуски на лодках  по горным речкам. Он рассказывал мне об одном таком спуске по верховьям речки Бикин, текущей с гор Сихотэ-Алиня.  Его с друзьями на вертолете забросили в горы, и дальше они спускались по бурной реке с множеством перекатов.  Увы, он не прислал мне фотографий с этого спуска, но рассказывал очень красочно.

Витя был заядлым болельщиком хоккея с мячом. Когда в Хабаровске построили  дворец спорта «Ерофей Хабаров», Витя часто посещал хоккейные матчи не только местной команды СКА-Нефтяник, но матчи чемпионата мира по хоккею с мячом, проходившего в Хабаровске. Он даже прислал мне фотографию тогдашнего премьер-министра  Дмитрия Медведева, открывавшего чемпионат мира, оказавшегося недалеко от Вити на трибуне.

Так что мой брат всю свою сознательную жизнь был связан со спортом и физкультурой, это позволило ему до последнего сохранять бодрость тела и духа. Тем трагичнее для меня лично и для его близких оказалась неожиданная смерть в водах Амура. Витя никогда мне не жаловался, что у него болит сердце. Но резкий перепад температуры привел к его остановке. Витя не учел, что он уже не молод, и поступил, как в молодые годы. Такие случаи нередки, спасатели на пляжах это могут подтвердить.  Точно также остановилось сердце у знаменитого хоккеиста Виктора Кузькина, еще крепкого мужчины, игравшего в хоккей в матчах ветеранов.


Рецензии