Проблематика самоидентификации

Тенденция отождествлять себя с чем-то и тенденция считать себя при этом личностью, похоже, порождают тенденцию отождествлять себя только с чем-то одним (называемым истинным, подлинным), отбрасывая всё другое как якобы ложное, неверное. Возможно, такое положение дел обусловлено и узостью фокуса и однозадачностью сознания, которое не может сфокусироваться более чем на чём-то одном настолько, чтобы это хорошо рассмотреть. Также, на это влияет тенденция всё себе объяснять до предельной понятности.

Так или иначе, существует стереотип, довлеющий над человеком - надо искать с чем бы отождествиться. Самоидентифицироваться, отождествляя себя с чем-то или с кем-то, или же "ища себя" в себе (самопостижение) - а найдя, отождествиться с этим как с "собой подлинным", отбросив остальное.

Давление к самоидентификации ощущается во множестве подталкивающих внушений, практически императивов: у человека должна быть цель, у человека должен быть наставник или пример или авторитет, у человека должен быть смысл, который следует искать - а иначе пропадёт человек. Кем ты хочешь стать? На кого хочешь быть похожим? Кто твой кумир? Что тебе нравится? Кто для тебя авторитет?

Как и во всяком феномене, тут можно пытаться отыскать пользу и вред, опасности и подвохи.

Любое движение ради самого себя однажды теряет смысл, забывая для чего оно и не понимая, чем оно обусловлено. Это тенденция застоя и деградации, энтропии и инерции без смысла.

Смысл наличия механизма отождествления у человека - тема глубокая и недоступная для такого очерка. Но выскажу наивное предположение о том, что с точки зрения пользы в выживании умение отождествляться помогает приспособлению и пониманию, а также объединению в группы. При этом, с рациональной точки зрения, объединение не ради объединения (потому что надо и так надёжнее) - а желательно ради актуальной задачи, ради острой необходимости. Тогда меньше риска, что эта конструкция начнёт ржаветь инерционностью и забывчивостью.

Таким образом, "само собой" естественно осознаётся, что объявление тождественности себя с чем-то "истинным" (единственным) является потенциальной проблемой. Речь о самом высоком (известном мне) уровне такой тенденции.

Не имея инструментов для точного распознавания истинности, но имея огромное желание, которое называет себя "поиск истины", происходит опасное движение выдать себе желаемое за действительное. И если это происходит, то появляется секта, желающая объявить свою "истину" миру, вкупе с желанием эту "истину" миру же и навязать, под предлогом "вы слепы, а я прозрел".

Что, если единственно верное отождествление себя - со всем сразу, со всем космосом. Человек как символ всего.

Любая попытка отождествить себя только с чем-то одним упирается в конфликт и ограниченность.

Вот, в какой-то ситуации я помог человеку. Можно ли меня после этого называть сердобольным? В другой ситуации другому человеку я не помог. И даже в той, где помог, я сознавал, что при других обстоятельствах я не помог бы тоже.

Тот, кто помогает всегда, вероятно, альтруист, склонный к жертвенности. Как сегодня известно, в каждой популяции существует (обусловленные генотипически) альтруисты, но есть и другие, коих большинство.

Следует ли из этого, что "альтруизм" - это истина, к которой надо стремиться?

Следует ли из этого, что "эгоизм" - "логичнее", ибо он в большинстве, и как бы сама Природа показывает нам, мол, истина в большинстве?

Всё это пустые домыслы, которые сами по себе тоже обусловлены некими тенденциями, которые также обусловлены, в итоге, неким конкретным состоянием конкретного организма во всей совокупности его связей (включая и нейронные), но и это не предел, ведь и эти границы условны, организм не сам по себе в теоретическом вакууме, напротив, организм - вписан в Творение, и только сознание "видит" организм как нечто отдельно-целостное.

В то время как есть те, кто "видит" часть наших лёгких висящими на деревьях. Есть те, кто отчётливо понимает, что полость кишечника - скорее внешняя среда, нежели внутренняя; и даже плод в чреве матери, по сходным причинам, может "рассматриваться" самим организмом (иммунитетом) матери как "чужеродный" при некоторых обстоятельствах...

Умение видеть сложные связи в их целостности - мы только учимся этому, но это не меняет того, что эта целостность была, есть и будет. Извечно.

Так есть ли смысл отождествлять себя только с чем-то одним? Считать себя, ещё и "добровольно", принадлежащим к чему-то или кому-то? Может ли кишечник считать себя "главнее" организма? Может ли считать себя "главнее" организма мозг? Абсурд, не так ли?

В то же время, действительно, отсутствие всякого движения приведёт к тому же застою и отмиранию - ну или так кажется.

Поэтому, соглашаясь с тем, что отождествления не избежать - так "устроен" ум, всё же стоит вопрос - с чем отождествляться и стоит ли с этим торопиться? Нужно ли давить на тех, кто нам внимает, со скорой необходимостью отождествить себя хоть с чем-то, лишь бы "не пропасть"?

По аналогии, на уровне принятия обыденных решений. Стоит ли идти в какой угодно лишь бы институт, если душа не лежит к тому, что тебе подсовывают?

Может быть, стоит всё же поискать и разобраться?

В то же время, призыв "искать себя" в себе, опасен по-своему. Он, похоже, обусловлен верой в то, что "в человеке всё уже есть", надо только покопаться и найти. Допустим. Но как именно копаться, как находить? Вот тут нам и подсовывают, в этой привлекательной обёртке, снова какие-то внушения, уже другие, но не наши собственные.

Так как же "себя"-то искать?

Сейчас скажу очень банальные слова. Надо всмотреться в мысль "в человеке всё уже есть". Но вот каким образом: человек неотделим от своей ситуации. Весь человек уже есть там, в этом своём здесь и сейчас. И если человек желает искать, то надо брать и смотреть, что у него на руках - весь расклад, всю ситуацию, включая и страну, и родню, и болезни, и что он читает, и что ест, и как тратит время, полная инвентаризация всего. Всего, буквально.

И вот оттуда и надо идти. Хочешь радикально меняться? Меняй всё. И страну, и ситуацию, и диету, и что читаешь, и главное - что и как делаешь, что и как думаешь, чем и как дышишь, что и как осознаёшь, как это встраиваешь в себя же, как включаешь и выключаешь свои же гены своими же действиями. Помня, разумеется, о технике безопасности, но не фанатея ею, не утопая в ней и не ступоря своё развитие в лозунгах и выдуманных опасностях. Учись видеть всё как есть, а не как кажется, это игра с уровнем сложности на всю жизнь.

В сухом остатке - действия. Именно они меняют то, как включатся или выключатся гены. Методы, которыми ты выстраиваешь эти действия - только твои. Ты можешь сколько угодно брать эти методы из любых традиций - духовных, научных, искусства - но вся ответственность на тебе, ты единственная и уникальная карта твоей действительности, и ты же её распорядитель, хоть и связанный множеством "ниточек" с себе подобными.

Действуй, пробуй, смотри, учись, и так, снова и снова. Вот когда понимаешь, что повторение - мать учения. Не зубрёжка, а повторение действий, с целью научиться, достигнуть, перейти на новый уровень расширенного горизонта и повышенной чувствительности и более ясного видения, и так без всякого предела. Скучать в такой модели просто некогда.


Рецензии