О фильме Три цвета. Цвет белый

В 90-е годы польское кино выбиралось из кризиса.

С одной стороны –  свобода от цензуры, с другой -  конкуренция с американской продукцией, захлестнувшей рынок.
 В конце девяностых Ежи Штур откопал всеми забытый сценарий Кшиштофа Кесьлевского и снял по нему фильм «Большой зверь».
В сценарии –  история супружеской пары Савицких, которые трогательно заботились о найденном верблюде.

Но за несколько лет до истории с верблюдом появилась трилогия «Три цвета». По сценарию того же Кесьлевского и им же поставленная.
«Цвет белый» - второй фильм трилогии.
 История стара, как мир.
 Развод супружеской пары. Муж- польский мигрант, бывший парикмахер и неудачник, жена – красавица-парижанка.

Причина развода - та же, что в викторианскую эпоху привела к расторжению брака между известным писателем и теоретиком искусства Джоном Рескиным и его молодой красавицей – женой   Эффи Грей – отсутствие интимных отношений. С той лишь разницей, что в первом случае не было любви и желания исполнять супружеский долг, а во втором – при страстной любви и желании была  потеря мужской сексуальной способности.

Закон о расторжении брака с эпохи королевы Виктории мало изменился, и данная ситуация явилась веским основанием для развода. Нежелаемого для Кароля (Збигнев Замаховский) и вожделенного для Доминик (Жюли Дельпи), выставившей экс-супруга на улицу с одним чемоданом.

В этом же огромном чемодане Кароль возвращается домой, в Польшу. Хитроумный план возврата он придумал вместе с вновь обретенным приятелем Миколаем (Янош Гайош), увидевшего Карела в момент, когда тот был на «дне», а точнее, в подземке метро, и играл на импровизированной губной гармошке щемящее душу танго.
Путешествие в чемодане, чудесное появление соотечественника Миколая, волшебное превращение простака-парикмахера во влиятельного нувориша, скупающего земли и недвижимость - конечно, факты неправдоподобные, но вполне вписываются в игру сюжета и правдоподобие социального фона.
 
Польща девяностых – зеркало перевернутой экономики восточноевропейских стран постсоциалистического периода: воровство и разбой, торговля прямо у выхода из метро, растущие как грибы обменники валют и солидная недвижимость, которую можно купить за бесценок.

Хотя режиссер замыслил вторую часть трилогии «Три цвета» как комедию, на «выходе» получилась личная драма на социальном фоне с примесью триллера и комедийных нот.
По риторическому замыслу режиссера – белый – цвет равенства и свободы.

 В фильме образно-ассоциативный ряд этого цвета шире. Белый говорит о чистоте и романтике чувств: в начальных и заключительных кадрах перед Каролем появляется образ Доминик в белом подвенечном платье; белый цвет – это и попытка начать жизнь с чистого листа, и стремление к обновлению, освобождению от неприятностей, и символ одиночества неприкаянной души, потерявшейся в современном мире, прагматичном и расчетливом.

Отвергнутый и униженный, Кароль продолжает любить Доминик. Мечта увидеть хоть малую толику ответных чувств приводит к хитроумному плану. Большие деньги помогли его осуществить. Кароль инсценировал собственную смерть, чтобы увидеть экс-жену, плачущую у его могилы. Она приехала, чтобы получить по его завещанию наследство.

Слезы его поразили. На вопрос «воскресшего» Кароля, почему она плакала, Доминик ответила: «Потому что ты умер».  Она сострадала, как сострадают любому человеку, ушедшему из жизни. Но сострадать можно и не любя.  Продолжает любить лишь Кароль.
Сквозь слезы, застилающие стекла бинокля (эпизод, как и все другие, сыгран  актером великолепно), - Кароль вглядывается в силуэт жены в окне тюремного окна.

Доминик же остается спокойной, безмятежной и холодной.

Как белый снег, выпавший в Варшаве перед Рождеством.


Рецензии
- А А срочно приезжайте!

На ночь глядя в такси приезжаю!

- Я испытал страшное разочарование, родители настаивали на повторном...

мы поссорились я отправил ее к дочери!

- Я старый и притом мужчина, чем я смогу помочь!

- Когда - то работал БАБом, вас я называю Березовским!

- Это мне зачёт?

- Пока мои родители не расстроились, надо решить что делать?

- Я смотрю вам нужны домработница и кухарка, завтра их пришлю... поезжайте за

тещей и уговорите её стать на свою сторону, отправьте две машины за женой и

дочерью!

- А вторая машина?

- Пусть соберет подруг и коллег, пусть все прочтут снова историю Золушки!

- САмое главное это не получается, не знаю с какого места начинать... то

первый муж повесился с горя, узнав, что она выходит замуж...

- Но это слишком романтично! Не путайте психическое заболевание с жизнью!

А насчёт этого могу только дать рекомендации... как сказал председатель

колхоза: Бабы и дети выйдите! - вам надо делать больше чем можете!

- Это же баловство! У меня 100 фирм! Вот вы фантазёр! Завтра начнём!

Алексей Пак 2   28.08.2021 15:57     Заявить о нарушении
Ой! Какая оригинальная рецензия! А психическое заболевание с жизнью (или с любовью, как в "Цвете белом" иногда трудно не спутать.)

Благодарю, Алексей.

С теплом,

Людмила.

Людмила Куликова-Хынку   28.08.2021 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.