Легенда о том, как два дива построили кумбёз

      Когда-то много лет назад в  одной горной долине в пещере, расположенной на склоне самой высокой скальной горы,  жили два  дива, два брата-близнеца.  Согласно религиозным представлениям многих народов дивы являются антропонимическими (человекоподобными ) существами  божественной иерархии. Их название перешло в фольклор многих народов из индоевропейского языка  в форме «daiva», от слова «diu -  светить, небо».
      Оба дива были великанами  ростом  где-то в пределах 3,5-4,0 метра. Они вообще-то особенно не нуждались в одежде, так как были обросшие волосами. В общении с людьми они были довольно миролюбивого характера и никогда не вступали в конфликт с соседями. Но и как все дивы они были немного глуповатыми и наивными натурами.
      Они уже были хорошо знакомы с огнём и поэтому в их пещере постоянно горел костёр, освещая и обогревая её внутреннюю часть. Как и люди, их соседи, они разводили и пасли домашний скот, который служил им питанием и одеждой.
     Их соседями были местные племена кочевников-овцеводов, которые жили в переносных жилищах и занимались и скотоводством и растениеводством. Главой этого рода был хан, который для увековечивания памяти ранее умершего  предводителя рода решил построить кумбёз  и нанял для его строительства специального опытного мастера из Кашгарии.
     Кумбёз – это надмогильное сооружение, гробница, мавзолей.  Само же слово древнетюркского происхождения и состоит из двух слогов: кум + бёз =  «земляной купол» в значении «купол, свод, покрытие из кирпичей, которые изготовлены из глины»; гум - туркменское «земля», «почва», «пыль», «грязь»; азербайджанское кум  - «песок»;  то же самое и на языках народов Азии; базы - «холм», «бугор», азиатский термин; языковая принадлежность не установлена;  купол, свод, покрытие - деталь архитектурного сооружения, архитектурный и строительный термин, имеющий значение «куполообразный свод».
     Первый кумбёз в Кыргызстане был построен в 1334 году (кумбёз Манаса), что  по этой дате даёт возможность  установить период описываемого события, приведённого в данной легенде.
     По совету нанятого мастера, исходя из наличия в месте строительства необходимых строительных материалов,  было решено строить кумбёз  из скальных обломков и булыжников. Так как камни были довольно большие и тяжёлые, хан решил для строительства кумбёза нанять дивов. Он с мастером пришёл к выходу из пещеры, где жили дивы,  и стал кричать:
     - Э-э-эй, соседи!
     Дивы вышли из пещеры и спросили хана, что ему нужно.
     - Нашему роду нужна помощь, - ответил хан, - помогите нам построить кумбёз и мы дадим вам в качестве оплаты столько овец, сколько захотите.
Дивы согласились и спросили, что им нужно делать.
     - Вначале нужно собрать у подножия гор камни и обломки скал и перенести их к месту строительства, - ответил мастер.
      Дивы подошли к склону горы и  начали кричать,  да так громко, что  в окрестности затряслась земля. И откуда не возьмись, камни полетели вниз. Булыжники катились, скальные обломки скользили,  и за несколько минут у подножия горы лежала  их большая куча.  Дивы начали носить их к месту строительства.
Потом они под руководства мастера очистили от  растений строительную площадку и выровняли её. Из кучи камней они стали отбирать наиболее большие и по форме плоские скальные обломки  и плотно укладывали их по периметру фундамента кумбёза.  При этом по желанию хана они делали его в форме четырёхугольника со сторонами 5,0х5,0 метров.  В качестве связующего материала   дивы использовали глиняный раствор, которым заливались все неровности фундамента.
     Этим же раствором скреплялись и камни в стене. Так как выходной поём двери был ориентирован на восток, то в  этой стороне фундамента был сделан каменный порог.
     Время шло,  высота стен каждый день увеличивалась и достигла начала  перекрытий дверного и оконного проёмов, которые предполагалось сделать в виде арки (лат. arcus — дуга).
     При строительстве фасада здания кумбёза в качестве архитектурного украшения строителями был сооружён портал (лат. porta – вход, дверь).
     Крыша кумбёза была принята куполообразной (ит. cupola – cвод),  для  сооружения которой потребовались кирпичи. Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. В казахском «кыр» означает «грань», а «пеш» - «печь».  Кирпич это очень древний строительный материал, поэтому изготовлять его умели многие строительные мастера. Но в каждых районах строительства кирпичи изготовлялись по местной технологии. 
     В месте  строительства кумбёза почти весь грунт состоял из глины; воды также было достаточно и дивы стали лепить из них прямоугольные кирпичи, сушили их в тени, потом на солнце и в конце сушки прокаливали их на костре.
Купол rev,кумбёза  сооружался путём специальной  кольцевой кладки с постепенным примерно на треть от ширины кирпича сужением кладки.
     И купол и арка являются очень древними архитектурно-строительными конструкциями, предназначенными для перекрытия пространственных проёмов различных зданий  без дополнительны опор и поэтому они получили  широкое распространение во всём мире, в том числе и в исламской архитектуре. 
     После завершения строительства стен и крыши они были оштукатурены глино-песчаным раствором  (ганчем) и побелены известью.
Для архитектурно- художественного оформления здания кумбёза  и его интерьера  был приглашён художник, который нанёс на стены орнамент в виде  повторяющихся  геометрических символов и элементов растительности.
     В центре здания в земляном полу была вырыта погребальная яма, над которой позднее было сооружено надгробие (сагана).
     Кумбёз был выстроен по всем правилам архитектурно-строительного искусства и  несмотря на большой срок с периода строительства сохранился в удовлетворительном состоянии.
     В 1860 году у подобного кумбёза останавливался русский путешественник М.И.Венюков, который  в своих путевых записках отметил, что кыргызы  чтут памятники старины и могилы предков и строят над могилами  надгробные сооружения в виде часовень с каменными стенами
     Другой русский путешественник П.П.Семёнов-Тяньшаньский  посетивший кумбёз Ногая, построенный в междуречье Тюпа и Жыргалана в 1842 году, в своём дневнике в 1856 году записал, что если у кыргызов есть своё художество, архитектура – то это есть архитектура монументальная, архитектура могил.
     Именно такие древние памятники, сохранившиеся длительный период дали возможность многим исследователям  оценить с исторической точки зрения этапы развития кыргызской  нации, её культуры, градостроительства  и опираясь на опыт прошлых лет  заниматься дальнейшим их развитием. 


Рецензии