Звонок

Традиция - это передача огня, а не поклонение пеплу.

Жан Жорес



Пятница – сегодня едва ли не священный день  для среднестатистического россиянина и религиозно-практикующего мусульманина.


Во все времена главы семейств и их дети с определённой регулярностью находили отдохновение в общении и обсуждении насущных проблем. Они искали ответы на вопросы, ответы, которые, быть может, питали их сердца надеждой и благополучием. Однако те или иные объединения  взращивали не одни и те же корни, следовательно плоды таких сообществ имели разные вкусы.


А о вкусах сегодня, к сожалению или к счастью, не принято спорить.


Айрат Шамилевич был коренным петербуржцем, россиянином без корней. Следовало бы задуматься о том дне, когда татары, – как, впрочем, и многие другие тюрские народы, - почти утратили очень важные «улы» и «кызы» в отчестве. Подобную игру слов можно, конечно, отнести к бессмысленным умствованиям, однако всякий язык есть история предков, а отчество –  это ДНК Отечества. Айрат Шамилевич приходился потомком тем татарам, что пережили русификацию с петровских времён, террор бессердечных большевиков, опустошение и захламление мечетей, голодные тридцатые двадцатого столетия, фашизм, раскол СССР, наплыв фундаменталистов-псевдомусульман.


Мужчина был по профессии врачом, имел двух дочерей, никогда прежде не употреблял алкоголь, был женат на единоверке, татарке. Жили они в пешей доступности от мечети, как раз-таки совсем рядом с Татарским переулок, где некогда и жила крупнейшая татарская община, что внесла огромный вклад в строительство культового сооружения вблизи Петропавловской крепости.  Казалось, ничего не предвещало беды.


Тем не менее что-то ежедневно растворяло и отравляло иман Айрата Шамилевича. Подлинных причин этих превращений не представляется возможным отыскать в череде бешеных дней. Быть может, сказывалась мягкость сердца мужчины, даже можно сказать – слабость. Регулярный умственный труд строил стену между понятным и невозможным. Не исключено, что здесь не последнюю роль сыграл солидный достаток, который превращал жизнь в череду коллекционирования всё новых потребностей. Одним словом, истинная причина нижеизложенного события затерялась в умственных лабиринтах Айрата Шамилевича.


Айрат Шамилевич не пропускал ни одного намаза, тем не менее его молитва со временем, по всей видимости, утратила искренность и некоторую глубину. Врач читал молитву на автомате, по памяти, как будто выписывал рецепт на бесполезный препарат нелюбимому пациенту. Супруга же Айрата Шамилевича была женщиной очень набожной. Она тотчас же заметила перемену в душе мужа. И в самом деле, супруг стал последнее время чрезвычайно раздражителен. Все разговоры с мужем о вере увенчивались многодневной ядовитой обидой.


В тот день не было солнца и осадков. Как будто Петербург замер в холодном ожидании. Вместе с супругой Айрат Шамилевич приближался к мечети на джума-намаз. Они разулись. Началась молитва. И! Айрат Шамилевич забыл выключить звук на телефоне, и как раз во время намаза ему позвонил пациент. Каково же было недовольство его супруги! По завершении молитвы к нему подошли многие знакомые верующие и сделали замечание, но последней каплей было то, что жена накричала на Айрата Шамилевича при всех молящихся.


- Что с тобой?! Не мог выключить телефон?! Сегодня же джума! Как ты мог?!


Он ничего не сказал. Просто вышел из мечети и выключил телефон. Впоследствии жена искала его по всему городу. К вечеру на Петербург опустился несколько необычный туман, туман цвета увядших листьев. Коричневая дымка покрыла все дома и машины. В тот момент в сердце у Айрата Шамилевича что-то лопнуло, порвалось, он бы мог смело это назвать «некрозом души».


В ту пятницу врач уехал в самую отдалённую часть города, где дома-муравейники выросли выше солнца. Он нашёл самый шумный ресторан. Там Айрат Шамилевич сразу попросил винную карту. У входа его встретила красивая молодая официантка со словами:


- Добро пожаловать!


КОНЕЦ


27.08.21 г.



Фотография из открытых источников.


Рецензии