Фольклор - словесный документ

     На реке Суре есть мордовское село Сурское. Старики рассказывают, что издавна у каждой девушки в селе была в роще своя березка. На эти березки девушки вешали свои ленточки и лоскутки от платьев. Там девушки пели песни, которые слышали от своих бабушек. А те – от своих мам… Пели о красивом селе, на нижнем конце которого гудит бор. На верхнем конце села – березовая роща. Дальше – зеленый луг, а по лугу течет «белая» речка.
     Мордва когда-то была в родстве с манси. А те до сих пор помнят дух Суйур эквы (женщины, находящейся на гриве бора). Ее представляли нарядно одетой в меховую шубу с орнаментом, ее платок обязательно с солнцеобразными рисунками. Она танцевала плавно и нежно. Потом русские переняли мотивы и композиции – раскидистое дерево с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами – это древо жизни, знак плодородия.
     А изображение Матери сырой земли в виде женской фигуры с протянутыми к солнцу руками и знак Солнца в виде ромба, елочка – это пожелание счастливой жизни. В песнях не просто так упоминается «верхний» и «нижний» концы.  «Все в жизни взаимосвязано, как и все вокруг», - говорили еще в древности. «Окружающее жизнедеятельное пространство состоит из семи слоев, или этажей.  «Нижнее царство», или «нижний мир», заселено в основном недружелюбными человеку существами или духами «обратного мира», причиняющими, как правило, болезни и неприятности людям. «Священная земля», или слой – это жизнь, будущее жизни.  «Земное царство» - все то, что обитает на земле, что существует на виду и что невидимо для глаз простых людей. Они прячутся от людского глаза за тоненьким слоем бересты – пространством от Земли до голубого Неба.  «Небо» - голубое пространство над землей. Мир над небесным куполом что голубеет над нами –  это слой, на котором держится жизнь духов или людей верхнего мира. В том числе Бога и его детей. Оттуда хорошо просматривается наша земля, но она кажется совсем гладкой и пестро-красивой. Дальше – верхний слой жизненного пространства «деда по отцу». А еще выше обитают всемогущие силы, всевидящие, не занятые земной жизнью повседневно, но при сильной беде людям можно обратиться к ним со словесной мольбой о помощи». Так учили предки. Так рассказывали из уст в уста.
     А между тем с давних пор повелось у манси приходить в укромный уголок недалеко от деревни, расчищать местечко от лесной поросли, прибирать в переднем углу площадки молодые деревья и навешивать на них лоскутки. Кипятили воду, расставляли перед этими деревьями, украшенными лоскутками, чашки с едой, на землю в нескольких местах
разливали горячую воду. Становились перед деревьями и кланялись, затем делали поворот по ходу солнца, снова кланялись, снова делали поворот в том же направлении. Так повторяли три раза, а затем садились есть то, что стояло перед украшенными деревьями. Сваренную горячую пищу на костре вычерпывали в чашки и ставили перед теми же деревьями, а одну чашку – перед костром, другую – возле реки или озера. Повторяли те же поклоны и повороты несколько раз. Когда пища переставала выделять пар – садились есть, так как духи уже угостились.
     Деревья распределялись на мужские и женские, и по этому признаку определялась их принадлежность тому или иному духу. Береза – это дерево неба, так как она белая. Ель – дерево невидимых духов, лиственница – дерево лесных людей, сосна – дерево богатырей. Во время траура родные покойного воду, огонь, все острые предметы и вещи называли иносказательно, не своим именем: огонь – «горящий не в переднем углу», воду – «молоко», грудь женщины», а нож – «острое нечто» и т. д.
     Для украшения выбирали поросль чуть выше человеческого роста. Ниже макушки завязывали веточки в виде вытянутых рук. Интересно, что дух Миснэ – это младшая сестра братьев из верховьев реки Сыгвы (Сакв-я). Она на поясе привезла с собой озеро, богатое рыбой. Ее деревянное изображение до сих пор наряжают шелковыми платками. Дух Пайпын ойка – муж Миснэ. Он носил защитный панцирь из бересты. Деревянное изображение этого духа манси до сих пор держат в кузове из бересты. По преданию, когда-то из верховьев речки Сорахта, где они появились откуда-то из теплых мест, пришли в район реки Сакв, через Обь, семь богатырей, сильных воинов. Они пытались обосноваться на мысу, где была березовая роща. Там они посадили семь лиственниц, семь лесных великанов, могучих деревьев. Сейчас на этом мысу русский поселок Березово. Духов Торума (Бога), Отыра (защитника всех людей), Калтаща (делающего помощь людям) Торума аша (бога отца) манси сейчас на праздниках представляют от имени троих мужчин. В руках каждого косынка, которою они делают семь кругов по движению солнца, при этом то одной рукой, то другой косынками делают круг перед собой в такт музыке, танцуя.
     Фольклор народа – это его словесный документ. В нем отражены и контакты между этносами. Так, мансийский фольклор отражает путь следования вдоль Урала на Север. Широко распространены предания о курганах и березах. Березы в преданиях связаны с приходом каких-то белых лицом людей. Будто бы вырастали они тогда, когда приходили эти светлые могучие люди. Курганы вырастали рядом – в них хоронили богатырей. Предания, скорее всего, возникли на Каменном Поясе, а потом ушли на восток.

      Евстигнеева С. Фольклор – словесный документ // Югра. – 1998. – N5. – С 40 – 41. 


Рецензии