Отдай приказ!

               Предупреждаю сразу! Это рассказ про и для господ военных…

   Сижу на КДП (командно – диспетчерский пункт) дежурным по приёму и выпуску одиночных самолётов. Это когда нет плановых полётов, но аэродром принимает и выпускает отдельные борты. Читаю книгу, так как делать нечего. За окном погода отвратительная, ниже минимально допустимой и видимость, и нижняя граница, и обледенение ну, короче, полный набор неприятностей. По плану никаких перелётов, но даже если что и произойдёт, то принимать или выпускать машину должна специальная группа руководства, подготовленная соответствующим образом. Я на это не имею права, поэтому спокоен, как танк. Тем более, что в плане никаких перелётов. Проходит некоторое время и вдруг (как обычно это бывает) по громкой связи оперативный дежурный, что сидит этажом ниже, сообщает мне, что принято решение на вылет АН-26 по приказу командования. Что–то срочно надо куда–то отвезти. «Хорошо - говорю оперативному – но я не имею права выпускать самолёт. Ты же знаешь. Позаботься о группе руководства». Он промычал, что-то нечленораздельное и замолк. Время идёт и наконец, борт запрашивает разрешение на запуск двигателей. Разрешаю. Это мне ничем не грозит. Тут же спускаюсь вниз к оперативному и спрашиваю, где группа руководства? Самолёт уже и запуск запросил. «Да ты понимаешь – говорит оперативный – группу надо собрать из состава твоей эскадрильи. А у них сейчас предварительная подготовка. Все заняты. Матяш (заместитель командира по лётной подготовке) который должен возглавлять эту группу возиться с этим не хочет и сказал, чтобы ты дал команду на взлёт. Что тебе трудно, что ли?». Я аж опешил. Конечно, не трудно нажать на тангенту и сказать: «Взлёт разрешаю». Однако это значит, что я принимаю на себя всю ответственность за самолёт и экипаж и если (не дай Бог) с ним что-то случится, то первый вопрос будет, кто разрешил вылет? Я покрутил пальцем у виска и весьма недвусмысленно ответил, что нарушать документы по руководству полётами не собираюсь. Какой мог быть ответ, когда магнитофон записывает всё, о чём говорят с дежурным. Прошло буквально несколько минут и раздаётся звонок по телефону. «Воронов - это Матяш - что ты там «выёживаешься»? Тебе что трудно самолёт выпустить?». Нет, я его понимаю. Собирать группу руководства, отрывать всех от предварительной подготовки, потом ехать на КДП, терять кучу времени на то, чтобы сказать два слова, после этого ещё сутки всем сидеть в дежурстве - это конечно жуть как не хочется. Но перекладывать все на мои «хрупкие» плечи это тоже по-гусарски слишком! «Хорошо -  говорю - Владимирович, а ты отдай приказ через оперативного дежурного о том, что разрешаешь мне выпустить самолёт». Здрасти! Приехали! Если будет такой приказ, то ответственность ляжет на плечи того, кто этот приказ отдал. Матяш «взвился», как  раненая рысь! «Воронов, ну ты бюрократ, ну ты формалист, ну ты же гад такой, ну ты …» - ну и дальше всё в том же духе. «Владимирович – говорю – в чём проблема? Отдай мне приказ, и я выпущу самолёт». Трубка клац – и тишина. Самолет между тем уже на полосе и запрашивает вылет. «Блондинка, я такой-то, разрешите взлёт?» «Взлёт запрещаю!». Самолёт стоит и молотит винтами воздух на взлётной полосе. Дальше всё завертелось, как в ускоренном кино. Начались звонки начальников по возрастающей, от командира эскадрильи до заместителя начальника центра. Все как под копирку. Сначала уговоры: тебе что трудно? Потом обвинение во всех смертных грехах, но как только я озвучивал просьбу о том, чтобы мне отдали приказ, трубка немедленно падала на рычаг. Наконец позвонил начальник центра. «Ты что там за бардак устроил?». «Товарищ генерал, я только соблюдаю документы, регламентирующие лётную работу. Я в чём-то виноват?». Ну да. Попробуй обвинить, магнитофон то всё пишет. Последовала долгая пауза, а потом – «Хорошо, сейчас отдам команду оперативному дежурному». Через минуту по громкой связи – «Есть приказ начальника центра с записью в журнале. Выпускай». Понял. «Борт такой-то, я Блондинка, взлёт разрешаю». Минут через двадцать – тридцать на КДП явился Матяш со всей группой руководства. Вздрюченный и злой как чёрт. Ну не входило в его планы, сидеть на «вышке» вместо того, чтобы отдыхать. Правда, быстро отошёл. Знал же прекрасно, что я прав…


Рецензии