В честь кого названа гора Сулайман-Тоо?

     Основу любого жанра народного творчества (анг. folk-lore -  фольклора)  в глубокой древности, когда у многих народов ещё не было письменности, составляли сказки, легенды и мифы,  устно рассказываемые слушателям  бродячими сказителями, певцами, поэтами и другими литературно одарёнными исполнителями.
     В то же время по этой же причине эти исполнители  каждый раз исполняли их с добавлением новых фактов и элементов художественного вымысла. При этом часто смешивались эпохи, путались черты характеров  персонажей, разные герои объединялись в одного, легенды дополнялись сказочными  и фантастическими событиями. Так появился новый жанр художественного произведения – легенда,  в которой на базе какого-либо исторического события или реальной географической местности присутствовали элементы вымыслов, мифов, сказок.
     Так и в легенде о горе Сулайман-Тоо в один образ слились три легендарных персонажа: еврейского царя Соломона, исламского проповедника Сулаймана и суфийского шейха Сулаймана.  Но царь Соломон жил 2 тысячи лет назад  от начала новой эры, исламский проповедник Сулайман жил в VII веке, а суфийский шейх Сулайман в XVI  веке.
     Этот спорный  вопрос рассматривался мусульманскими  богословами в 1947 году, по результатам которого  муфтием  Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) Ишаном Бабаханом 28 октября  Председателю Совета по делам религиозных культов И.В.Полянскому было направлено письменное заключение (ар. фетва), в котором было сказано, что это были разные люди, а ни царь Соломон и ни пророк  Сулайман никогда не были в Кыргызстане и даже в Средней Азии.  А гора Сулайман-Тоо со слов старожилов и последующих изысканий учёных-богословов названа в честь суфийского шейха Сулаймана, который с группой своих единомышленников прибыли сюда из Узгена, поселились около Ошской горы и создали здесь мусульманскую общину, наставником которой стал щейх Сулайман.   
     За свою праведную жизнь, стойкое исповедание веры, благочестивость он ещё  при жизни был возведён в ранг святых и был особо почитаемым среди местного населения.
     Когда он умер,  его похоронили у подножия Сулейман горы. Позднее рядом с ним был похоронен его дядя, но при строительстве на этом же месте мечети, могилы этих  праведников ислама были перенесены в другое место.
     Само имя Сулайман имело арабское происхождение и состояло из трёх слов зул + ай + ман. Слово зул (sul), из-за идентичности  в латинском алфавите букв «з и с» было записано как «сул», но с тем же значением  - «обладатель чего-то, владеющий», ай – луна, ман – человек, мужчина, муж = луноподобный человек.   В подтверждении сказанного в словаре «Мусульманские имена» (автор Ибн Мирзакарим ал-Карнаки) приведено 27 мужских имён и 17 женских с формантом «зул».
     Так как в начальном периоде распространения ислама почитание могил и совершение возле них ритуальных обрядов было запретным и порицаемым, то со временем могилы Сулеймана и его дяди были забыты и затерялись.
     Но со временем эти запреты были отменены, и среди мусульман широко распространилась практика паломничества к могилам всяческих святых и угодников, повсеместно началось возведение над их могилами всяких надгробных сооружений, мавзолеев и даже мечетей. Такие места получили название мазаров (ар. mazar - место осмотра, почитания и поклонения). Многие мусульмане считают, что посещение могил и поклонение умершим святым обеспечивает им заступничество перед Аллахом, дарует им счастливую загробную жизнь.
     Одним из таких святых мест в Кыргызстане по этой причине стала гора Сулайман-Тоо, у подножия которой похоронен шейх Сулайман. Постепенно святость могилы Сулаймана перешла на всю гору. Кроме того среди мусульман разнеслась легенда о различных  чудотворениях, получаемых паломниками  при посещении этого мазара.  И тысячи верующих хлынули сюда в надежде получить благословление Аллаха, возможность излечиться от множества болезней и прочих недугов.
     Гора многофункциональная: считается, что эти камни излечивают  около 20 недугов.
А посещение горы Сулайман-Тоо дважды  приравнивается посещению (ар. хаджж) в Мекку – святой город мусульман.


Рецензии