Высший суд. Киноматериалы
Рядовой случай из уголовной практики. Обыкновенная трагедия, нередкая для «буржуазной» Латвии.
Каждый случай тем не менее уникален. Великий гуманист Герц Вульфович Франк берется за поиск души в тех местах, где ее, согласно общим представлениям, не достает. Камера тактично, ненавязчиво, с этически дозволенной для документалиста-ученого дистанции, сопровождает несчастного студента-палача на допросах, следственных экспериментах, в суде, в беседах с отцом (мать-юрист не только отказалась от негодяя, но и вышла в отставку). Вплоть до камеры смертников, в которой Валера рассказывает терпеливому Франку историю своих бедствий.
Перефразируя Жака Риветта, в пух и прах разметавшего «садюгу-маньяка» Понтекорво, скажем — для художника-режиссера запрещенных тем нет. Есть запрещенные интонации. Например, творец смакует извращенное насилие. Или стремится показать свою власть над «подопытным» Или, как это нередко бывает в докфильмах и публицистике, исследователь жаждет пройтись по коже того или иного девианта, соскребая желтый цвет в поисках сенсации. Поиском души такой автор не озабочен. А она обязательно должна подразумеваться художником, даже если ее нет. Или сбереглась лишь капелька. Иначе зачем браться за работу.
Не коснувшись грязного белья, Франк оставляет зрителю надежду. «Киноматериалы», надо полагать, обретут вес на Страшном суде и, быть может, сыграют роль в посмертной судьбе горе-киллера. Фильм для живых и мертвых. Фильм для земли и неба послужит оправданием человечеству и Валере? Кто знает.
Лента тихо и негромко призывает верить в доброе. Это нелегко. Остается только позавидовать терпению, силе, достоинству и безграничному гуманизму Герца Франка.
Свидетельство о публикации №221082800523