Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 138

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ВОСХОЖДЕНИЕ КРАВЧЕГО

Расширяя круг приобретений и вкладываясь в земельную собственность, Володковичи обрели солидный наследственный «багаж» - им принадлежали более двадцати сел и деревень (весей) и два крупных местечка Белой Руси.

На Улле они объявились в 1774-м году – после первого раздела Речи Посполитой. Тадеуш Володкович, минский кравчий, купил Иванск, выложив за него 211 тысяч 111 злотых, 3 гроша и 1 шелаг. Наступали новые времена, когда стирались из памяти великокняжеские деяния, путь в будущее торочил капитал. Тадеуш обзавелся территорией, которая была ранее церковной, принадлежала духовным людям. Мы уже рассказывали, что Иванск издревле был религиозным местечком, составляя одну из святынь легендарного Лукомльского княжества. Не исключено, что его имел в виду составитель «Полоцкой ревизии» 1552 года, когда высказывался о земле, описанной «на манастыр Светого Миколы ку Лукомълю». Косвенно на наличие монастыря в Иванске указывает польский исследователь Роман Афтанази. Характеризуя магнатское жилище, он полагался на оценки, сделанные потомками. А те отмечали необычную деталь. Новое многоэтажное кирпичное здание, пристроенное к возведенному ранее, имело монастырский вид. Не исключено, что землевладелец использовал храмовые стены.

Перераспределение конфессиональной собственности началось после союза с Короной. Еще Стефан Баторий, укрепивший Речь Посполитую, отдал Иванск во власть иезуитов. Это случилось в 1584 году после комиссарского десанта, высаженного туда, чтобы погасить межземельные конфликты.

Иезуитский орден потом на протяжении почти двухсот лет владел иванской собственностью, пока не был упразднен. Это случилось в 1773 году, когда последнего генерала ордена посадили в римскую тюрьму.

Русская царица Екатерина II, разделившая Речь по договоренности с Пруссией, действовала вопреки воле папы. Она отказалась изгонять схимников с территорий, подвластных Российской империи.

Расчет императрицы строился на претворении в жизнь грандиозной затеи – осуществить великий план соединения морей. Мы уже говорили: как только великокняжеские земли достались Москве, Екатерина тут же озаботилась созданием беспрепятственного речного перехода из Черного моря в Балтийское, где главный отрезок судоходного пути лежал в соприкосновении с монашескими землями. Церковнослужители служили опорой в претворении идеи. Князья уже не играли роли, титулы заменялись графскими, а идеалы виделись чисто прагматические – как можно больше навариться и построить величественные дворцы. Такова была поступь капитала.

Императорскую затею воплощали другие цари - наследники престола, и обстановка в мире складывалась по-иному. Папа римский велел восстановить закрытые иезуитские миссии, но теперь это не устраивало российскую власть. Проект европейского канала был осуществлен, а поход наполеоновских войск показал обеспокоенность воротил бизнеса растущей мощью России. Земля становилась разменной монетой в условиях торга. Новый русский император Александр I приказал освободить территории, занятые иезуитами, и их выслали в Полоцк. В 1820 году иезуитское общество было упразднено, а имущество передано в казну. Так кравчий (а это человек придворного типа) Минского воеводства стал обладателем старинного церковного поместья.

Володкович попал в благоприятную струю и рассчитал верно. Капиталистическая волна смывала нажитые ценности, и духовный опыт, складывавшийся годами, подменялся ставкой на расчет и деловую хватку. Власть теперь больше устраивал бизнес, а не религиозная сущность. К тому же, все шире вместо духовных проповедей предлагались дозы спиртного, расслаблявшего мозг. Так Иванск превращался в центр винокуренного производства, подменяя бывшее церковное подворье.

(Продолжение следует).

На снимке: у стен бывшей центральной усадьбы Володковичей в Иванске, сентябрь 2020 года.


28.08/21


Рецензии