В городе П

В городе в котором я живу, когда-то жил и работал Говард Лавкрафт, создавший миф о чудовище Клу-флу. Просто он здесь родился. Англичане (англо-саксы) вообще - любители ужаса; себя и других пугать любят. Взять хотя бы произведения литературы: “Дракула” Брэма Стокера, “Франкенштейн” Мэри Шелли, мистика мрачного Эдгара Аллана По с его Черным Романтизмом, и другие представители этого же направления – Натаниэль Готорн например. А Агата Кристи фактически создавшая современный детектив. А главный король ужаса – Стивен Кинг, который живет кстати в нескольких часах езды на север отсюда, в штате Мэн, (Надо будет как-нибудь к нему наведаться!) и творит с невероятной работоспособностью произведения наполненные всевозможными кошмарами из его головы – сколько же их в ней? Да даже взять самого казалось бы великого Вильяма Шекспира, и у него есть – пьеса “Макбет”, название которой сами соплеменники писателя не называют, говоря: “та пьеса”. Не случайно. Говорят в уста трех ведьм он вложил реальное заклинание. Да и сам сюжет трагедии – мурашки обеспечены.
            Недаром у них еще издавна практиковались всякое колдовство, мистика, убийства (найдите мне хоть один замок без приведения), все эти рыжии ведьмы – всё оттуда. Кстати “Готический роман” основанный Анной Рэдклиф с соотечественниками был весьма и весьма популярен в свое время. И битву с Непобедимой Армадой, решившую участь Европы, и лишившую Испанию мирового владычества, они же, опять Англы и Саксы выиграли не без колдовства и помощи темных сил. Вспомним после всех сражений “...Армада обогнула Шотландию и 21 августа вышла в Атлантический океан. Испанские моряки плохо знали этот район, навигационных карт на него у них не было. Начавшиеся в сентябре штормы разметали испанский флот, многие корабли, сбившись с курса, потерпели крушение у берегов Ирландии, выбравшиеся на берег испанцы были либо убиты на месте местными жителями, либо захвачены в плен ради выкупа. Всего Армада потеряла около 3/4 личного состава. Уцелевшие 67 или 65 её кораблей (из первоначальных 130) достигли испанских берегов...” В фильме “Золотой век” сама королева Елизавета, правившая в то время, колдует над Армадой после одного из визитов астролога. Так что даже жалко испанцев, несмотря на то что сами держали всю Европу в страхе. Но при сегодняшнем размахе неоязычества так и хочется назвать цитатой из одного батюшки: “вот уж точно Инквизиция Святая ”. И протестанские все секты – творения Джонов Смитов. Видно склонность к сектанству, к коммунам – издавна.
            Страх был корнем всего творчества Хичкока. Ему нравилось испытывать это чувство, находясь в безопасности, что он и выработал в своем собственном стиле suspense, который явился фактически предтечей всех фильмов ужасов. В свой мир он сумел завлечь толпы неискушенных зрителей, держа их в напряжении до самого конца.
            А почитаешь Марка Твена, как он описывал Дикий Запад казалось бы интеллигентного 19-ого века – волосы на голове встанут и покачаются – головорезы, хвалящиеся, кто скольких замочил, продажные судьи, алкоголики, сумасшедшие золотоискатели, жадные до злата, грубые нравы, темные люди –  потому и “дикий”. “Но это все в прошлом. Теперь мы все “цивилизованные” и очень этим гордимся.” А гордится есть чем. Америка как правоприемница Британии с ее имперскими амбициями вторгается в любую страну, устанавливает там свой порядок, все ради достижения “благой цели” – установления демократической цивилизации, а ради такой цели как у Ленина – “все средства хороши” и жертвы оправданы. Ну оставим политику – она скверно пахнет.
                У Ирландцев есть такая то ли шутка, то ли присказка: “Вопрос: Зачем Бог дал Ирландцам алкоголь и красные носы? Ответ: Чтобы они не захватили весь мир полностью!” А они и так почти им владеют. Британская империя была самая большая по территории, включая водные пространства, и нигде им не было тяжко – ни в жаркой Индии (хотя казалось бы, завоеватели из северной страны, дак нет же), ни в Африканских колониях, ни в суровой Америке, до которой еще чтобы доплыть, надо ой-как постараться. Ну а про Австралию с Новой Зеландией и нечего говорить. Везде они лезут, суют свой нос, и учат как жить. Хотя, можно подумать, сами знают как! Часы переводить – идея какого-то англичанина. Непонятно до сих пор – а больше ли от этого пользы чем вреда? Вы подумайте – Джордж Байрон до того как стать великим поэтом – еще не написав и не издав ни одного своего известного произведения вообше – в одиночку в 1809 году переплыл пролив Дарданеллы, тем самым поставив своеобразный рекорд! А ширина пролива между прочим от 2 до 6 км в зависимости от места, и не забывая про течение. Ну ни курьез ли? Велкикий поэт, писатель, дипломат так рискует жизнью, и ради чего? Чтобы потом гордиться (безусловно это достижение!) и всем рассказывать. А если б не доплыл, ведь такая опасность была, мы бы, страшно подумать, лишились бы не только великого поэта, но и “романтизма” и “байронизма” как такого, а без этого Пушкин и Лермонтов были бы другими, да и вообще невозможно представить, что было бы, а чего не было тогда. Но им не привыкать – воля к победе, железная уверенность, жесткость и решительность – в крови. Если не получается побеждать, то идут на хитрость. Проверено на собственном опыте, игрой в шахматы. Как “хитрый лис” из одноименной сказки, или тот же кролик Багз Банни из мультика – обманет, собъет с толку, и воспользуется  этим в своих интересах. Так и в политике у них – во всем. Они – tough (трудный, твердый), и с ними надо быть tough. А если будешь слишком добреньким, мягкотелым, прогибаться – согнут, сотрут, даже не моргнув. Столько у них энергии. Видимо не случайно и рок-музыка оттудова. Когда закончились военные действия, начался рок – энергию-то куда-то надо выплескивать. А поскольку ее столько, то и в этом деле их никто не переплюнет, в драйве на сцене, и в силе и широте вокала равных не так уж много.
                Когда уже пожилого президента Рейгана ранили во время покушения выстерлом,он сам (!) дошел до госпиталя, катигорически противясь помощи, а там еще успевал шутить c медперсоналом: “надеюь вы все республиканцы!”.Вот в чем, в чем, а в хорошем юморе потомкам кельтов не откажешь –  это я в них ценю.

                В городе, в котором я живу, бывает скучно. Здесь нет такой бурной кипящей жизни, в том числе и ночной, как в больших мегаполисах, но тут есть что-то свое, как наверное в любом городе. Тот же, в котором я никогда не был, домик Лавкрафта, творчеством которого никогда не увлекусь. И другие дома Викторианского стиля. Тот же итальянский район в котором много галлерей и выставок с бесплатным вином) А художников много - в штате. Художники никогда не исчезнут. Низкого ли, высокого уровня. Потому что ‘худо’ без них, без всех этих творцов, первооткрывателей, энтузиастов, отчаянных и верящих в идею людей. Когда придет сплошной компьютер – стальной, холодный, без чувств и совести – и сомнет своими пружинами всю красоту, да вообще все –  то может быть, как когда-то люди ушли от природы в города-коробки, они снова потянутся наружу, в мир, в мать-природу, откуда они вышли и которая их приютила снова. Но это уже будут отдельные элементы, редкие, в которых голос природы был услышан более отчетливо, как из романа Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”.


Рецензии